НА ЗАРПЛАТУ УЧИТЕЛЯМ — ЗДАНИЕ РАЙИСПОЛКОМА

Автор : Надежда Федотко
13 декабря 00:00

Если большая группа людей открыто выразила недовольство бюджетным обеспечением (а вернее, отсутс...

 

Если большая группа людей открыто выразила недовольство бюджетным обеспечением (а вернее, отсутствием такового) своей деятельности, если даже в самой этой группе мнения полярно разделились, если в результате действий педагогов страдают дети - это и есть урок противостояния, который преподала длительная забастовка николаевских учителей.

Ситуация напоминает перетягивание каната, концы которого удерживают с одинаковой силой. На одном конце - власти с донельзя тощим бюджетом, на другом - четыре тысячи преподавателей общеобразовательных школ, проживших в долг, без зарплаты несколько месяцев.

Если с одинаковой силой перетягивать канат, есть риск, что тот разорвется. В случае же с забастовкой учителей - тоже риск. Ведь даже припертые к стенке бессрочной забастовкой власти были не в состоянии достаточно быстро изыскать баснословную по нынешним временам сумму в 3,5 миллиона гривен, дабы погасить задолженность николаевским педагогам за август-октябрь.

В то время, когда закончились осенние каникулы и в других регионах дети и их педагоги привычно вернулись в свои классы, более шестидесяти тысяч николаевских школьников с затаенным любопытством ожидали: уж не превратятся ли их осенние каникулы сразу же - в осенне-зимние?

Ведь забастовали 58 школ. У взрослых - свои проблемы. Учителя-забастовщики решили искать правду в столице: послать письмо на имя Президента Л.кучмы, председателя ВР А.Мороза, премьер-министра П.Лазаренко, в котором говорится о недостаточном финансировании и других бедах системы образования.

Однако разбираться пришлось на месте. На встрече с профсоюзными активистами мэр Николаева А.Бердников информировал о распределении средств городского бюджета. Вывод однозначен: доходы не дотягивают даже до минимума расходов. Он также рассказал о мерах, предпринимаемых горисполкомом для выплаты задолженности учителям. В их числе - продажа здания Центрального райисполкома. Готовится аукцион, на который предварительно собрали еще около двадцати объектов.

Следует вспомнить, что забастовочная ситуация в Николаеве сложилась по двум причинам: недостаточное финансирование из городского бюджета и резкое снижение в третьем и четвертом кварталах прибыльной части бюджета... Даже в такой ситуации администрация города, области делала все возможное, чтобы погасить забастовку, вернуть николаевские школы в нормальное русло.

- Если у кого-то сложилось мнение, что предпринимаемые нами меры - реакция на проходящую забастовку, он глубоко заблуждается, - сказал глава облгосадминистрации Н.Круглов. - далеко не в лучшем положении находятся учителя в Первомайске, Вознесенске, в сельских районах. И если все они начнут бастовать, к положительному решению проблемы мы никогда не придем.

А что же сами учителя? Из-за принятого решения о забастовке в коллективах созрело... внутреннее противостояние. В то время, как одни считали приемлемым добиваться своего права на своевременную оплату труда с помощью забастовки, другие придерживались мнения, что забастовка - не метод. Правда, благодаря ей за довольно непродолжительное время с начала забастовки в городском бюджете после принятых горисполкомом мер произошли изменения в лучшую сторону. Это позволило начать выплату 30% зарплаты за август педагогам Центрального, Заводского, а затем Ленинского районов областного центра. Но тут же следует оговориться: у просвещенцев не было уверенности, что, получив свои первые 30 процентов и прекратив забастовку, они и дальше бесперебойно будут получать свои деньги. И тем не менее, противостояние в учительской среде наблюдалось в течение всей забастовки. От нее отошел коллектив СШ №4, пробастовавший всего один день, вслед за ним - коллективы украинской педагогической гимназии и школы-лицея №38. Всего же восемь школ раньше других вышли из забастовки.

В то время, когда школы были закрыты и неприкаянные дети не знали, куда деться, частично выручали библиотеки (тоже не обласканные бюджетом), Дом художества и технического творчества детей и юношества. Большинство учеников просиживали целыми днями у телевизоров или же бесцельно бродили по окрестностям в поисках приключений и находили их, либо становились жертвами преступлений, либо совершали их. Конечно, такое случалось и до забастовки, но последняя все же спровоцировала увеличение числа подобных случаев.

Впрочем, всем ясно и то, что учителя забастовали не от хорошей жизни. В своем открытом письме они написали: «Голодный и униженный не может воспитать свободного, нищий не может быть добрым, неразвитый не даст знаний...»

Бастовавшие педагоги Николаева уверены, что их борьба за свои права - наглядный урок для детей. Уроки, как известно, бывают разными. Впрочем, как и их оценка всеми сторонами случившегося противостояния: властями, родителями, детьми, самими педагогами. Желательна все же оценка трезвая, а не эмоциональная.