ИНТЕРНЕТ-ХАЛЯВА, или КАК БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ СТАЛ ГАЙДАМАКОЙ

Автор : Олег Гаврюшин
02 июня 00:00

В «Зеркале недели» рассказывалось о находчивости нерадивых американских студентов, которые вмес...

 

В «Зеркале недели» рассказывалось о находчивости нерадивых американских студентов, которые вместо кропотливого труда в библиотеке при подготовке реферата или курсовой используют последнее достижение НТП — Интернет и выуживают из него уже готовую работу простым нажатием кнопки. Остается только отпечатать свою фамилию на титульном листе и протянуть «зачетку» для заветной записи.

По-видимому, автор этой заметки давненько закончила вуз, иначе бы она знала, что украинские студенты ничуть не уступают американским в умении полноценно использовать достижения науки и техники. И это не единичные случаи, а практика массового применения, которую сами же студенты метко окрестили «интернет-халява».

История явления достаточно короткая. Три — максимум четыре года назад среди студенческих работ стали появляться рефераты и контрольные, отпечатанные разнообразно-красивым (не машинописным) шрифтом, на хорошей бумаге и, самое главное, с очень содержательным текстом. Содержательность эта и навевала мысль о помощи «третьей силы», так как устные ответы этих же студентов на семинарах и зачетах такой содержательности и глубины не показывали, а отдельные уникумы не знали и содержания своего реферата.

Раньше всех явление «интернет-халявы» возникло на тех факультетах, где обучают будущих спецов компьютерных дел — программистов, сетевиков, информационщиков и т.д. За ними стройными рядами стали подтягиваться к благам чудо-техники студенты «престижных» факультетов — юристы, экономисты, родительские возможности которых позволяют дома иметь такую игрушку или бесконтрольно использовать ее по месту работы. Последними сдавались биологи, историки…

Примерно два года назад стали появляться фирмы, фирмочки и просто «индивидуалы», которые «интернет-халяву» поставили на деловую почву. Теперь они уже принимают заказ на вид работы (реферат, контрольная, курсовая, даже диплом), осуществляют поиск необходимой готовой работы (не просто материала, который нужно обрабатывать), распечатывают на принтере нужный текст и получают деньги от заказчика. Стоимость работы — от 5 грн. за небольшой реферат до 5—6 грн. за одну страницу (в зависимости от сложности, объема, знания нужного http — адреса и прочих издержек).

О распространенности подобных проектов можно судить, пройдясь по коридорам учебных корпусов и общежитий, территории студгородков: объявления о «помощи в распечатке текстов» или прямо: «Выполним рефераты и курсовые» — на каждом этаже и в уборных, на досках объявлений и остановках транспорта, просто на деревьях в сквериках вокруг вузов и, конечно же, в местных рекламно-информационных изданиях.

Впрочем, количество этих фирм не всегда гарантирует качество, можно нарваться и на халтуру. Как-то ради интереса я сам позвонил по нескольким таким телефонам с вопросом о возможности написания контрольной работы по истории Украины на тему «Роль и место Б.Хмельницкого в гайдамацком движении».

Первый же звонок попал в точку: «Да-да, выполним». На мое сомнение: «А материалов у вас хватит? А то я к одним уже обращался» попросили перезвонить через полчаса. За это время диспетчер связался с кем надо и выдал мне ответ, после которого осталось только тихо удивляться: «Да-да, доцент института уже взялся писать, через три дня будет готово». На мой изумленный вопрос: «Что же это за доцент, который не знает, что первые гайдамаки появились только через 80 лет после смерти Хмельницкого?!» контраргументов найдено не было, и собеседник прервал беседу. Интересно было бы почитать, что бы там они написали, но… любая такая фирмочка приступает к выполнению заказа только по получению залога.

Не знаю, как там американские студенты используют другие возможности оргтехники, а наши студенты дружат и с компьютером, и с ксероксом. Без хорошего ксерокса ныне к экзамену и не подготовишься. Научная организация труда применяется и в процессе подготовки шпаргалок. О, это целое искусство!..

Впрочем, и тут случаются очень досадные проколы — из-за особенностей почерка и сокращений. К примеру, прописная буква «ж» может быть похожа на «т», и тогда при сокращении (напр.: Авг.Блаж.) религиозный философ Августин Блаженный превращается в Августа Блата, а Р.Оуэн — в Р.Оужа, полисы — в патсы, а частно-собственнические отношения — в частые собственные.

После такого жестокого опыта способы подготовки меняются — у самой прилежной студентки-отличницы с красивым почерком выпрашивается конспект, перепечатывается на компьютере, правильно размещается на страничке узкими колонками, уменьшается на ксероксе — и можно уверенно идти на экзамен.

На курсах, которые сдают экзамен двумя-тремя потоками, применяется наименее затратный, но наиболее авантюрный способ «светофора». Суть в следующем. Студент из первого потока оставляет на внешней стороне своего билета опознавательные знаки — точка карандашом в центре, загнутый уголок, две точки по противоположным углам и т.п. Номер билета с особыми приметами сообщается приятелю. За полдня и ночь два-три вопроса этого билета вызубриваются на пять с плюсом, а с утра в аудитории только и остается что опознать отмеченный билет и достать его.

Но бывает, что опытный преподаватель вносит свои коррективы. Обнаружив нанесение особых примет на билеты, профессор берет чистый бланк, указывает на нем тот же номер, вписывает два самых сложных вопроса и тщательно копирует те самые опознавательные знаки, предвкушая наслаждение зрелищем под кодовым названием «Титаник-2».

С утра смелый и очень подготовленный студент, ничего не подозревая о подвохе, легко находит нужный билет, смотрит на номер, радуется, что достал то, что надо.

— Не сложный вопрос для вас? — участливо интересуется профессор.

— Нет, нет, что вы! — самоуверенно отвечает студент. — Это моя самая любимая тема из всего курса.

— Тогда, может, без подготовки ответите? — подыгрывает ему профессор.

— Если можно, я минут пять подумаю над структурой ответа, составлю план, — продолжает заливать студент.

— Ну-ну… — напутствует его профессор.

Вот тут как раз и начинается зрелище. И такого спектакля, такой гаммы человеческих чувств вам не покажут ни в одном театре.

Студент горделиво устраивается за партой, победоносно оглядывает своих вспотевших от натуги собратьев и как бы нехотя смотрит на вопросы. Сначала слегка сдвигаются брови, и наблюдается легкое недоумение. Потом вопросы внимательно перечитываются, глаза округляются. Затем в растерянности студент начинает лихорадочно изучать «особые приметы» и убеждается в их абсолютной идентичности. Полная паника. Кульминацией сюжета является набор бессмысленных фраз и нечленораздельных звуков вместо четкого ответа. Последний гвоздь вбивает профессор, уже издеваясь в открытую: «Ай-яй-яй! Если это ваша любимая тема, то что же вы знаете по остальным?»

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Использование «интернет-халявы» и ксероксных шпаргалок убивают основные навыки, которые должны быть привиты в вузе — привычка самостоятельной работы, самостоятельной выработки новых знаний, самостоятельного творчества. Такой студент, грубо говоря, не сможет изобрести велосипед. Не научившись изобретать велосипед ( и не желая этому научиться), в дальнейшем уже инженер не сможет изобрести бытовую технику, рассчитать режим экономии энергоресурсов, построить политическую технологию. В зрелом возрасте такие спецы свои проблемы будут решать не рационально-творческим способом, а эмпирическим методом «научного тыка», т.е. проб и ошибок. Кстати, в интервью и беседах с новым руководством Минобразования, в многочисленных публикациях о путях развития высшей школы я не увидел и намека на осознанность губительности «интернет-халявы» и шпаргальщины. Но мы ведь знаем, что всякое отрицательное явление легче предупредить, чем победить. Что будем делать?