Куда пойти учиться: взгляд из Поднебесной

Автор : Сергей Курбатов
01 февраля 15:24

Китайская экономика на сегодняшний день развивается удивительно успешно и динамично, поэтому одн...

 

Китайская экономика на сегодняшний день развивается удивительно успешно и динамично, поэтому одна из древнейших мировых цивилизаций имеет реальные шансы занять вакантное с 1991 года место второй сверхдержавы и, таким образом, восстановить биполярность мира. Соединив «янь» капитализма и «инь» социализма, китайцы сотворили чудо, формулу которого Андрей Сахаров совместно с западными коллегами в 60—70-е годы прошлого века определил как «теорию конвергенции». Реально соединить лучшие черты доминировавших на протяжении ХХ века мировых систем взялся не Брежнев и даже не Горбачев, а китайский лидер Дэн Сяопин. Его лозунг: «Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей!» в данном случае сработал в полной мере.

«Китайский прорыв» вряд ли бы состоялся, если бы системе университетского образования и подготовки высококвалифицированных специалистов не было зарезервировано ключевое место в системе всеобъемлющих реформ. Поэтому известный анекдот об американском университете, в котором «преподаватели из бывшего СССР учат китайских студентов» не лишен определенного смысла. Китайский сегмент студенчества лучших мировых университетов уже давно стал значительным и зримым. А богатеющая на глазах страна с населением 1 миллиард 317 миллионов человек, в свою очередь, превратилась в серьезный источник пополнения университетских бюджетов многих стран, в том числе и Украины. Поэтому борьба за привлечение китайских студентов — один из важных пунктов безжалостной конкуренции как на национальном, так и глобальном университетском рынке.

Неудивительно, что университетский рейтинг, разработанный специалистами Института высшего образования Шанхайского университета Хиа Тон (Institute of Higher Education, Shanghai Jiao Tong University), носит гордое название «Академический рейтинг мировых университетов» (Academic Ranking of World Universities — https://clarivate.com/highly-cited-researchers/ ) — 20%; 3) результативность научных исследований (40%), которая определяется, исходя из количества публикаций в ведущих академических журналах мира и 4) своеобразная «академическая плотность» университета (10%), когда результаты, полученные по первым трем критериям, делятся на количество постоянных преподавателей университета. В сумме получается «индекс Гарварда» — 100%.

Институт высшего образования Шанхайского университета рассчитывает и публикует «Академический рейтинг мировых университетов» начиная с июня 2003 года. Для того чтобы составить список из пятисот лучших университетов, исследователи проанализировали данные, полученные из более чем тысячи мировых университетов. Составители рейтинга не претендуют на абсолютную объективность — они отмечают, что к любому университетскому рейтингу можно предъявить серьезные претензии. Среди достоинств Шанхайского рейтинга они отмечают понятность и универсальность индикаторов, в соответствии с которыми происходит оценивание, и открытость данных, которые используются в процессе составления рейтинга. К тому же эти данные берутся из авторитетных источников, признанных во всем мире. В пользу этого говорит и тот факт, что методика расчета рейтинга за последние годы не претерпела существенных изменений. Если же у вас есть серьезные комментарии и критические замечания, составители рейтинга будут рады их выслушать. Ведь новая версия «Академического рейтинга мировых университетов» будет опубликована в августе 2008 года, а, как показывает практика, в современном мире жизнь не стоит на месте. Даже в Поднебесной.