К ПЕДАГОГИКЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Автор : Павлина Семиволос
03 декабря 00:00

Читая недавно одну авторитетную московскую газету, наткнулась на невеселую информацию. Согласно ...

 

Читая недавно одну авторитетную московскую газету, наткнулась на невеселую информацию. Согласно результатам исследования российского госкомитета по делам молодежи минимум 38 процентов ребят испытывают в школе то или иное насилие со стороны педагогов. 16 процентов - физическое (то есть детей попросту бьют!), 22 - психологическое. К сожалению, не знаю, проводились ли подобные опросы среди украинских школьников. Но более чем уверена, результат их был бы не менее прискорбным. А если прибавить к этому просто негуманное, нетерпимое отношение многих педагогов к учащимся, ортодоксальные методы воспитания подрастающего поколения, до сих пор практикующиеся чуть ли не повсеместно... Короче, передовая педагогическая общественность Киева решила: дальше так жить нельзя, ситуацию нужно в корне менять. И первый шаг на пути гуманизации украинской школы уже сделан. Им стала прошедшая на днях городская научно-поисковая конференция «Педагогика толерантности: теория и практика».

На учительском форуме много говорилось о том, что стремительный динамизм общественно-экономических преобразований в Украине, новые технологии, компьютеризация вынуждают четко определить (а, возможно, и переосмыслить) цели и задачи образования. Сегодняшнему выпускнику нужна не просто некая определенная сумма знаний. Он должен иметь навыки самостоятельного применения полученного багажа в конкретных ситуациях. Творчество, непрерывное самообразование, духовное развитие - в этом педагоги видят сущность и особенности образа жизни молодого человека. Все вышеперечисленное выдвигает ряд обязательных требований и к современному учителю: отойти от консерватизма и авторитарности, модернизировать учебно-воспитательный процесс, модифицировать и реформировать систему оценки знаний школьников, классно-урочную систему обучения. Отечественное же среднее образование, с его во многом ортодоксальными методами и ориентирами, ежедневными ненормированными перегрузками вкупе с незащищенностью прав учителей и учеников и всеобщим материальным обнищанием приводят к массе негативных последствий. Главное из них - значительное ухудшение здоровья как детей, так и педагогов.

Именно забота о здоровье подрастающего поколения является одной из основных задач педагогики толерантности. Так считает Игорь Ненько, президент Киевского общественного образовательно-издательского центра «Полікультурний світ». К сожалению, о том, что школа негативно влияет на здоровье детей, заговорили только во времена перестройки. Но дальше слов тогда, увы, дело не пошло.

Своими мыслями по поводу путей гуманизации, «толерантизации» учебного процесса поделился Ярослав Береговой, первый заместитель председателя Международной конфедерации творческих объединений учителей. Он и его коллеги предлагают отказаться от ежеурочных опросов и оценки знаний учеников. Это с самого начала занятия создает напряженную нервную атмосферу, порождает детский страх. Не нужны также и объяснения на каждом уроке нового учебного материала. Дети должны научиться овладевать знаниями под руководством учителя, но самостоятельно. Только таким образом, уверен Ярослав Антонович, можно добиться того, чтобы в процессе школьных занятий каждый ученик действительно работал. Такое управляемое самообразование не только сэкономит огромное количество времени, но и позволит ликвидировать ежедневную «вторую смену» - домашние задания.

Я.Береговой также ратует за отмену всех видов экзаменов. Аргументация: разве учитель не знает реального уровня знаний своего подопечного и не может поставить ему оценку без, так сказать, заключительной аттестации? Последняя же никому не нужна, поскольку только гробит здоровье детей и учителей. Ярослав Антонович предлагает сократить продолжительность уроков и увеличить перемены в зависимости от возраста учащихся. Плюс установить два выходных, как у всех людей, - субботу и воскресенье.

Это поможет сберечь физическое и психическое здоровье детей (да и учителей!), сделать нашу школу действительно человечной и толерантной.

Педагогам следует четко осознать, что отношения, основанные на толерантности, помогут их питомцам в будущем полнее самореализоваться и почувствовать собственную ценность как личности, убеждена Вера Киричек, старший научный сотрудник Института проблем воспитания АПН Украины. С малых лет человек должен уважать достоинство другого, уметь ставить себя на его место, сочувствовать. Поэтому младшим школьникам обязательно нужно преподавать основы толерантного подхода друг к другу, считает Вера Андреевна. Она ратует за внедрение в процесс обучения первоклашек интегрированных курсов этики, человечности и доброты. Они помогут ребенку воспитать в себе деликатность, терпимость, уважение к чужому мнению, умение воспринимать людей других наций и вероисповеданий, достойно решать конфликты. Такие курсы откроют малышу современный взгляд на мир, расширят мировоззрение, границы понятий, которыми он оперирует, обогатят словарный запас, интеллект и эмоциональную сферу.

Светлана Мартыненко, старший научный сотрудник Института усовершенствования учителей им.Б.Гринченко сказала на конференции: «Современная школа должна все делать для того, чтобы ребенок воспитывался и развивался с позитивной самооценкой». Приведенные слова наиболее точно отражают новую идеологию, предлагаемую всем нам педагогикой толерантности. Именно последняя развивает и воспитывает человека восприимчивым к переменам, критически мыслящим, уверенным в своих силах. Радует, что, в частности, в Киеве есть уже немало учебных заведений, работающих над проблемой личностно-ориентированного образования. В его основу положены идеи педагогики толерантности. Это гимназии - №191 и 59, восточных языков, «Києво-Могилянський колегіум», украинский гуманитарный лицей при Киевском национальном университете

им.Т.Шевченко.

Конференция завершилась. И пусть она была несколько сумбурной, разноплановой и неоднородной, но форум учителей убедительно продемонстрировал - у нас в стране всерьез задумались о педагогике толерантности.