О! Болонский процесс тронулся

Автор : Лидия Суржик
27 мая 00:00

Присоединение нашей страны к Болонскому процессу в украинском обществе восприняли по-разному — ...

 

Присоединение нашей страны к Болонскому процессу в украинском обществе восприняли по-разному — политики восторженно, чиновники от образования тут же зашуршали методическими рекомендациями, руководители вузов выстроились в очереди у министерских кабинетов, преподаватели смахнули пыль с учебного пособия «Вища освіта України і Болонський процес», а студенты наперебой засыпали вопросами: «На лекции теперь ходить не обязательно? Экзамены отменят? И сессий не будет?..» Неудивительно, что вопросов пока больше, чем ответов. Ведь Украина только встала на путь в европейское образовательное пространство.

О Болонском процессе за последние два-три года написано немало, в том числе и в нашем еженедельнике. (Сегодня уже даже первоклассник не перепутает слова «болонский» и «оболонский»). В основном это были статьи информационно-теоретического характера, размышления ученых и специалистов о преимуществах вхождения Украины в объединенное европейское образовательное и научное пространство. О конкретных же аспектах этой интеграции говорилось значительно меньше. Поэтому сегодня далеко не все, даже в просвещенских кругах, имеют представление о том, как преобразования, связанные со вхождением национальной системы образования в общеевропейское пространство, скажутся на реальной практике. Об этом мы решили расспросить министра образования и науки Станислава НИКОЛАЕНКО.

— Уже почти шесть лет европейское образовательное сообщество живет под знаком Болонского процесса, — рассказал Станислав Николаевич. — Задача присоединения Украины к этому процессу была в числе важных государственных приоритетов.

Присоединение к Болонскому соглашению позволяет нам совместно с другими странами Европы формировать единый рынок труда высшей квалификации, расширить доступ к европейскому образованию, обеспечить мобильность студентов и преподавателей, ввести систему степеней высшего образования с выдачей понятных во всех странах Европы приложений к дипломам. И это закономерный процесс. Ведь после создания Европейского Союза, формулирования общеевропейских правовых норм (так называемого «европейского права»), внедрения единой денежной единицы (евро) возникла необходимость и в формировании единого европейского образования. Без этого просто невозможно обеспечить функционирование европейского содружества.

Уже в который раз хотел бы подчеркнуть, что ключевая позиция Болонских соглашений — не унификация высшего образования в Европе, а широкий доступ к разнообразию образовательных и культурных достижений разных стран.

— Сейчас в вузах вроде бы отменяются сессии (в промежутке между которыми, как уверяет студенческий фольклор, живется весело) и вводится система кредитов, аналогичная ЕСТS (Европейская кредитно-трансферная система). Понятие «кредит» у нас как-то не ассоциируется с учебным процессом...

— Это совсем не так. Экзаменационные сессии останутся, но количество экзаменов может коренным образом измениться. Собственно, меняется и сама сущность экзамена, поскольку на протяжении семестра студенту уже не придется, как вы сказали, жить весело. Это будет ежедневная упорная и творческая работа студента по усвоению учебного материала с соответствующим контролем со стороны преподавателя.

Что касается европейской кредитной системы (ЕСТS), то она способствует облегчению признания учебных достижений студентов разных стран и разных учебных заведений благодаря использованию общепринятой системы оценки и измерению учебной нагрузки студентов в кредитах ЕСТS.

По поводу понятия «кредит». В Украине объем учебного времени определялся в кредитах — 54 часа, и все работники образования это знают. Вхождение национальной высшей школы в европейское образовательное пространство предусматривает внедрение во всех национальных системах образования единого критерия учета трудоемкости учебной работы — зачетных кредитов. За основу принята Европейская кредитная трансферная система (ЕСТS), согласно которой цена зачетного кредита составляет 36 академических часов. Или же, иными словами, один зачетный кредит равен примерно двум третям украинского кредита учебного времени.

Характерно, что по европейской системе студенты получают кредиты за все виды учебной нагрузки, предусмотренные учебным планом. Сюда входят как аудиторная, так и самостоятельная работа, прохождение практики, сдача экзаменов и даже участие в олимпиадах, конкурсах и т. п.

— А будут ли ставить оценки за контрольные работы, практические, семинарские занятия? Какой будет процедура оценивания знаний при кредитно-модульной системе? В общем, каким образом будет осуществляться контроль качества образования?

— Оценки могут выставляться по тем объектам контроля, что и раньше, то есть за контрольные, работу на семинарских занятиях, выполнение самостоятельных заданий и т. п.

И процедура оценивания будет такой же, как и раньше. Единственным нововведением для наших высших учебных заведений, согласно болонским требованиям, будет переход от четырехбалльной шкалы оценки к шкале по системе ECTS (семибалльной). Кстати, в высшем учебном заведении текущий контроль может осуществляться по разным шкалам.

— Говорят также об уменьшении аудиторной нагрузки (раньше 36 часов в неделю, теперь — 26). Студенты будут ходить на лекции или же только бегать за преподавателями, чтобы «получить кредиты»?

— По сравнению с зарубежными высшими учебными заведениями наши вузы имеют значительно большее количество часов недельной аудиторной нагрузки, что в определенной степени лишает студента возможности приобретать навыки самостоятельной работы, а также быть подготовленным к самостоятельности в его дальнейшей профессиональной деятельности. Не забывайте, что одна из главных задач высшей школы заключается в том, чтобы научить молодого человека учиться, самостоятельно ориентироваться в мире знаний. Слишком большое количество аудиторных часов обременяет и преподавателя, которому не хватает времени заниматься научной деятельностью, профессионально расти. Следовательно, министерство ориентирует вузы на уменьшение недельной аудиторной учебной нагрузки студентов и увеличение времени на самостоятельную работу студентов и наполнение ее новым содержанием.

— Студент будет иметь возможность самостоятельно определять учебную нагрузку? Например, не 30 кредитов в год по какой-либо дисциплине, а 60 или не 60, а 30 в год, учась без отрыва от производства?

— Хочу сразу подчеркнуть ошибочность этого утверждения.

Учебная нагрузка в год для всех студентов, согласно требованиям Болонской декларации, должна составлять 60 кредитов ЕСТS (а не 30 или 40). И в соответствии с этими требованиями высшие учебные заведения Европы должны формировать учебные программы подготовки специалистов по той или иной специальности. А самостоятельно определиться студент может при выборе той или иной бакалаврской или магистерской программы, по которой он хочет учиться.

Кроме этого, учебные программы подготовки бакалавров и магистров предусматривают как нормативные учебные дисциплины, которые обязательны, так и выборочные, направленные на углубление профессиональных знаний студента в области его будущей деятельности, в соответствии с требованиями рынка труда или же собственными вкусами. Из списка таких дисциплин он может выбрать те, которые помогут ему сформировать собственную траекторию обучения.

— Одной из ключевых позиций Болонского процесса является двухступенчатая система высшего образования. У нас до сих пор — бакалавр, специалист, магистр...

— В Европе пока не сформирована единая система ступенчатого высшего образования, хотя в большинстве стран оно двухступенчатое, что приближается к рекомендациям Международной стандартной классификации образования.

Одна из основных задач, которая должна быть решена в рамках требований Болонской декларации, — введение двух циклов обучения: первый цикл — для получения степени бакалавра с продолжительностью обучения 3—4 года, второй — для получения степени магистра (1—2 года обучения после бакалаврата).

Альтернативы переходу на двухступенчатую систему высшего образования для Украины нет. А для этого нужно осуществить модернизацию структуры и названий образовательных и образовательно-квалификационных уровней высшего образования, чтобы они были понятны для Европы во время определения градаций дипломов, степеней и академических квалификаций.

— Нужно ли готовить магистров изо всех, кто поступил в вуз?

— Насущной необходимости в этом нет. Отмечу, что в большинстве европейских университетов обучение в магистратуре продолжают не более трети выпускников бакалаврата. Сегодня многие наши выпускники бакалаврского уровня стремятся поступить в магистратуру потому, что бакалавр, согласно действующим законодательным актам, — это специалист, имеющий базовое, а не полное высшее образование, зачастую он не может реализовать себя на отечественном рынке труда.

Считаю, что решение этого вопроса на сегодняшний день стало уже общеевропейской проблемой. Мы же совместно с европейскими странами до 2010 года должны определиться в этом вопросе. Считаю, что наш опыт подготовки магистров будет полезен при формировании подходов к роли и месту магистров в структуре экономики и содержанию их подготовки.

— Какие дипломы будут получать выпускники украинских вузов? С дипломом бакалавра нашего университета можно продолжить обучение в зарубежном вузе?

— Сегодня выпускники наших вузов получают диплом государственного образца и соответствующее приложение к нему. Однако это приложение по своей структуре и содержанию не соответствует требованиям системы ЕСТS, что осложняет возможность продолжения обучения в зарубежном вузе. Ведь оно не содержит данных о количестве зачетных кредитов, данных об успеваемости согласно шкале ЕСТS и т. п. Однако уже сейчас в украинских высших учебных заведениях ведется работа по внедрению приложения к диплому европейского образца, которое будет выдаваться по желанию студента, начиная с 2005/2006 учебного года. То есть формально уже можно говорить о продолжении обучения в других вузах, реально же этот процесс начнет действовать с 2010 года.

— А всем ли вузам (ведь их почти 350! Только национальных университетов уже 83) нужны болонские стандарты? В конце концов, диплом европейского образца может выдать далеко не каждый...

— Необходимо признать, что сегодня не все высшие учебные заведения «доросли» до европейских требований. И здесь необходима реализация дополнительных мер, в частности повышение требований к существующему порядку аккредитации учебных заведений. В последнее время работа на этом направлении в определенной степени усовершенствовалась, но здесь придется усилить участие общественности. Например, будем привлекать к работе Государственной аккредитационной комиссии (ГАК) общественность и студентов как получателей образовательных услуг. Таковы европейские нормы.

Высокое качество образования — основной показатель деятельности высшей школы. Если не обеспечим его соблюдение, то не может быть и речи о выдаче диплома о высшем образовании.

— Станислав Николаевич, в одном из интервью вы сказали, что пять десятков вузов уже лишены аккредитации. Означает ли это, что при переходе к болонским стандартам произойдет серьезная ревизия учебных заведений: учат ли там чему-нибудь, или же некоторые из них являются просто коммерческими фирмами по зарабатыванию денег?

— Этот процесс неминуем. Без очищения образовательного поля от псевдовузов невозможно говорить о продвижении национального высшего образования на европейском рынке труда. Более того, от низкого качества образовательных услуг страдает наша экономика и все мы. И здесь хотелось бы отметить, что присоединение Украины к Болонскому процессу решает две важные задачи. Во-первых, мы должны работать на уровне европейских требований, во-вторых, таким образом мы гарантируем высокий уровень качества образования.

— До сих пор ВАК не признавал зарубежные дипломы...

— Присоединение к общеевропейскому образовательному пространству позволит в дальнейшем снять целый ряд искусственных преград на пути сближения образовательных и научных систем разных стран Европы. Несомненно, это будет касаться и взаимопризнания научных степеней.

— Как вы представляете реализацию концепции «обучение в течение всей жизни» в наших реалиях?

— Научить учиться — главная задача, которая стоит перед системой современного образования. В цивилизованных странах объем научной информации меняется каждые два с половиной года, профессии перестают быть актуальными или вообще исчезают через пять — восемь лет. Каждый год где-то на четверть теряется актуальность того, чему научился. Может произойти так, что полученная профессия по окончании вуза будет уже невостребована на рынке труда. И потому последипломное образование сегодня приобретает как никогда важное значение. Мы это понимаем и уже сейчас разработали законопроект «Об образовании взрослых (обучение в течение жизни)», предусматривающий создание законодательных основ реализации различных программ последипломного обучения.

Вхождение в Болонский процесс открывает возможности последипломных программ в пределах европейского образовательного пространства.

— Мы говорим об общеевропейском образовательном пространстве, в то время как в Украине нет целостной системы высшего образования. Так, медицинские вузы подчинены Министерству здравоохранения, аграрные — Минагрополитики и т.д.

— Действительно, на сегодняшний день высшие учебные заведения подчинены 27 министерствам и ведомствам. И говорить здесь о целостности системы высшего образования сложно. Таковы реалии. Но взятые нами обязательства — до 2010 года привести свою образовательную отрасль в соответствие с европейскими стандартами — будут способствовать интенсификации становления целостной системы высшего образования. За это время, уверен, сформируется соответствующее общественное мнение, будет и соответствующее понимание со стороны отраслевых министерств. Подчинение вузов Министерству образования и науки — процесс неминуемый, как и их укрупнение. Такова позиция Президента Украины, правительства, и мы будем последовательно воплощать ее в жизнь.

— Сектор, который прежде объединяло понятие «среднее специальное образование», в частности вузы І—ІІ уровня аккредитации, оказался за пределами Болонского процесса...

— Специалисты по техническим специальностям, а теперь — младшие специалисты, которых готовит сектор техникумов, ценились во все времена. Ведь здесь на первое место выходят профессиональные практические навыки, а не глубокие теоретические знания. Эта группа учебных заведений будет выведена из системы высшего образования в отдельное звено с сохранением подготовки таких же специалистов. Конечно, выпускники этих учреждений смогут продолжать обучение по бакалаврским программам.

— Скоро вступительные экзамены. Среди работников образования пошли слухи, будто с нынешнего года вступительные экзамены будут только в форме тестов. Как они будут проходить во время нынешней вступительной кампании — традиционно, а также с учетом результатов внешнего тестирования?

— Вопросы вступительной кампании могли бы стать предметом отдельного разговора. Хочу подчеркнуть, что главная задача вступительной кампании-2005 — обеспечить прозрачность, открытость и объективность оценки знаний абитуриентов. Мы стремимся изменить общественное мнение по поводу невозможности поступления в высшее учебное заведение честным путем, без протекции или взятки. Мы сделаем все, чтобы убедить людей: путь в высшую школу открыт лишь для тех, у кого есть основательные знания и уверенность в собственных силах. Наш лозунг: «Высшее учебное заведение — территория, свободная от взяточничества и коррупции».

Что касается форм проведения вступительных экзаменов, то руководители высших учебных заведений сориентированы на максимальное внедрение тестовых технологий, которые сделают невозможным любое внешнее вмешательство. Кроме того, в нынешнем году результаты внешнего независимого тестирования зачисляются как вступительные экзамены во всех высших учебных заведениях. Убежден, что вступительная кампания этого года будет коренным образом отличаться от предыдущих.