На олимпиадах для школьников сэкономили

Автор : Оксана Онищенко
19 февраля 00:00

Деньги, деньги и еще раз деньги. Из-за их нехватки Министерству образования и науки пришлось внести изменения в собственный приказ о проведении предметных олимпиад для школьников и отказаться от Всеукраинских олимпиад для учеников 8–9 классов. Теперь только выпускники смогут принять в них участие.

 

Деньги, деньги и еще раз деньги. Из-за их нехватки Министерству образования и науки пришлось внести изменения в собственный приказ о проведении предметных олимпиад для школьников и отказаться от Всеукраинских олимпиад для учеников 8–9 классов. Теперь только выпускники смогут принять в них участие.

Единственный предмет, который не затронуло сокращение, - украинский язык. Здесь олимпиады будут проходить в полном объеме - и районные, и городские, и областные, и всеукраинские, с
8 по 11 класс. По другим предметам ситуация хуже. До 10 класса олимпиады тоже будут проводиться, но без всеукраинского тура, т.е. самым высоким будет областной этап. В 10 классе всеукраинское соревнование будет организованно только по тем предметам, по которым проводятся международные олимпиады (ведь в международных соревнованиях принимают участие и десятиклассники, следовательно, всеукраинский тур, кроме прочего, поможет отобрать лучших, тех, кто будет представлять Украину на международном уровне).

А вот в 11 классе всеукраинские олимпиады будут проводиться в полном объеме, по всем предметам. "Это связано с тем, что по Условиям поступления у победителей всеукраинских олимпиад есть преференции - дополнительные баллы к конкурсному. Будет справедливым дать выпускникам возможность испытать свои силы по разным предметам", - объясняет заместитель министра образования Павел Хобзей.

Почему же вдруг не хватило средств на такое важное дело, как олимпиады? Ведь сумма, выделенная государством на их проведение, та же, что и в прошлом году - 3 млн грн (1, 5 млн грн - на проведение международных олимпиад, 1,2 млн грн - всеукраинских, и 300 тыс. грн - на конкурс "Учитель года").

Этому есть несколько объяснений. Во-первых, средств не хватало и в прошлом году. "Тогда пришлось отказаться от проведения всеукраинских олимпиад по ряду предметов даже в 11 классе, - говорит Павел Хобзей. - Провели столько, на сколько хватило денег. Некоторые олимпиады частично финансировали спонсоры. А в этом году мы пошли другим путем - в 11 классе решили проводить все 26 олимпиад, которые есть, в 10 классе - 9 олимпиад, связанных с международными. А в других классах всеукраинский этап сократить (кроме украинского языка)".

Во-вторых. "Сумма в этом году выделена та же, только деньги другие, - говорит заместитель министра. - Цена питания и проживания для участников всеукраинских олимпиад изменилась".

Но ситуация не настолько безнадежная, считают в Минобразования. И надеются на помощь спонсоров: "Министерство открыто для спонсорских средств на проведение олимпиад. На сегодняшний день есть гарантийное письмо и средства для проведения олимпиады по математике. Благодаря спонсорскому финансированию мы будем проводить олимпиады по этому предмету в полном объеме - спонсоры профинансируют 8 и 9 классы, а МОН выделило средства на 10–11 классы. И мы продолжаем искать спонсоров. Благодарим небезразличных за помощь", - комментирует П.Хабзей.

Петр Чернышев, президент компании "Киевстар", одного из меценатов олимпиадного движения, комментирует: "Образовательные инициативы - ключевое направление корпоративной социальной ответственности "Киевстар". Чтобы наши инвестиции были результативными, мы решили сосредоточить усилия на естественных науках. Прежде всего, это STEM-предметы (Science - наука, Technology - технологии, Engineering - инженерия и Mathematics - математика). Именно эти науки, по моему убеждению, создают основу для инновационного развития страны. Дети, принимающие участие в олимпиадах, со временем сформируют научно-инновационное ядро общества. "Киевстар" в рамках социально-образовательной инициативы "Make Your Mark" поддерживает школьников в их стремлении к изучению точных наук. Наша цель - помочь раскрыть и развить таланты, в будущем они смогут достойно представить потенциал Украины на международном уровне. В 2015 году "Киевстар" поддержал проведение 3 летних школ и
15 олимпиад (в том числе 3 международных) по точным наукам. В мероприятиях приняли участие свыше 3500 украинских школьников. Все они получили опыт и знания. В 2016 году мы продолжим нашу образовательную инициативу, в рамках которой будем поддерживать и рассматривать различные идеи и предложения в этой сфере".

Будто бы все логично и понятно - и почему сокращены олимпиады, и на что надеяться, и чего ожидать. Но тех, кто занимается поддержкой олимпиадного движения (небезразличных учителей, родителей, организаторов), беспокоит вопрос: если спонсоры не найдутся и не удастся провести всеукраинские туры в восьмых и девятых классах по разным предметам, будет ли у учеников мотивация серьезно заниматься подготовкой к олимпиадам? Всеукраинский уровень - это не только моральное удовлетворение, но и мощный стимул. Не станет ли такая экономия (пусть и вынужденная) губительным фактором для системы отбора и поддержки талантливых детей?

Не станет, считают в Минобразования. Ведь всеукраинские олимпиады будут проводиться в 10 и 11 классах (в последнем случае - по всем предметам). Это и есть стимул и цель для лучшей подготовки.

Вынужденная экономия все же нанесет вред, считают оппоненты. Поскольку, к сожалению, только в отдельных школах подготовка к олимпиадам ведется системно. Часто учителя начинают готовить своих учеников к олимпиаде за несколько месяцев до ее начала, а сразу же после последнего этапа бросают это дело. Всеукраинский уровень заставил бы их серьезнее подойти к вопросу.

Но, если откровенно, - разве только во всеукраинском туре дело? Если мы оставим его по всем предметам во всех классах - спасет ли это олимпиадное движение? Очевидно, нужна системно организованная работа. В элитных лицеях или гимназиях (которых в стране не так уж много) она ведется. Там администрация находит возможность стимулировать талантливых энтузиастов-учителей и приглашенных из ведущих университетов руководителей кружков. И именно такие школы дают призеров и победителей олимпиад высочайшего уровня. А в целом по стране ситуация далеко не настолько оптимистичная. Часто занятия школьных специализированных кружков превращаются в обычные дополнительные уроки по тому или иному учебному предмету, которыми "догружают" учителей и успокаивают родителей. На таких занятиях занимаются по школьной программе, дозубривают и дописывают то, что учитель не успел растолковать на уроке. Ну а талантливым детям, которые хотят и могут готовиться к олимпиадам , но не имеют возможности учиться в элитных лицеях, приходится искать репетиторов, записываться в специальные летние школы, искать научные центры при вузах (которых тоже не так уж много).

Очень необходима продуманная система стимулирования учителей, работающих с талантливой молодежью. Стимулы должны быть и моральными, и материальными. Получить грамоту - это, конечно, хорошо. Но достаточно ли для того, чтобы талантливый педагог со скромной зарплатой многие годы на одном лишь энтузиазме продолжал делать свое такое важное для страны дело?

"Если учитель подготовит ученика к олимпиаде, и тот даже станет призером в области или районе, то, как я шучу, учителю за это ничего не будет. То есть награда будет абсолютно неадекватной тем усилиям, которые человек приложил. Скажут "молодец!" Ну, может, грамоту дадут. А потом прибавят: "Олимпиады - это хорошо, но посмотрим, как ваши дети сдадут ВНО и выпускные экзамены (государственную итоговую аттестацию)". И учитель поймет, что ему намного легче, выгоднее (в смысле репетиторства) и полезнее готовить учеников к тестированию, чем вести кружок для талантливых детей за небольшую зарплату", - объясняет Богдан Рублев, доктор физико-математических наук, профессор КНУ им. Тараса Шевченко, лидер команды Украины на Международной математической олимпиаде.

То, что из-за недостатка средств пришлось экономить на олимпиадах - это, конечно, не радостная новость. Но разве проблема только в структуре состязаний? Дело в отношении к олимпиадному движению в целом. И пока это отношение не изментся, не сможем надеяться на полноценную поддержку талантливой молодежи и говорить об эффективных инвестициях в будущее.