МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: УЧЕБНИК ОПАСЕН ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Автор : Валентина Гаташ
03 ноября 00:00

Валентина ГАТАШ (Харьков) По мнению гигиенистов, такую печать нужно ставить на обложки многих учебных пособий, по которым учатся сейчас украинские школьники...

 

Валентина ГАТАШ (Харьков)

По мнению гигиенистов, такую печать нужно ставить на обложки многих учебных пособий, по которым учатся сейчас украинские школьники.

И даже с большим основанием, чем на пачках сигарет, поскольку курить детвору никто не заставляет. А вот по нескольку часов сидеть над страницами, которые способны «посадить» зрение всего за год учебы на всю оставшуюся жизнь, детишек взрослые понуждают. И любящие родители, и учителя, и издатели, и народные депутаты, и чиновники.

Тревогу подняли ученые Харьковского государственного медицинского университета, которые в рамках своей научной работы исследовали состояние здоровья харьковских школьников. Оказалось, что за всю историю украинской офтальмологии у школьников не было такого катастрофического положения со зрением. Причин тому несколько, но одна из главных — низкое полиграфическое качество учебников.

Агрессоры прячутся в ранцах

Я держу в руках брошюрку, изданную харьковским учебно-методическим центром «Школьник» под названием «Тетрадь с печатной основой по алгебре», для 7-х классов. Тонкая серая бумага, едва различимые крошечные буквы, плохо пропечатанные мелкие рисунки. Такой же вид у «Тетради с печатной основой по геометрии» и еще многих десятков учебных книг, которые продемонстрировали мне специалисты, других издательств, как областных, так и киевских.

— Знаете, как называются такие книги? Визуально-агрессивная среда, — говорит кандидат медицинских наук, сотрудник кафедры гигиены и экологии №2 Харьковского государственного медицинского университета Леонид Подригало. — Этот термин появился несколько лет назад в связи с распространением компьютерной техники, но уже прочно вошел в экологическую науку. Кроме компьютеров, специалисты относят сюда и другие объекты, которые также могут приводить к зрительному утомлению и к потере зоркости. В частности, книги, изданные без учета физиологических законов зрительного восприятия.

Ученые подвергли оценке сто тридцать три учебника и учебных пособия из тех, которые используются в школах Харькова, исходя из того, что в гигиене существует понятие четырех возрастных категорий, которые отличаются степенью зрелости зрительной системы. Принималось во внимание почти два десятка показателей, в том числе различные параметры бумаги, шрифта и набора, качество печати, другие требования к оформлению издательской продукции. В качестве нормативной документации использовались существующие ныне «Санитарные правила по оформлению школьных учебников» и отраслевой стандарт Украины «Підручники і навчальні посібники для загальноосвітніх шкіл та інших типів середніх навчальних закладів», а также разработанные харьковчанами «Тимчасові гігієнічні вимоги до дитячої видавничої продукції на території Харківської області».

Итак, начнем с бумаги, поскольку ее качество — это основа нормального печатного изображения. Как оказалось, нарушения по цвету и оттенку бумаги имели 16% изданий для младшей школы, 50% книг — для средней и 40% учебников — для старшеклассников. По характеру поверхности соответственно 24%, 40% и 36%, по неравномерности — 0%, 40% и 36%. Все исследованные книги были изданы на бумаге, просвечивающей текст с обратной стороны страницы, что недопустимо.

Что касается шрифтов, то тут издатели отобранных учебников на диво единодушны! Абсолютно все, не сговариваясь, занизили величины основного шрифта, то есть уменьшили буквы в сравнении со стандартом. Так, в книжках для малышей размер шрифта должен составлять от 20 до 12 кеглей. Однако лишь 8% учебников имели шрифт размером от 18 до 13 кеглей, 28% — вписывались в самую низкую планку нормы, остальные 60% уменьшили буквы почти вдвое! Аналогичная картина с книгами для средних и старших классов.

Есть масса других нарушений: набор текста в две или три колонки вместо одной, превышение нормативного количества переносов на странице, слишком малое расстояние между рисунком и текстом, экономия на полях всех видов, пестрота шрифтового оформления, большая оптическая плотность цветного фона и т. д. и т. п.

От маленьких букв — к большим очкам

— А почему, собственно, от такого текста портится зрение ребятишек? — спрашиваю я доктора биологических наук Марину Кочину.

— Наш глаз рассматривает любую деталь, в том числе буквы, под определенным углом зрения. Этот угол определяется, с одной стороны, величиной объекта, а с другой, расстоянием, с которого он рассматривается. Другими словами, чем меньше объект, тем с более близкого расстояния нужно его рассматривать. Если величина шрифта в книге занижена, ребенок инстинктивно старается восстановить нужный угол зрения единственно доступным ему образом — он сокращает расстояние от глаза до рабочей поверхности.

Зайдите в любой класс — дети читают, низко наклонившись к парте. Физиологическая, заложенная природой норма — от глаза до страницы расстояние должно быть около 33 сантиметра — явно не выдерживается. Такая ситуация неминуемо приводит к нарушению координации адаптационно- компенсаторных механизмов зрительной системы, вызывает значительное напряжение аккомодации, что приводит к ее спазму. А это уже первый шаг к близорукости!

— А для чего нужны поля определенных размеров?

— Размеры полей формируют геометрический центр страницы и оттеняют текст. Поля облегчают чтение, создавая контрастный фон с печатными знаками, на них глаз «отдыхает». Для чего, например, ширина поля на развороте должна быть не менее 26 миллиметров? Чтобы глаз на каждой строчке не перепрыгивал с левой страницы на правую, совершая лишние движения. Он ведь двигается непроизвольно! Законы оптимального восприятия текста не придуманы офтальмологами и гигиенистами, они сформированы природой.

По той же причине в изданиях для детей запрещено построение текста в две колонки, не считая словарей и другой справочной литературе. А в нашей «коллекции» есть учебники, где текст построен в три и даже четыре колонки!

— А как отражается на восприятии качество бумаги?

— Вот смотрите, в выходных данных этого учебника написано — «бумага типографская». Это неправда. На самом деле это обычная газетная бумага, буквы и рисунки отпечатываются на ней нечетко, неравномерно, двоятся. В напрасных попытках получить четкое изображение глаза будут постоянно напрягаться, стараться перефокусироваться. К тому же газетная бумага рассчитана на одно-два прочтения, а учебник читается постоянно, он рассчитан минимум на три года.

А если иметь в виду, что практически в каждой книге нарушено не одно и даже не два требования гигиены… Зрительная система, поставленная в такие тяжелые условия, вынуждена искать какие-то возможности для компенсации. Резервы аккомодации переводятся в состояние постоянного напряжения. И через определенный период происходит полное истощение этих резервов и срыв в патологическое состояние, например, близорукость.

В 1998 году мы провели расширенный офтальмологический осмотр учеников одной из харьковских школ, а в прошлом году его повторили. И убедились, что за это время у большинства детей снизились аккомодационные и фузионные резервы, широкое распространение получили состояния анизоаккомодации и спазма аккомодации. А те нарушения зрения, которые уже были, резко усугубились.

Нужна государственная сертификация!

— Никаких законодательных рычагов для прекращения выпуска этой визуально-агрессивной продукции сейчас не существует, — говорит Леонид Подригало. — На наш взгляд, в Украине на данный момент возможна лишь одна реальная и эффективная форма возможного влияния на их качество — введение обязательной государственной гигиенической сертификации на детские книги вообще, и учебники в частности. Ее отсутствие и устарелость имеющихся санитарных правил лишают гигиенистов, и ученых, и практиков, возможности какого-либо реального влияния на разработку и выпуск книг.

Специалисты Харьковского государственного медицинского университета, занимающиеся этой проблемой с 1996 года, разработали научно-выверенные санитарные правила и нормы по гигиеническому оформлению детской полиграфической продукции и направили их в Министерство здравоохранения. Пока документы находятся на рассмотрении, выпущены тысячи новых учебников, и кто может поручиться за их «неагрессивность»?

В процессе исследований харьковчане отработали также информативную и объективную методику экспертной оценки, регламентировав и ее нормативы, и саму процедуру. Кстати, эту трудоемкую работу они сделали целиком на общественных началах, в то время как во всем мире, включая соседнюю Белоруссию, разработка таких нормативных документов оплачивается государством. Учитывая общность информационного поля с Россией, а также несомненный приоритет и большой опыт гигиенистов этой страны, специалисты считают необходимым сотрудничество с ними по этой проблеме, то есть подготовку и согласование соответствующих документов на межгосударственном уровне

А как у них?

В развитых странах сертификация детской полиграфической продукции чаще всего не является обязательной. Формально это добровольное дело, однако существуют различные общественные организации типа общества защиты прав потребителей, которые бдительно следят за соблюдением существующих норм. Спектр их действий очень широк — от призывов не покупать те или иные книги до судебных исков владельцам издательства за нанесения морального и физического вреда потребителям их продукции.

Но в Украине на нынешнем витке ее развития без обязательной государственной сертификации не обойтись. Ближе всего нам опыт России, в которой уже создан Центр гигиенической сертификации издательской продукции, действующий при департаменте Госсанэпидемнадзора Минздрава. С 1996 года сертификация стала в России обязательной процедурой.

Некоторые издательства предъявляют в центр уже готовые книги, другие работают с гигиенистами на стадии оригинал-макета, до выхода издания в свет. Полученный сертификат действует три года. Кстати, как выяснилось, если книга соответствует гигиеническим требованиям, ее коммерческий успех, как правило, выше. В качестве примера можно привести очень популярные в Украине детские энциклопедии издательства «Росмэн».

Работники центра имеют право проводить инспекционный контроль по реализации детских книг в магазинах. Если они выявляют подложные сертификаты (бывает и такое), реализация таких книг приостанавливается. Иногда нерадивых издателей заставляют делать вставки в каждую книгу тиража — «Книга не предназначена для самостоятельного детского чтения». Центр имеет право требовать лишения издательской лицензии.

Думали, как лучше…

Когда я излагала идеи обязательной сертификации учебников учителям и родителям, никто не возражал, что детские глаза нужно беречь. Тревожная ситуация им известна, увы, не понаслышке.

Но вот парадокс… Они были уверены, что после введения сертификации ситуация с учебниками станет только хуже!

Учителя считают, что под этим флагом центр «перекроет кислород» частным издательствам, особенно в регионах. И выпуск очень нужных учителю учебных пособий, наподобие «Тетрадей на печатной основе по алгебре», о которых шла речь в начале, скорее всего, уйдет в «тень». Для всех проверяющих они просто не будут существовать, как «не существуют» сейчас российские учебники в наших школах. Учителя будут вынуждены также писать дополнительные материалы от руки, набирать их на компьютере и «ксерить», что для детских глаз тоже «не подарок».

У издателей свои резоны. В нынешней ситуации, считают они, выдержать требования сертификации смогут только те учебники, издание которых финансируется из бюджета. Но не частные издательства, у которых нет достаточных оборотных средств. Новый закон об издательской деятельности, который подготовлен соответствующим комитетом Верховной Рады ко второму чтению, не улучшит положение ни на йоту. Издатели предлагают принять его в первом варианте, в котором намечалось освободить от НДС технологические операции по производству национальной книги: подготовку, изготовление, выпуск и распространение. В такой трактовке от этого налога освобождаются не юридические лица, а сам украинский учебник.

Но сделают ли это депутаты? И когда? Пока они отнюдь не спешат.

В России ситуация другая. Там от НДС освобождается весь цикл работ по редакционной, издательской, полиграфической деятельности, связанной с образованием, наукой и культурой, а также по реализации такой книжной продукции, ее транспортировке, погрузке, разгрузке и перегрузке. Не подлежит также налогообложению прибыль, полученная издательствами, полиграфическими предприятиями и организациями по распространению книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой в части, отчисляемой в федеральный бюджет. Плюс льготная арендная плата и услуги связи по тарифам бюджетных организаций. А в Белоруссии президент даже освободил издательства от арендной платы…

Да, нет сомнения, что требования медиков абсолютно справедливы. Но вводить закон об обязательной гигиенической сертификации имеет смысл только в связке с законом о льготном налогообложении издательской деятельности. Иначе выйдет по известному изречению «Хотели как лучше…».

Вот и покупаю я дочке прекрасные детские книги, выпущенные в России издательствами «Детская литература», «Росмэн», «Дрофа», «Астрель», «Мозаика-синтез», которые можно читать без вреда для глаз. Да разве одна я — миллионы родителей по всей Украине! Тем самым мы дружно финансируем дальнейшее развитие издательского дела нашего северного соседа. И «голосуем» нашими гривнями за цивилизованный закон о льготном налогообложении книг по науке, образованию и культуре, принятый парламентом соседнего государства.. Кто же хочет вреда своему родному ребенку!

Как там раньше пели…

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре…»

Стоит, наверное, уточнить, что букварь при этом должен быть напечатан на хорошей бумаге, большими буквами, хорошим шрифтом и так далее (см. вышеизложенные гигиенические правила). А с визуально-агрессивного учебника, сами подумайте, какая же может начинаться Родина?

Детские книги — это стратегический товар.