Как мы видим окружающий мир. Очередные тома «Занимательной оптики» еще в наборе, но ее уже можно причислить к классике научно-популярной литературы

Автор : Александр Рожен
29 февраля 13:43

Немало ученых в зрелые годы берется за перо. Пишут разное. Так, Илья Мечников написал не умирающие «Этюды о природе человека»...

 

Немало ученых в зрелые годы берется за перо. Пишут разное. Так, Илья Мечников написал не умирающие «Этюды о природе человека». Николай Амосов подарил миру целую серию книг о личном опыте хирурга, о себе и той науке, создать которую он мечтал. Олег Крышталь пробует с помощью литературы выявить суть человеческого сознания. Первую попытку на этом пути он сделал еще тогда, когда никто из исследователей даже не решался поставить перед собой и наукой такой вопрос…

Показательно, что за перо в среде ученых, как правило, берутся яркие, вполне реализовавшиеся в своем деле личности, которые и без того на виду: у них постоянно берут интервью, приглашают прочитать лекции, предоставляют время на телевидении. Так что, казалось бы, им грех жаловаться на отсутствие контакта с обществом.

Однако в последние годы книги о науке, романы и повести об ученых, искателях, неугомонных креаторах — большая редкость в Украине. Поэтому «Занимательная оптика» в пяти томах двух известных украинских физиков, Михаила Лисицы и Михаила Валаха, должна была бы обратить на себя внимание читающей публики. У этой умной, изобретательно иллюстрированной книги были все основания, чтобы ею зачитывались школьники. И не только! Однако авторы с трудом пристроили ее в какой-то книжный магазин, а сейчас… дарят школам. И это при микроскопическом тираже в 700 экземпляров! Вспомним, что в советские времена такое издание тиражом в 100 тысяч экземпляров было бы буквально сметено за несколько дней с прилавков книжных магазинов.

Ученые объясняют трудности с распространением книги тем, что наше общество потеряло интерес к чтению. Все-таки позволю себе предположить другую причину. Все дело в том, что издатели, затратив немалые средства на сотворение книги, не позаботились об элементарной рекламе. Естественно, что никакой маркетинг вообще не производился. И это при том, что в НАНУ есть отдел связи с прессой, задача которого — знакомить общество с достижениями академии. Неужели здесь не могли использовать все козыри — уникальность издания, отсутствие конкурентов, незаполненность рынка подобной литературой, — чтобы достойно представить «Занимательную оптику» хотя бы киевской публике? Пренебрежение к рекламе (которое идет скорее от непонимания ее роли в современном обществе) и профессиональному продвижению книги на рынке приводят к тому, что в итоге усилия авторов уходят в песок.

Мне нередко приходится бывать на помпезных презентациях никчемных книг, наблюдать при этом за работой грамотных маркетологов. Что ж, можно отметить (в который раз), что ученые совершенно не умеют заворачивать в золотую обертку даже свои лучшие изделия. В данном случае это вдвойне обидно: во-первых, написали ее яркие ученые, работающие на одном из интереснейших направлений науки, а во-вторых, книга удалась, и о ней следует узнать украинскому обществу.

Несколько слов о Михаиле Лисице. Это действительно настоящий ученый. Сегодня на фоне расплодившихся докторов «тех наук» это приходится подчеркивать отдельно. Помню, как к Михаилу Павловичу стремились попасть на практику или на дипломную работу все студенты физического факультета КГУ. Его исследования в физике приобрели широкую известность, когда он был еще совсем молодым.

Сегодня Михаилу Павловичу уже за восемьдесят. Но, несмотря на почтенный возраст, он в 8.45 уже на своем рабочем месте в институте, где трудится до семнадцати часов. Час во время перерыва ученый проводит в лесу рядом с институтом. При этом он скромный и душевный человек. А затея с книжками — просто личный подвиг исследователя. Его можно объяснить только желанием рассказать наиболее широкому кругу людей о том направлении науки, которому посвятил жизнь.

Сотрудники Института полупроводников понимают, сколько сил приходится Михаилу Павловичу тратить на создание книги. Поэтому все, отправляясь в командировку за рубеж, привозят ему интересные статьи на темы, касающиеся оптики, книги, журналы. Хотя книга изначально задумывалась как научно-популярная, но ученый даже в этом деле, предназначенном для непрофессионалов, не мог позволить себе в чем-то допустить ошибку или неточную ссылку. Поэтому параллельно создавалась огромная картотека.

Михаил Павлович работал в оптике, когда она весьма неожиданно из чисто физической науки превратилась в мировоззренческую, междисциплинарную. Ученый занялся проблемами, которые поставила перед наукой бурно развивавшаяся кибернетика. В шестидесятые годы стало очевидно, что вычислительные машины нуждаются в собственных глазах (как, образно говоря, и в ушах, носе и в других органах чувств). А для этого нужно было понять: как видят люди, животные, насекомые. Какие преобразования проходит картинка, которая отпечатывается на сетчатке глаз живых существ, и как она превращается в импульсы, идущие в мозг, где складывается зрительный образ.

Тогда за исследования, связанные с оптикой глаза, взялись не только физики, но и математики, нейрофизиологи, биологи. В то время молодой киевский зоолог Леонид Францевич провел серию блестящих исследований по изучению особенностей зрения на личинке стрекозы. В результате этих опытов появилось много загадочного и парадоксального. Например, удалось открыть, что если глаз стрекозы видит маленькую муху, мозг воспринимает ее как пищу. Но стоит показать стрекозе «шашлык» из трех мух, как она воспримет это как опасность. Мол, уж больно велика!..

Не удивительно, если первая книга серии называется традиционно для физика — «Атмосферная и космическая оптика», то название второй — «Физиологическая оптика. Мир людей» и третьей — «Физиологическая оптика — мир животных» озадачило бы читателя еще полвека назад. Это уже прорыв в современную оптику, в центре которой стоит изучение видения мира человеком и другими живыми существами.

В настоящее время авторы уже сдали в набор четвертый том, развивающий тему предыдущих. Готовится еще одна книга: ученые собираются заглянуть за горизонт и рассказать о нанооптике, используемой для диагностики, исследований нанообъектов.

Сам перечень тем и имена авторов говорят о том, что книга должна была бы продаваться в книжных магазинах буквально нарасхват. Но, оказывается, книжные магазины не только без энтузиазма встретили ее, но некоторые из них даже отказались выставить на продажу…

Это подтверждает то обстоятельство, что для успеха книги сегодня недостаточно ее написать и хорошо издать. Нужно умело предложить издание читателю. Берусь утверждать, что документальные и научно-популярные книги без поддержки государства, изданные вне специальных серий наподобие издававшейся когда-то блистательной «Эврики», попросту приговорены к неуспеху и забвению.

К сожалению, и Национальная академия наук Украины все никак не соберется создать свое информационное агентство, массовый научно-популярный журнал, газету для ученых. Все это не содействует популярности науки в украинском обществе. Стоит ли удивляться, что общество (а соответственно, и парламент, принимающий решения о перспективном финансировании) все меньше интересуется ею...