ХАКЕРЫ МОГУТ ОБУЧАТЬСЯ БЕСПЛАТНО. ПОКА…

Автор : Наталия Иваненко
18 мая 00:00

Обсуждение достоинств дистанционного обучения не особенно популярно в нашей прессе. Да, собствен...

 

Обсуждение достоинств дистанционного обучения не особенно популярно в нашей прессе. Да, собственно, и в кругах профессуры интерес к этому явлению можно считать пока чисто академическим: преподаватели многих вузов еще не определились в своем отношении к новинке, в более продвинутых учебных заведениях обсуждается технология, подбирается необходимая база, но пока нет серьезных оснований утверждать, что дистанционное обучение пользуется равными правами с традиционным преподаванием.

Обсуждая проблему дистанционного обучения, необходимо иметь в виду: оно нуждается не только в высококлассных преподавателях, специфических компьютерных программах, но и в современнейшей технической аппаратуре. Полноценное дистанционное обучение не создашь силами одного университета — необходимы соответствующие телекоммуникационные возможности. Поэтому чрезвычайно важно было бы участие в этом деле такой мощной государственной компании, как «Укртелеком». Корреспонденту «ЗН» удалось обсудить вопросы развития дистанционного обучения с проректором Украинской государственной академии связи в Одессе профессором Петром ВОРОБИЕНКО.

— Петр Петрович, Академию связи им. А.Попова нередко называют в числе пионеров дистанционного обучения в Украине. Чего удалось добиться за годы работы над этой проблемой?

— Прежде всего хотелось бы рассказать о том, что еще в 97-м мы участвовали в проекте, предусматривающем повышение квалификации специалистов в области связи стран СНГ. Проводился он под эгидой Международного союза электросвязи. Конкретную работу выполняли институты связи — российские, белорусские, таджикские, казахские (сейчас это университеты и академии). Наша академия совместно с москвичами была ведущей в разработке главных вопросов. Совместными усилиями были созданы узлы, или центры, дистанционного обучения в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Ташкенте и Одессе.

— Кто вам помогал материально реализовать программу?

— Международный союз электросвязи выделил нам незначительную помощь — около 1500 у.е. За эти средства удалось купить кое-какое оборудование. Мы реализовали физическую модель дистанционного обучения, которая размещается на нашем ВЭБ-сайте и состоит из подсистем регистрации и контроля знаний, а также из виртуальных библиотеки, лаборатории и лекционных занятий. Создали библиотеку обучающих курсов, которые должны охватить все дисциплины с первого по пятый курс.

Студент после регистрации самостоятельно осваивает тот или иной курс, проходит соответствующие тесты. Он имеет обратную связь с преподавателем по электронной почте или в ЧАТ-режиме.

Наша первостепенная цель — предоставление знаний студентам-заочникам с помощью системы дистанционного обучения. Вторая важная задача — использовать систему для повышения квалификации.

Судя по тому, что демонстрируют в последние годы на такой известной ежегодной международной выставке, как Цебит в Ганновере, во всех развитых европейских странах образуются сети дистанционного обучения по определенным направлениям. Специально для этого регулирующими органами и операторами связи создается специальная транспортная магистраль, подключаются соответствующие ресурсы. На последней выставке в Ганновере бросалось в глаза, во-первых, то, что появились новые специализированные продукты для работы с аудиторией на расстоянии — более совершенные, охватывающие большее число учащихся, и, во-вторых, — усиленно разрабатывается оборудование как радиодоступа, так и по проводам, что даст техническую возможность шире использовать дистанционное обучение.

Возьмем в качестве примера нашу академию. Для широкого доступа пользователей к этим ресурсам мы должны присоединиться к соответствующей телекоммуникационной магистрали, к которой легко и просто подключаются и пользователи. По сравнению с Германией, Францией у нас это еще не общепризнанная правительственная программа. Когда программа будет создана, подключение сетей дистанционного обучения будет решаться гораздо проще. Часть наших разработок мы уже демонстрировали на выставках, часть находится в архивах. Могли бы выполнить концепцию дистанционного обучения и для Украины.

Немаловажно и то, что затраты на традиционное обучение (проезд, проживание при заочном обучении) по сравнению с теми же расходами при дистанционном обучении (вход в узел, пользование Интернетом) на порядок меньше.

— А качество? Заочное обучение остряки сравнивали с заочным питанием...

— Дистанционное обучение позволяет довести качество заочного обучения до стандартов стационарного. Надо только определить, какие предметы рекомендованы для системы дистанционного обучения. К примеру, мы подготовили для некоторых наших курсов лабораторные работы, где полностью имитируются процессы, происходящие в электрических цепях. Студент имеет уникальную возможность наблюдать невидимые процессы — то, что происходит в цепи, если замыкается ключ. Это очень удобно и относительно дешево.

Что касается таких дисциплин, как экономика, менеджмент, право и множество других, уже сейчас очевидно, что обучение ими может быть весьма эффективным. Кроме того, появляется возможность проводить видеоконференции, напрямую общаться с преподавателем. При этом к учебному процессу могут подсоединяться преподаватели из других вузов и даже стран. Дискуссии, эффект присутствия делают лекции более результативными. Ко всему прочему, дистанционное обучение позволяет студенту в любое время подключиться к процессу обучения.

К сожалению, у студента в виртуальной лаборатории пока не все навыки удается развивать. Процессы в сложной радиоаппаратуре можно смоделировать, но там, где требуются навыки работы на реальной аппаратуре, обучающемуся важно поработать на ней. Поэтому учебные заведения, где широко применяется дистанционное обучение, например компания SISKO, дополнительно дают недельный курс непосредственной работы на «железном» оборудовании.

Нельзя забывать древнюю истину — новое не отменяет, а чаще всего дополняет и развивает старое. К примеру, как телевидение не убило театр и кино, дистанционное обучение не отменит традиционное обучение. Думаю, что первое образование останется стационарным. А дистанционное послужит как для повышения квалификации, так и для переобучения или для получения первоначальных навыков. Это, кстати, поможет студенту определиться — работать ему в этом направлении или попробовать свои силы в чем-то другом.

Нельзя исключить и такого развития событий — дистанционное обучение может привести к сокращению стационарного. Впрочем, говорить об этом пока рано — время покажет.

Необходимо сказать о контроле усвоения пройденного материала. Контролирующая и обучающая система, реализованная у нас, использует несколько подходов: первый — прямо дается правильный ответ в виде формулы или какого-то выражения. Есть варианты, когда из набора правдоподобных ответов выбирается наиболее подходящий данному случаю. При этом в режиме обучения может быть подсказка, когда можно несколько раз выбирать варианты. В режиме контроля ответ менять уже нельзя.

Техническая реализация дистанционного обучения требует определенных затрат. «Укртелеком» уже несколько лет предоставляет бесплатный цифровой канал и IP-адреса для того, чтобы мы могли развернуть у себя локальные сети и обеспечить выход в Интернет для многих рабочих станций.

— Сколько людей обращается к вам?

— У нас есть русская и английская версии. На русскую версию у нас фиксируется десяток обращений в день из Украины и из-за рубежа. Английская версия еще не в полной мере развернута и работает в демонстрационном режиме. Желающие знакомятся с ее содержанием, а затем пишут нам, завязывается сотрудничество.

— Массовых курсов, например компьютерных, у вас нет?

— У нас есть только курсы по телекоммуникациям для повышения квалификации — цифровые системы коммутации, локальные вычислительные сети, введение в Интернет.

— Можно бесплатно обратиться на ваш сайт?

— Определенная часть бесплатная. На платную часть наши студенты получают пароль и могут использовать ее как дополнительную возможность обучения.

— А хакер средней руки может ее взломать?

— Да, и... получит возможность учиться бесплатно. Правда, без документа об окончании курса. Сейчас дистанционное обучение находится в зачаточном состоянии, и мы в принципе не против таких посещений — пусть учатся. Более того, скажу вам по секрету, мы даже рады этому — пусть будет больше людей, которые знакомятся с возможностями телекоммуникаций. Потому и защита элементарная, это сделано сознательно.

— И как долго хакеры будут пользоваться такими льготами? Или вы планируете применить систему, которая позволяла бы вам получать какие-то деньги за обучающие курсы?

— Мы предусмотрели это в недалеком будущем. Но пока нужно, чтобы большее число людей узнало о нас, познакомилось с новыми возможностями. Когда потребность в этом станет ощутимой, можно будет ввести и реальную плату. Здесь особых проблем не вижу. Решили же такие проблемы в Великобритании в Университете дистанционного обучения, где уже учатся сотни тысяч студентов. Я не оговорился — именно сотни тысяч! И прекрасно работает система, которая позволяет получать плату за обучение.

— И диплом выдают?

— Конечно. У нас пока задача поскромнее — помочь студентам-заочникам в обучении. Избавить их от писем, пересылки контрольных работ, многочисленных приездов. С помощью электронной системы все становится гораздо проще и эффективнее. А каких-то особых проблем с юридическими вопросами и с оплатой не вижу. Со временем мы все это реализуем. Но хочу подчеркнуть — нужна государственная программа по развитию дистанционного обучения. Это уже назрело!