Лицей, дарящий надежду

Автор : Дмитрий Веденеев
31 августа 13:47

На фоне формирования инородной для нас «школы двух коридоров» (элитарные гимназии — «убитые» школы спальных районов) Естественно-научный лицей выглядит оплотом знаний и товарищеских отношений между детьми и Учителем.

 

1 сентября прозвучит 50-й «первый звонок» в стенах старейшего в Украине специализированного среднего учебного заведения физико-математического профиля - Киевского естественно-научного лицея №145. Около 6000 выпускников стали людьми, достойными своих педагогов, прекрасными специалистами, принесшими альма-матер заслуженную славу достижениями в различных областях научной деятельности. Среди них 200 докторов, 1800 кандидатов наук - все они востребованы в научно-технических заведениях и бизнесе 80 стран мира!

Педагогическая элита Украины

Во многом своей уникальной учебно-воспитательной системой и особой благотворной атмосферой учебное заведение обязано заслуженному работнику образования Украины, учителю-методисту, отличнику образования Украины Николаю Левтику, четверть века занимающему пост директора школы. Николай Николаевич не прос­то талантливый руководитель и «предметник», но и прекрасный, доброжелательный человек, чьи отеческие беседы с глазу на глаз в директорском кабинете для многих учеников стали точкой отсчета нового алгоритма жизни.

Уверенно развивают свои «линии» заместители директора по учебной работе Елена Заболотная и Любомир Федо­рив, по научно-методической - Константин Лятамбур. Под опекой заместителя по воспитательной работе Надежды Поно­ма­ревой - сфера внеклассной работы, формирующая из потенциальных «ботанов» гармонично развитые личности.

В лицее преподают педагоги с научными степенями - О.Барабаш, Я.Винишин, Ю.Гра­бовский, А.Князюк, М.Пла­хот­нюк, В.Радченко и др. Золо­той фонд учебного заведения - пять заслуженных учителей Украины, девять учителей-методистов, 40 учителей высшей категории. Тут трудятся несколько поколений наставников молодежи - от ветерана лицея, прекрасного методиста, преподавателя физики Алексея Розенвайна до влюбленной в украинский язык недавней выпускницы университета Марья­ны Маслюк.

Уровень обучения - ноосферный

Обучение в лицее длится три года. На первом этапе (адаптационном, восьмые-девятые классы) развиваются и уточняются способности учеников. На втором этапе (10-11 классы) формируются и закрепляются знания и умения на основе специализации и предпрофессиональной квалификационной подготовки. Препода­вание профильных предметов (математики и физики) ведется по программам, разработанным учителями совместно с преподавателями мехмата и физического факультета Нацио­нального университета им. Т.Шев­ченко - они логически связаны с программами для студентов.

Универсальность и демократичность содержания обучения обеспечивается возможностью выбора 35 спецкурсов и восьми факультативов, а ведут их не только учителя, но и научно-педагогические сотрудники университетов и научных учреждений Киева. Педагоги­ческие методы и приемы личностно-ориентированного обучения внедряются совместно с Институтом педагогики и психологии профессионального образования.

Впечатляет техническая база учебного процесса: несколько физических лабораторий и химический кабинет, шесть интерактивных мультимедийных комплексов, два компьютерных и лингафонный классы, информационно-­библиотечный комплекс.

Особо следует отметить взаимодействие школы с учреждениями НАН Украины - институ­тами кибернетики им. В.Глуш­­кова, физики полупровод­ников, теоретической физики, мате­матики, химии поверхности. Под­писаны договоры о сотрудничес­тве с НТУУ «Киевский политехнический институт», Нацио­наль­ным университетом им. Т.Шев­ченко, Киевским отделением знаменитого МФТИ, Тайван­ским National Chiao Tung University. Налажена работа Научного общества учеников «Созвездие ноосферы». В лектории «Созвез­дие» выступают действительные члены НАН Украины, ученые Москвы, Петербурга, Женевы, Берна, Цюриха. Работают творческие мастерские «Химия вокруг нас» и «Изучение программирования в курсе информатики» (Н.Дружинина и Л.Фе­до­рив), а биолог Н.Ястребцова растит «олимпийцев» на университетской лабораторной базе.

Прорывные технологии вместо домашнего задания

Ежегодно 60% учеников принимают участие в работе предметных секций Малой академии наук (МАН). Стрем­ле­ние развить творческие способности подростков приносит ощутимые плоды. Лишь за последнее десятилетие 18 ли­цеистов стали призерами международных олимпиад по физике, математике, химии, информатике, девять заняли призовые места на профильных международных научно-практических конференциях, свыше 80 учеников стали призерами все­украинских олимпиад. Чего стоят лишь названия ученических работ - «Синтез массивов квантово-размерных кристаллов пьезоактивного оксида цинка и исследование их свойств» (Андрей Горбик), «Получе­ние гальванофоретических покрытий на основе тугоплавких соединений хрома» (Назарий Медюх), «Кос­мические лучи высших энергий и их возможные галактические источники» (Богдан Гнатик)…

Среди «детских» научных трудов - методы преодоления экологических бедствий при аварии нефтеналивных танкеров, способы контроля качества пресных вод для мегаполисов (войны за пресную воду нам пророчат уже лет через 30!), а японцы дорого дали бы за разработку исследования и внедрения методов защиты от цунами, предложенных победителями Националь­ного этапа международного конкурса «Intel-Техно Украина-2011» Ни­ко­лаем Се­ме­някиным и Оле­сем Мацы­ши­ным. Кто теперь отважится сказать, что экспорт чугунных чушек и возделывание рапса и есть «надлежащее место» Ук­ра­и­­ны в мировом разделении труда?

«Лапша» для молодых дарований

В 1969-м выдающийся писатель-фантаст Иван Ефремов предсказывал наступление времен морального упадка: «Все разрушения империй, государств… происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной всех катастроф во всей истории… Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение следующих 20 лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой упорно внедряются во всех странах…»

Поэтому-то в лицее поставлен заслон воздействию сугубой технократии. Здесь заботятся о воспитании гармоничной личнос­ти. Куратор-воспита­тель Надеж­да Божко ведет внеклассную работу, разрабатывая собственные психолого-педагогические программы. Сложились собственные традиции, праздники и воспитательные мероприятия. Гордость за принадлежность к семье лицеистов вызывают Дни знаний, проходящие в Доме кино. Празд­нование сопровождается тематическими научно-практическими конференциями: «Европейский выбор Украины: момент истины», «Труд, творчество, интеллект - путь к успеху», «Актуальные проблемы здоровья и образования детей в начале ХХІ столетия»… В них принимают участие видные ученые, политики, деятели культуры и искусства, священники и зарубежные дипломаты, астронавты и бизнесмены.

Среди любимых праздников - День лицеиста с посвящением в лицеисты старшеклассников, ритуал памяти к Дню Победы, игра «Эрудит», акция «Молодежь за здоровый образ жизни», «Соз­вездие талантливых». Разно­образны заседания Клуба интересных встреч, мастер-классы «Основы теат­рального искусства», занятия вокальной студии «Струны ду­ши», художественной студии «Палитра», туристического клуба «Азимут». В лесах близ Боярки проходит военно-спортивная игра «Зарница» с игрой «За линией фронта», конкурсами «Книга памяти» и «Песня военных лет».

Но особым пиететом окружена «Лапша» - Летняя природно-научная школа. Попасть туда на 14 дней - предмет гордости лицеиста. Участни­ком «Лапши» может стать лишь достигший высокого рейтинга благодаря учебе и участию в общественной жизни школы. В основе программы этой школы - коллективная работа учеников над избранными проектами в области математики, физики, химии, биологии, астрономии, информатики. О результатах исследования лицеисты докладывают в последний день на итоговой конференции. В программе школы - психологические тренинги, творческие мастер-классы, занятия спортом и туризм, обучение ученическому самоуправлению, выпуску газет и видеосюжетов, созданию web-сайта.

Ловцы нейтрино

Конечно же, наиболее красноречиво свидетельствуют об уровне образования и воспитания успехи выпускников. Среди них декан радиофизического факультета КНУ им. Т.Шевченко И.Анисимов, декан физфака В.Макара, директор Физико-технического института КПИ А.Новиков. Выпускник
1990 года М.Чорнодуб уже доктор наук, работает в лаборатории «ловли нейтрино» в Каназаве (Япония). Недюжинные успехи демонстрируют выпускники и в гуманитарной сфере: президент Национальной академии управления С.Ерохин, журналист и политик В.Арьев, один из ведущих полито­логов Украины, декан «Моги­лян­ки» А.Га­рань, ректор Российской экономичес­кой школы С.Гуриев, за­мес­титель гендиректора Центра олимпийской подготовки О.Хотенюк.

Институт Макса Планка в Бон­не, Массачусетский технологичес­кий институт, МФТИ, ядерный Ин­ститут в Дубне, ведущие университеты Брита­нии, Швейцарии и Шве­ции - адреса работы выпускников лицея разных лет.

Оплот Просвещения

...В уютных стенах старого школь­ного здания по улице Шота Руставе­ли, 46 все дышит отечественной традицией - школы «университетского ти­па», нацеленной не на формирование бездушного «у­с­пеш­ного человека» или зашоренного «яппи», цивилизационного чужака, а носителя всесторонних знаний об окружающем мире, богатой личности, взращенной на постулатах Просвещения и духовной связи с предками. Уникальная система отечественного образования прев­ращается в падчерицу общественного развития, уничтожается бездум­ными заимствованиями «оболонс­ких» сис­тем, отупляющими тестами-­«кнопко­да­ва­ми», нищенскими зарплатами учителей, воплями иногда проведывающей Неньку «передовой интеллигенции»: «А зачем астрономия учащимся ПТУ?!»

Помнится, на страницах ZN.UA деканы профильных факультетов КНУ им. Т.Шевченко просто криком кричали - часть их первокурсников уже не в состоянии освоить программы точных и естественных наук, а в некоторых даже столичных школах исчезают привычные алгебра, физика, геометрия… На фоне формирования инородной для нас «школы двух коридоров» (элитарные гимназии - «убитые» школы спальных районов) Естественно-научный лицей выглядит оплотом знаний и товарищеских отношений между детьми и Учите­лем. Надежда на достойное будущее Украины - его питомцы, несущие через жизнь слова школьного гимна:

«Непрості теореми життя

Навчимося ми легко долати,

Пронесемо палкі почуття

До улюбленої альма-матер».