КАК ОБРАЗУЕТСЯ ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ

Авторы : Виталий Межжерин, Игорь Акимов
01 декабря 00:00

В системе образования штормит. Ветер перемен крепчает. Правда, не везде он разгоняет тучи, чаще происходит наоборот...

 

В системе образования штормит. Ветер перемен крепчает. Правда, не везде он разгоняет тучи, чаще происходит наоборот. В связи с этим приходит на память такой случай. На совещании, где обсуждалось качество учебников, в защиту очень слабых приводился аргумент: их следует издавать, так как они написаны на родном языке и потому формируют патриотизм. Аргумент убийственный, но совсем в другом смысле. Использование языка для тиражирования бездуховности, глупости, отсталости, подлости унижает его носителя — народ. А униженный никогда не бывает патриотом даже если он и говорит на своем языке.

Но не только такую опасность представляют некачественные учебники. Медики уже бьют тревогу («ЗН», 2000, №43,), что они вредят зрению детей, хотя, по нашему мнению, значительно большую угрозу они представляют для детской психики, на что еще никто не обращает внимания. А стоило бы, ведь психические болезни в Украине начинают лидировать в числе тех, которые приводят к инвалидности, переместившись за последнее время с седьмого места на четвертое, а каждый второй житель требует помощи психиатра. Однако не будем терять надежду, хотя везде еще очень сумрачно, но местами стал пробиваться свет.

Лаборатория уморазвивающей педагогики Отделения социальных исследований российской академии, которой руководит B.Никитин (кстати, родившийся в Умани), сосредоточила свое внимание на одном чрезвычайно важном моменте. Образование — суть человекообразование, является завершающим этапом в процессе целостного формирования и образования Человека разумного. Иными словами, в отличие от других живых существ у человека завершающим этапом его формирования должно быть не достижение взрослого состояния и способности оставить потомство, хотя и это нужно, а образование, приводящее к состоянию завершенной духовности. Оно, собственно, и открывает дорогу в бессмертие, так как духовный человек оставляет после себя духовное наследие, умирает только телесно. В разной форме эта мысль находит свое отражение в христианстве и буддизме, хотя она забаррикадирована множеством мистических представлений.

Исходным во всей концепции является то, что целостное образование стоит на трех «китах»: воспитании, обучении, просвещении. Поэтому, если ставку делают на одно, а остальное упускают из виду, то образование не осуществляется, Человек разумный не может состояться. Основываясь на этом, авторы концепции предлагают схемы системы образования, которые не кажутся безупречными. Это стало толчком для того, чтобы осуществить интервенцию в поднятую проблему.

О существенных свойствах обсуждаемых предметов

Нет оснований не соглашаться, что образование включает в себя воспитание, обучение и просвещение. Воспитание предусматривает выработку навыков поведения. Традиционно считается, что речь идет о тех навыках, которые проявляют себя в общественной жизни. Совершенно очевидно, что такая доминанта в условиях глобального экологического кризиса оказывается неприемлемой. Она неприемлема по причине того, что отметает самую глубинную связь человека с подлинной, «первой» природой, породившей его. Более обстоятельно поговорим об этом чуть позже.

Обучение призвано осуществить процесс передачи знания в форме навыков. В широком смысле обучение представляет собой процесс овладения технологиями. Ученые считают, что именно оно «превратило» обезьяну в человека, так как момент возникновения представителей рода Человек археологи связывают с появлением навыков, обеспечивающих изготовление орудий труда.

Завершающим этапом образовательного процесса является просвещение, которое призвано просветить, выразить в форме идей, теорий и целостного знания всего того, что человек обрел в процессе воспитания и обучения и могущее стать достоянием мистики или бездумного ремесла. С первым неизбежно связана проблема осмысления мира, который требует определенных форм поведения. Со вторым — осмысление технологических процессов и их влияния на мир и самого человека. Сегодня эта задача решается в виде проблем: металлургия и окружающая среда, человек и машина и т.п.

Легко заметить, что задачу воспитания решает любой живой объект, и эти решения проявляют себя в форме приспособлений не только поведенческого характера. По отношению к холоду «воспитать» себя можно различными способами, и выбирается такой, который доступен, однако даже если главным является изменение морфологии (размеров, окраски и т.п.), то и в этом случае происходит изменение поведения.

Способность к обучению появляется на поздних этапах эволюционного развития. Чаще всего ее связывают с определенной группой приматов, хотя по этому поводу существуют и другие мнения. Наконец, просвещение это то, что делает человека Человеком разумным, присуще только ему. Оно появляется вместе с наскальными рисунками и вначале реализует себя в образах, затем в мифах и лишь в условиях цивилизации, когда технологическое становится доминирующим и очень сильно воздействует на мир и человека, приобретает вид учений и теорий. Выдающимся памятником просвещению следует считать иероглифическую надпись на пирамиде Хеопса следующего содержания: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира».

В процессе эволюционного развития на пути к Человеку разумному реализуется ряд самостоятельных этапов, обеспечивающих достижение цели: поведенческая адаптация к среде обитания (воспитание), обучение и просвещение, т. е. ставка делается на психическое, что обнаруживает себя в резком увеличении головного мозга.

Непрерывно ли образование?

У нас много говорят, пишут и убеждают с трибун, что образование должно быть непрерывным. Это отражает то, что с ним происходит. Оно действительно непрерывно: раздувается подобно шару, в который подается воздух. Этапы этого процесса различаются количественно, они условны. В школе дается больше информации, чем в детском саду, а в высшей школе ее больше, чем в средней. Отсутствие качественных различий и зависимость обучения от технологий, число которых все время растет, растягивает процесс обучения во времени. Среднюю школу стремятся перевести на двенадцатилетнее обучение, а высшую — на шестилетнее. Смысл всего происходящего можно понять из следующего примера.

Если в наших руках чайная чашка и мы хотим дать о ней представление другим, то достаточно сказать следующее: небольшой сосуд округлой формы, предназначенный для того, чтобы пить чай. И эта информация доступна и необходима миллиардам людей. Иначе обстоит дело, если мы хотим изготовить такую же чашку. Тогда требуется детальное описание ее формы, размеров, окраски, материала и технологии изготовления. Вся эта информация выливается в книги, а овладение ею требует уйму времени. Вот такого рода информацию мы и вдалбливаем в головы всем детям, хотя каждому ясно, что практическим изготовлением чашек будут заниматься единицы, а поэтому ее следует помещать не в головы, а в справочники. Ну, скажите на милость: зачем школьнику знать энергетический обмен в клетке, биосинтез белка и другие подобные «премудрости»? По нашему глубокому убеждению, только для того, чтобы были востребованы вузовские репетиторы и возможности селекционировать абитуриентов в зависимости от того, заплатили те за свое поступление или нет.

Становится очевидно, что наше образование совсем не образование, подобно тому, как морская свинка совсем не морская и к тому же не свинка, а заморский грызун. Оно у нас обучение, которое, разрастаясь, вытеснило воспитание и просвещение.

Отсутствие воспитания порождает полнейшую бездуховность, распространение наркомании, СПИДа, абортов в детском возрасте и катастрофическую потерю здоровья. И здесь нелишне напомнить, что всякое вымирание начинается с массовой гибели на ранних этапах развития. Поэтому палеонтологи так много обнаруживают в ископаемом состоянии яиц динозавров, из которых не вылупились детеныши. Мы в своем обучении зашли так далеко, что стали школьникам младших классов демонстрировать порнографию и называть это сексуальным образованием. На деле же обучаем их технологии секса, а не воспитываем и просвещаем. Потом еще удивляемся, откуда в массовом порядке берется детская проституция.

Не лучшим образом обстоит дело с просвещением. Сегодня трудно найти педагога, не говоря уже о творцах рекламы, одежды и многих других вещей, который бы не навязывал детям совершенно бредовые мысли о том, что у каждого человека свой собственный мир. Это привело к потере общей ответственности за планету Земля.

Подытоживая, особо подчеркнем, что человекообразование, как и формирование любого организма, основано на биогенетическом законе, который, говоря упрощенно, гласит: в процессе индивидуального развития (онтогенеза) должно повториться историческое развитие (филогенез), весь положительный опыт становления Человека разумного, а в него включаются три этапа, каждый из которых дискретен. Поэтому подлинное образование может быть исключительно прерывно- непрерывным процессом. Прерывным между этапами и непрерывным внутри каждого из них.

Хopoшo устроенный ум. Что это?

Французскому философу периода Возрождения Мишелю Монтеню принадлежат такие слова: «Ум, хорошо устроенный, стоит дороже ума, хорошо наполненного». Обучение лишь наполняет ум, но не устраивает его. Оно использует то, что устроили другие. Что же обустраивает ум?

По этому поводу мнения разделились. Ученые чаще считают таковым сознание. Аргумент очевиден: сознание делает человека разумным, оно появляется вместе с ним. Иной точки зрения придерживается религия: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр 11: 3). Это дало основания немецкому экологу и философу, создателю концепции эко-этики Отто Кинне утверждать, что «теологические рассуждения основаны на авторитете откровения, философские — на авторитете разума (читай: сознания. — Авт.)... Мир теологов состоит главным образом из экстраполяции их верований, мир философов — из экстраполяции их размышлений. Те и другие создали... модели мира, не вполне адекватные окружающей нас реальности».

Познание мира, как отражение его в психическом, осуществляется двояким образом. Прежде всего в форме откровения, постижения, неожиданного раскрытия истины. Другими словами, это достигается не путем логических рассуждений, а как ощущение горячего, холодного или мокрого, т. е. бессознательно (подсознательно). Оно проявляет себя прежде всего в виде «страстей». Схватившись за горячий утюг, у нас сразу возникает желание сказать крепкое словцо, и лишь спустя какое-то время мы осознаем, что взялись за него. Поэтому Зигмунд Фрейд утверждал, что «доводы разума бессильны против их (человеческих. — Авт.) страстей».

Постижение сущего происходит в результате повторения одной и той же ситуации, когда «все возвращается на круги своя». Круги же присущи истинному Миру, который сотворил человека. Они проявляют себя в виде природных циклов, в чередовании дня и ночи, сезонов года лунной периодике и во многом другом. У организмов процессы также ритмичны. Суть адаптации сводится к тому, что циклы организма должны прийти в соответствие с природными циклами. Например, у новорожденного суточные ритмы формируются в соответствии с чередованием дня и ночи. Если он оказывается в условиях круглосуточного освещения, то ритм формируется вокруг периодов кормления. В последнем случае всякие изменения режима кормления будут нарушать процессы, протекающие в организме. Будучи фундаментальной формой организации материи во Вселенной, круговороты являются ее духом. Слова апостола Павла «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» следует понимать как проявление воспитуемости, наличия гармонической связи со всей Вселенной, а не только с матерью, и, конечно, совсем не с «улицей» (окружающей средой), которая часто воспитывает детей.

Следовательно, подсознательное обеспечивает мироощущение, адаптацию к нему на уровне психического.

Чтобы передать свое озарение другому, его необходимо осмыслить и в дальнейшем представить в логической форме в виде образов и понятий. Если вас ударил ток, то вы должны точно описать происшедшее, иначе другие не извлекут из этого для себя никакой пользы, т. е. то, что произошло, не станет опытом, ему невозможно будет научить.

Сознательное стремится все осмыслить. Ему безразлично происхождение осмысляемого. Это может быть и отражение природных процессов и просто фантазия или бред. Например, психиатры в подавляющем большинстве случаев пытаются осмыслить последнее, и основываясь на его результатах, ставят диагноз.

Неразборчивость сознательного, по мнению Михаила Булгакова, может вести к тяжелым последствиям: «Я совершенно убежден в том, что чрезвычайное развитие преступности, и притом в патологической обстановке своеобразной идейности, есть симптом болезни народной души, острая реакция духовного организма на ту нездоровую пищу, которая была введена в него в виде новых учений...».

Из этих слов видно, насколько опасной бывает ориентация просвещения исключительно на «новые» продукты интеллектуальной деятельности. Объясняется это тем, что современное знание прирастает за счет технологий, которые по своей сути ложны, так как не выдерживают испытания временем, быстро сменяют друг друга и уходят в небытие, фундаментальное же знание количественно не растет, оно имеет тенденцию разворачиваться, т. е. двигаться от неразвитой к развитой форме. И потому оно вечно, божественно. Именно по отношению к нему древние греки говорили, что все уже было, а новое — хорошо забытое старое.

Судя по всему, о подсознательном и сознательном знали древние греки. Бертран Рассел, излагая взгляды Платона, говорит о том, что последний различал «нус» и «душу» и делал вывод: «Когда нус впадает в грех, он становится душой; душа, держащаяся стези добродетели, становится нусом». Из этого следует, что психическое только тогда проявляет себя нормально, когда подсознательное и сознательное дополняют собой друг друга, тянут один воз, а не действуют подобно лебедю, раку да щуке. С этим как раз и связано то, что научное познание влечет за собой, подобно комете, хвост тяжелейших последствий. Например, Интернет окончательно преодолел и отбросил подсознательное, увлек человека в виртуальный мир, оставив ему из всего, что присуще живому, лишь половое влечение.

Но существует и другая крайность. Если сознательное не развито, то духовность оказывается молчащей, не осознающей себя, как у растения или человеческого эмбриона. В этом недостаток религий, которые осмысление контактов подсознательного с истинным миром подменяют мистикой.

Подсознательное обеспечивает мироощущение, сознательное — миропонимание. Если человек лишен способности ощущать мир, то он не в состоянии понять его боль, не видит потребности в изменении своего отношения к нему. Например, на уровне сознательного мы столько говорим об экологических проблемах, необходимости охраны природы, но ситуация все более и более усугубляется. Человечество превратилось в курьерский поезд, который уже без остановок движется к своей гибели. Трагедия состоит в том, что оно не может это преодолеть, так как нынешнее «образование» разрушает его психику, устраняет подсознательное, лишает сознательное той точки опоры, опираясь на которую, можно совершить переворот. Здесь уместно вспомнить слова Александра Чижевского, который посвятил себя изучению влияния Солнца на земные процессы и «баловался» сочинением стихов.

О, Мать-Материя —

трудны пути

На высоту Миросознания.

Образование сможет себя реализовать как таковое, если оно не только будет обучать технологиям, подчиняющим мир человеку, но и ощущению и пониманию этого мира. Вспомним приведенное выше предупреждение древних египтян, которое они высекли на пирамиде Хеопса.

Вспомнив пророчества Владимира Вернадского о том, что человечество вступает в новое геологическое явление — ноосферу, сферу разума, легко понять, как далеки мы от этого. Для ноосферы мы не готовим «кадры».