ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — ВЫЗОВ БИЗНЕС- ОБРАЗОВАНИЮ

Автор : Богдан Будзан
06 октября 00:00

Сегодня средства массовой информации часто подчеркивают важность для Украины вхождения в Международную систему коммуникаций...

 

Сегодня средства массовой информации часто подчеркивают важность для Украины вхождения в Международную систему коммуникаций. Активное внедрение информационных технологий, широкая интеграция в мировую информационную сеть могут стать тем локомотивом развития, в котором так нуждается наше общество.

Общеизвестно, что количество пользователей Интернета бурно возрастает.

По данным NUA Internet Surveys, количество пользователей Интернета в июле 2000-го достигло 359.8 миллиона. Следует добавить, что половина их, а то и больше — американцы. Использование мировой WEB-сети продолжает возрастать и удваиваться каждые 100 дней. Объемы торговли в режиме «on-line» возрастают примерно так же. Реальным является предположение, что число пользователей «on-line» достигнет 450 миллионов в 2000 году и одного миллиарда к 2005- му.

К сожалению, нет точных данных о количестве пользователей Интернета в Украине. Примерно их насчитывается от нескольких сотен тысяч до одного миллиона, что, конечно, мало. Это сдерживает развитие в нашей стране многих социально, политически и технически важных процессов, происходящих в мире.

Одним из важнейших и, возможно, эффективнейших путей более широкого внедрения Интернета и других современных информационных технологий в Украине является формирование потребностей, «выращивание» потребителей. Будет формироваться потребность — будет происходить процесс ее удовлетворения. Будет заполняться эта ниша — будет возрастать спрос, и так далее.

Но что мешает? На мой взгляд, здесь следует вспомнить Альберта Эйнштейна, сказавшего: не изменив модель нашего мышления, мы не сможем решить проблему, созданную нами с помощью нашей нынешней модели мышления. Следовательно, идея потребности в Интернете, во всем, что с ним связано, осознание неизбежности формирования и удовлетворения этой потребности должны пронизывать все структуры общества и не в последнюю очередь те, с которых начинается формирование нового мышления, — образовательные. Поэтому остановлюсь подробнее на роли именно образования, и особенно бизнес-образования, в решении этой важной задачи.

Для начала приведу пример из жизни Международного института менеджмента (МИМ-Киев). В 1999 году, идя навстречу пожеланиям наших заказчиков из регионов Украины, мы открыли модульную МБА-программу, предусматривающую чередование полной недели работы студентов в институте с отрывом от производства с несколькими неделями самостоятельной работы и коммуникации с МИМ через Интернет. С началом учебы у большинства участников программы появилась острая потребность не только в компьютерах, но и в Интернете, и в электронной почте. Руководство предприятий, где работают наши студенты, вынуждено было приобрести им компьютеры и предоставить доступ к сети Интернет, чтобы обеспечить надлежащий уровень коммуникаций с институтом и виртуальное участие в учебном процессе. Таким образом, уже сам процесс обучения дал мощный импульс формированию новых потребностей и их удовлетворению.

Когда мы активно пропагандируем внедрение новейших информационных технологий в учебный процесс, мы исходим из того, что Интернет-технологии с целью улучшения и трансформации внутренних бизнес-коммуникаций используют бизнес-структуры всего развитого мира, и без этого современного «инструмента» менеджерам не обойтись.

Правда, внедрение компьютерных сетей и информационных систем требует быстрого реагирования на постоянные, нередко очень быстрые изменения, а Интернет часто создает информационную перегрузку. К тому же системы информации на базе WEB не всегда просты для пользователя, особенно на первых этапах их создания, а для многих людей труден переход к новым формам коммуникации (действует инерция: «все должно быть на бумаге»). Вместе с тем важно осознавать, что Интернет-технологии положительно влияют на информационные потоки в сфере менеджмента при условии надлежащей инфраструктуры и соответствия организационной структуры компании бизнесовой среде (в глобальном или хотя бы в региональном контексте). Кроме того, информационная стратегия компании должна соответствовать ее бизнес-стратегии и наоборот.

Что касается непосредственно учебного процесса в МИМ-Киев, то мы исходим из того, что студенты обязаны не просто слушать лекции об Интернете или об электронной коммерции, но и активно работать с информационными системами. Прямая связь с миром через Интернет и каналы информационного агентства Рейтер, участие в международных учебных программах дают возможность приобрести практические навыки использования современных информационных технологий в бизнесе.

Очень популярны среди слушателей МИМ-Киев компьютерные симуляции (деловые игры), которые моделируют реальные бизнесовые ситуации. Одна из используемых нами игр разработана в Центре интерактивного компьютерного моделирования университета Карнеги Мэллон (США) профессором Дэвидом Ламонтом. Она проводится в международной среде, где конкурентами и партнерами слушателей МИМ-Киев являются студенты учебных заведений разных стран — США, Японии, Китая, Мексики, Аргентины, Чили. Команды слушателей различных учебных заведений выступают в роли руководителей компаний, принимают решения по маркетингу, финансам, производству, развитию предприятия. Перед участниками игры ставится задача разработать стратегический план деятельности компании на 3—5 лет, защитить его перед советом директоров и успешно воплотить в жизнь в конкурентной среде. Игра проводится через Интернет и администрируется совместно преподавателями университета Карнеги Мэллон и МИМ-Киев.

Мы пришли к однозначному выводу, что не имеем права стоять в стороне от подготовки менеджеров для будущего, достаточно компетентных в области информационных технологий и менеджмента информационных систем, в частности в области электронной коммерции. В МИМ-Киев создаются кафедры менеджмента информационных технологий. Это обусловлено еще и тем, что много наших выпускников и студентов работают в мультинациональных компаниях в Украине и в своем бизнесе используют Интернет-технологии. Как бизнес-школа, которая уже 10 лет готовит мастеров бизнес-администрации по международному формату, мы намерены применять G3 mobilephone technology (2 мегабайта в секунду) через Европу в 2002 году...

Менеджмент, построенный на эффективном использовании информационных технологий, — фактор успеха в бизнесе. Еще в 1998 году в журнале Business Week от 31 августа президент компании New York Clearing House Джил Консидайл заявил: «Сегодня мы пребываем в позиции, когда можем конкурировать лучше. Мы не смогли бы этого достичь без супертехнологий. Одной из этих технологий является Интернет».

При современном уровне компьютерного обеспечения бизнеса Интернет/Интранет-технологии предоставляют широкие возможности вести дела, общаться, обмениваться информацией. Поэтому для любой компании очень важно как обеспечивать присутствие в Интернете, так и создавать внутренние базы данных определенных знаний в рамках компании. Вместе с тем надлежит учитывать, что в условиях Украины много компаний, особенно за пределами больших городов, не имеют соответствующей внутренней и внешней компьютерной и информационной инфраструктуры. Поэтому традиционными методами обмена информацией («разговорными») — через конференции, семинары — тоже не следует пренебрегать. Я уверен, что они будут играть свою положительную роль даже в условиях хорошо развитых информационных сетей. Виртуальное взаимодействие с помощью самых современных технических средств никогда полностью не заменит ценности человеческих отношений. Поэтому, на мой взгляд, совмещение двух этих подходов является наилучшим способом использования информации как мощного ресурса в наших трансформационных условиях. Более того, чтобы не создавать барьер между «компьютеризированными» организациями и теми, которые еще не сумели стать таковыми, мудрые руководители должны быть гибкими и толерантными, особенно когда речь идет о внешней коммуникации.

Наблюдая за студентами МИМ-Киев, можно сказать: современное поколение менеджеров полностью осознает, что Украина двигается в тот экономический мир, где без современных средств коммуникации и информации выжить и достичь успеха очень трудно, а то и просто невозможно. И потому бизнес-образование должно первым откликнуться на этот вызов.