Между идеологемой и панацеей: концепция университета мирового класса

Авторы : Сергей Курбатов, Андрей Кашин
20 ноября 14:02

Третья международная конференция по вопросам создания университета мирового класса (World-Class University) прошла недавно в Шанхае (КНР)...

 

Третья международная конференция по вопросам создания университета мирового класса (World-Class University) прошла недавно в Шанхае (КНР). Представители более 40 стран собрались, чтобы обсудить теоретико-методологические основы построения университета мирового класса. Архитектурный ландшафт Шанхая с его впечатляющими аэропортами, небоскребами, метро и еще более впечатляющими планами на ближайшее будущее был яркой иллюстрацией тектонических изменений, происходящих в образовательном пространстве. Конечно, современный университет не может стоять в стороне от этих изменений, и, видимо, они будут не менее впечатляющими, нежели шанхайские архитектурные экзерсисы последнего десятилетия.

Синяя птица университета мирового класса

Каким должен быть современный университет, чтобы адекватно отвечать на многочисленные цивилизационные вызовы? Этот вопрос был лейтмотивом конференции. Как в свое время герои Мориса Метерлинка искали и пытались поймать Синюю птицу, так солидные университетские администраторы, профессора, представители международных организаций и аналитических структур складывали противоречивую мозаику эффективного образовательного учреждения информационного общества. Но когда казалось, что наконец-то построен соответствующий дискурс, какое-то замечание или комментарий полностью разрушало теоретическое построение, и дискуссия начиналась сначала. Видимо, такая модель обсуждения — тоже отпечаток нашего времени, ведь в условиях информационного взрыва может существовать только открытое, незавершенное знание. «Истина рождается как ересь, а умирает как догма» — известный афоризм. «Особенно в наше время» — добавим от себя. Соответствующий тезис сформулировал директор Центра исследований образовательной политики профессор Бостонского университета Филип Альтбах (Philip Altbach): «Все хотят иметь университет мирового класса, но проблема в том, что никто не может сказать, что представляет собой этот университет и как его построить».

Среди наиболее структурированных выступлений на конференции выделялась презентация координатора программ в области высшего образования Всемирного банка доктора Джамиля Салми (Jamil Salmi), которому удалось очертить своеобразную идеологему университета мирового класса. Доктор Салми — автор недавно опубликованной монографии «Вызовы создания университетов мирового класса» (The Challenge of Establishing World-Class Universities), англоязычную и русскоязычную версию которой можно бесплатно скачать с сайта Всемирного банка (https://www.worldbank.org/en/home ). Он считает, что «убедительные результаты деятельности лучших образовательных институтов, которые заключаются в высоком качестве знаний выпускников, способности проводить самые современные исследования и участвовать в трансфере технологий, по сути могут быть обусловлены тремя группами факторов: а) высокой концентрацией талантов среди преподавателей и студентов; б) значительными финансовыми возможностями, позволяющими создать эффективную образовательную среду и проводить самые современные научные исследования; в) оптимальной управленческой моделью, включающей видение стратегической цели, инновационные подходы и гибкость, которые позволяют принимать решения и оперативно осуществлять управленческую деятельность без бюрократических проволочек». То есть университет мирового класса появляется там, где пересекаются возможности для максимального привлечения талантливых преподавателей и студентов, значительный финансовый ресурс и эффективный университетский менеджмент. Конструирование этого «перекрестка» — тяжелое, кропотливое, финансово затратное дело, требующее мобилизации больших интеллектуальных, финансовых и управленческих ресурсов.

Джамиль Салми идентифицирует три основные стратегии построения университета мирового класса, реализация которых возможна, если эта задача станет общенациональным приоритетом. Первая стратегия — это модернизация нескольких выбранных университетов. С финансовой точки зрения данный вариант будет самым дешевым, но на уровне привлечения талантливых преподавателей и студентов и формирования соответствующей корпоративной культуры и модели управления возникают немалые проблемы. Вторая стратегия — объединение уже существующих университетов в новые учебные заведения. С финансовой точки зрения это более затратный вариант, но он предоставляет больше возможностей для привлечения талантливых преподавателей и студентов, а также создания современной корпоративной культуры и управленческой модели. Третья, самая дорогая стратегия построения университета мирового класса — это создание новых университетов. Тут, в мистической точке ab origine, появляется возможность собрать команду лучших преподавателей, исследователей и студентов со всего мира, внедрить самую современную управленческую модель и адекватную управленческую культуру. Одним словом — были бы деньги, а их всегда не хватает. Но стоит ли экономить на развитии образования и науки?

Поучительным для Украины в связи с этим может быть опыт Китайской Народной Республики, которая за время экономических реформ, начавшихся в 1978 году, превратилась из бедной и технологически слаборазвитой страны во второе (после США) по уровню экономического развития государство современного мира. Как свидетельствует недавно напечатанный отчет аналитического агентства «Томсон Рейтерс» (Global Research Report, China, November, 2009), капиталовложения этой страны внаучно-исследовательскую область составляют 18% валового внутреннего продукта. По этому показателю Китай опережают только США и Япония. Образовательную политику КНР определяет так называемый «Проект 211», согласно которому из 1700 высших учебных заведений страны 6% были определены в качестве элитных с задачей формирования стратегических направлений экономического и социального развития. На сегодняшний день в университетах — участниках «Проекта 211» учатся 80% китайских докторантов, две трети аспирантов, половина зарубежных и треть китайских студентов. К тому же этим университетам принадлежит 96% исследовательских лабораторий и 70% грантов на научные исследования. Об эффективности такого подхода свидетельствует тот факт, что за период с 1998-гопо 2008 год ежегодное количество научных публикаций китайских ученых возросло в шесть раз. Сегодня по этому показателю Китай — вторая страна в мире после США.

В поисках «глобальной академической меры»: международные университетские рейтинги

Сам термин «университет мирового класса» предусматривает реальное и ощутимое пребывание данного научного и образовательного заведения в глобальном пространстве. Поэтому успешная интернационализация — необходимая предпосылка для вхождения в элитный клуб лидеров современного образования и науки. И если традиционно уровень интернационализации измерялся процентом иностранных преподавателей и студентов, в течение последнего десятилетия возникает и активно формируется новый модус интернационализации, система международных университетских рейтингов, одновременно выполняющих роль судьи и медиатора современной академической ойкумены. Действительно, инструментальная миссия рейтингов заключается в том, чтобы сравнивать учебный и исследовательский потенциал университетов и тем самым определять пути их реформирования и дальнейшего развития. Но, что еще важнее, в процессе этого сравнения рейтинги конституируют смысловое поле «идеальной модели» (в веберовском понимании этого термина) современного университета как учебного, научно-исследовательского и инновационного центра общества знаний.

Наиболее авторитетными международными рейтингами в современном мире является Шанхайский (Academic Ranking of World Universities) и рейтинг «Таймс» (THE-QS World University Rankings). Шанхайский рейтинг впервые был составлен в июне 2003 года Институтом высшего образования Шанхайского университета Хиа Тон. Он опирается на оценку преимущественно научно-исследовательского потенциала образовательного учреждения. Конечно, этот параметр легче всего измерить, но он не отображает всей полноты функционирования университета. В частности, как отмечает профессор Мельбурнского университета Саймон Маргинсон, этот рейтинг «базируется на традиционной статусной иерархии, сложившейся среди университетов, основанных до 1920 года, задолго до эпохи Интернета и экономики знаний, а иногда вообще до возникновения индустриального общества». Презентация Шанхайского рейтинга мировых университетов 2009 года, состоявшаяся во время работы конференции, подтвердила это положение. Первая десятка лучших мировых университетов состоит из восьми американских (среди них первые три — это Гарвард, Стэнфорд и Беркли) и двух английских (Кембридж — 4-е место, Оксфорд — 10-е).

Рейтинг «Таймс» или THE-QS World University Rankings впервые опубликован в 2004 году и состоит из 200 университетов. В отличие от Шанхайского, он использует не только объективные, но и субъективные индикаторы, в частности оценку коллег по академической среде и оценки работодателей. Оценка научно-исследовательской деятельности, которая практически определяет Шанхайский рейтинг, составляет в рейтинге «Таймс» только пятую часть общего «веса». «Рейтинг «Таймс» лучше оценивает маркетинговую деятельность университета, нежели его научный потенциал» — считает С.Маргинсон. Кстати, желанием усовершенствовать качество рейтинга его составители из «Таймс» объясняют изменение своего партнера — с 2010 года вместо QS это будет компания «Томсон Рейтерс».

Любопытно, что во время работы специальной сессии конференции, посвященной теоретико-методологическим аспектам разработки международных университетских рейтингов, доминировали выступления представителей стран Евросоюза, руководство которых откровенно недовольно позициями, которые занимают их национальные университеты в уже существующих табелях о рангах. Так что в скором времени можно ожидать «нашего ответа Чемберлену» со стороны европейского академического сообщества? О проекте нового, «европейского» рейтинга мировых университетов, который аккумулирует преимущества и устранит недостатки существующих рейтингов, говорилось в выступлениях представителей Консорциума по оценке высшего образования и исследовательского потенциала (Consortium for Higher Education and Research Performance Assessment, CHEPRA). Презентация результатов этого проекта запланирована на май 2011 года.

Прилетит ли синяя птица в Украину

К сожалению, планировать основание университета мирового класса в современном украинском контексте весьма проблематично. Метафорически говоря, достижения нашего высшего образования напоминают недавно представленный киевскими властями проект электрички с Троещины на Петровку (функционально работает, больших финансовых затрат не требует, но все познается в сравнении). «Шанхайская электричка» — это поезд на магнитной подушке, мчащий со скоростью 450 км в час и за те же семь минут (в течение которых нам с эйфорийным восторгом предлагают добраться с левого берега Днепра на правый) преодолевает расстояние почти в 50 км. Как говорится, почувствуйте разницу!

Разница в возможности привлекать лучшую мировую профессуру и ученых, в финансировании самых современных исследований, спросе на выпускников на рынке труда между лучшими мировыми и украинскими университетами явно не в нашу пользу. Но любое большое путешествие начинается с маленького шажка. О заинтересованности украинского академического сообщества концепцией университета мирового класса свидетельствовало участие в этом мероприятии таких мэтров отечественного образования, как президент АПН Украины профессор Василий Кремень и президент НаУКМА профессор Сергей Квит. Оптимизма придает и внимание к проблемам образования и науки со стороны крупного бизнеса. «Быть университетом мирового класса, — сказала на конференции менеджер по проектам компании СКМ Наталья Кривулина, — это задача, которую поставила перед украинскими учебными заведениями новая эпоха интернационализации образования. Как самый крупный национальный инвестор мы готовы внести вклад в решение этой задачи. Первое, но далеко не последнее, что мы сделали в этом направлении, — общеукраинский университетский рейтинг «Компас». Но для того, чтобы украинские университеты могли претендовать на статус университета мирового класса, наших усилий слишком мало, к образовательной гонке должны присоединиться прежде всего сами университеты».

Итак, хотелось бы верить, что мозаика сотрудничества отечественного бизнеса и образования успешно сложится, и мы сможем на конкретных примерах опровергнуть тезис профессора Альтбаха об абстрактности идеи университета мирового класса. Только в таком случае идеологема, о которой много говорят, превратится в движущую силу дальнейшего развития, а билборды с надписью «Вона працює» не будут напоминать иллюстрации к пьесам Эжена Ионеско.