КАК ВОСПИТАТЬ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО МАСШТАБА?

Автор : Елена Мащенко
21 декабря 00:00

Согласитесь, задача не из простых. Современных украинских политиков в основном своем большинстве,...

 

Согласитесь, задача не из простых. Современных украинских политиков в основном своем большинстве, к сожалению, трудно отнести к настоящей элите: кто косноязычен, кто безвкусно одет, кто малообразован, а кто — попросту откровенный хам. Нет у нас политических династий, как-то кланы Кеннеди или Бушей в Америке, да и само понятие «политик-профессионал» начисто отсутствует. Причины очевидны — если даже для того, чтобы вырастить настоящий английский газон, требуется двести лет… Однако начинать с чего-то нужно, ведь, согласно древней китайской пословице, дорога в тысячу километров начинается с первого шага. Именно этим шагом и стало появление первого в Украине Лицея политики, экономики, права и иностранных языков.

— Каким вы видите выпускника вашего учебного заведения, само название которого, кстати, весьма обязывает? — спрашиваю у директора лицея Лидии Овдий.

— Прежде всего это гармонично и всесторонне развитый молодой человек, юноша или девушка. Ему присущи высокий уровень интеллекта, глубокие знания по избранным предметам, владение новейшими технологиями и умение применять их на практике, знание как минимум двух иностранных языков. Но это не главное, в конце концов, множество гимназий и лицеев в нашей стране сегодня работают для решения подобных задач. Наше же know-how состоит в следующем. Мы видим нашего выпускника представителем настоящей политической элиты, хотя, возможно, этот термин не совсем уместен. То, что мы сегодня вкладываем в это понятие, для европейцев давно уже стало нормой. Во-первых, кроме само собой разумеющейся высокопрофессиональной подготовки молодой украинский политик будущего для начала должен элементарно знать, как правильно одеваться, как сочетать галстук с рубашкой, а ремень с туфлями. Он должен уверенно чувствовать себя на любом приеме, владея правилами этикета и протокола, а главное — не бояться ударить «лицом в грязь», ведь наша новейшая история знает немало подобных конфузов, стоит вспомнить хотя бы то, как Ельцин целовал руку английской королеве, что по протоколу делать запрещено. Именно поэтому, кроме обязательных общеобразовательных предметов, мы будем учить наших лицеистов правилам этикета, протокола, а также ораторского мастерства. И еще раз подчеркиваю — мы хотим видеть наших учеников людьми раскрепощенными, уверенными в себе и лишенными всяческих комплексов и страхов.

Учебный процесс будет развиваться в трех направлениях: экономика, право и иностранные языки. Присутствие в названии лицея слова «политика» не говорит о том, что мы являемся представителями какого-либо отдельного направления украинской политики. Но мы обязательно будем приглашать к нам политиков разного ранга для того, чтобы наши ученики имели четкое представление о событиях, происходящих в мире и в стране. Ведь теоретические знания, получаемые ими, должны быть подкреплены практическими обоснованиями и примерами. Из общего объема получаемой информации ученики должны будут сделать соответствующие выводы, суметь проанализировать ситуацию и грамотно, аргументированно предложить свое мнение, составленное в процессе дебатов и дискуссий.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о самом образовательном процессе.

— Нашим ученикам гарантирован самый высокий уровень обучения, предложены современные методики преподавания, ведь все учебные планы и программы лицея согласованы с высшими учебными заведениями соответствующих направлений. К сотрудничеству мы привлекаем ведущие педагогические кадры, опытнейших преподавателей, причем профильные дисциплины преподают вузовские специалисты. Очень важно отметить, что сотрудничество преподавателей с лицеем будет происходить исключительно на контрактной основе, что, безусловно, будет стимулировать их качественный труд. Само собой разумеется, что лицеисты будут обеспечены всеми необходимыми учебниками и учебными пособиями, компьютерами и возможностью работать в сети Интернет.

Как педагог с большим стажем и опытом работы уверена: количество учеников в классе не должно превышать пятнадцати человек. Каким бы талантливым ни был учитель, если у него в классе находится тридцать и более ребят, то при всем своем старании, умении и желании он не сможет уделить должного внимания каждому. А ведь мы нацелены на воспитание и обучение индивидуальности — не серой массы — посему к каждому ребенку необходим «свой» подход. А общее количество детей, обучающихся в лицее, не будет превышать ста двадцати. Педагог должен иметь возможность в течение урока подойти к каждому ученику — убеждена, в этом будет основной «козырь» нашего обучения.

Наш лицей будет работать в режиме «полного дня». То есть дети у нас будут находиться с утра до вечера, причем, конечно, не просто «находиться» или «пребывать». А учиться, кушать, делать домашние задания — и только потом возвращаться домой. Согласитесь, насколько сегодня важно для родителей знать, где находится их ребенок после уроков, поел он или нет, сделал ли домашние уроки. Ведь криминогенная ситуация достаточно сложна, а статистика органов внутренних дел свидетельствует о том, что во все тяжкие сегодня могут податься даже дети из самых благополучных и обеспеченных семей. Родители безумно заняты и при всем своем желании просто не имеют физической возможности проконтролировать своих сыновей-дочерей, а, как раньше говорилось, «бабки и няньки» уже не в состоянии держать ситуацию под контролем.

— Лидия Петровна, а чем еще вы сможете заинтересовать будущих лицеистов?

— Кроме того, что мы хотим видеть наших учеников образованными, эрудированными и воспитанными, они должны быть здоровыми. Учебные программы достаточно сложны, ребята много времени будут проводить с учебниками и у компьютера и вообще — «интеллектуально напрягаться», поэтому физические нагрузки и разрядка им просто необходимы. Однако мы решили отказаться от традиционных уроков физкультуры дважды в неделю, вместо которых предлагаем более расширенные занятия спортом, причем предпочтение будет отдаваться игровым и командным видам. Для этого оборудованы специальные площадки, приглашены тренеры.

И еще один важный момент. Наш лицей расположен в центре столицы, рядом с музеями и историческими памятниками, выставочными и концертными залами, театрами и другими культурными центрами. Поэтому вспоминаемое сегодня с приятной ностальгией понятие «культпоход» станет непременным атрибутом жизни нашего учебного заведения.

* * *

Знакомство с лицеем произвело самое благоприятное впечатление, к тому же нельзя не упомянуть о том, что открыт он на базе одной из старейших и лучших школ нашего города. В свете бесконечных, как сериал, и сомнительных, как осетрина «второй свежести», реформ нашего многострадального образования наиболее отрадным показалось следующее. В обществе медленно, но уверенно меняется отношение к частному образованию. Исчезли дискуссии на тему «Быть или не быть частной школе в Украине», ведь успехи выпускников отечественных гимназий и лицеев очевидны и общепризнанны. Исчезло негативное, настороженное отношение со стороны родителей, а самое главное — государственных органов управления образования — к возникновению подобных заведений. Например, Вячеслав Грабовский, начальник районного управления образования, оказал огромную помощь и поддержку при организации лицея, что само по себе пока является нехарактерным явлением в схеме отношений «государство — частная школа». Это вселяет определенный оптимизм и свидетельствует об очевидном: все свои «вклады» каждый родитель в частности и государство в целом должны направлять в будущее.