ЕСЛИ ВПЕРЕДИ СЛАВ СЛАВИЧ

Автор : Тамила Костюк
19 декабря 00:00

Добровольно взяв на себя функции целого ряда социальных институтов и закрыв собой «черные дыры» н...

 

Добровольно взяв на себя функции целого ряда социальных институтов и закрыв собой «черные дыры» неудач образовательной реформы, Ярослав Вячеславович Глибович (Слав Славич, как называют его взрослые и дети) «отнял» у улицы около ста ребятишек, приобщив их к интересному и полезному делу. Именно благодаря ему и возник в Вышгороде Киевской области первый в Украине муниципальный детский духовой оркестр-студия «Водограй».

В 1989 году Ярослав Глибович, отставной офицер и музыкант с высшим образованием, приехал в село Демидов Вышгородского района Киевской области. Сразу же пообещал местному руководству в течение года создать детский духовой оркестр. Осторожное во всех жизненных случаях руководство в этот раз почему-то поверило стройному энергичному мужчине. И не ошиблось. Через четыре месяца оркестр уже дал свой первый концерт, а через четыре года впервые поехал выступать в Европу — в Германию...

Вскоре оркестром небезосновательно заинтересовался городской голова Вышгорода Александр Кимлач. В 1996 году на сессии депутатов городского совета он бросил в зал: «Оркестр демидовский все видели и слышали? Он нам нужен в городе? Детей будем отрывать от улицы?» Ответив утвердительно, депутаты поддержали предложение пригласить руководителя оркестра переехать в райцентр. Специальным постановлением городского совета был решен не только квартирный вопрос Глибовича, но и проблема финансирования оркестра из городского бюджета. Таким образом «Водограй» стал первым в Украине муниципальным детским оркестром-студией. А юные жители городка получили возможность бесплатно учиться музыке, содержательно проводить досуг и время от времени вместе путешествовать по белому свету.

Слав Славич любит повторять: «Живая музыка лечит и тело, и душу...» Он никогда не жалуется на материальные трудности или испорченность подрастающего поколения. А просто приглашает детей в оркестр, где на собственном примере учит их настойчиво работать, дружно и интересно жить в большом коллективе, преодолевать трудности и достигать успеха. Еще он убежден, да и практика подтверждает, что игра на духовых инструментах положительно влияет как на нравственное, так и на физическое здоровье ребятишек. Недаром же, видимо, в американских школах введены обязательные для всех «оркестровые уроки», и практически в каждой из них там есть собственный духовой оркестр. У нас же почему-то начали с массового привлечения школьников к футболу, кстати, не поинтересовавшись, как относятся к нововведению родители, учителя, ученики...

— Сын Коля родился слабеньким, у него развился хронический бронхит. Для плавания в бассейне или на регулярный массаж не хватало средств. Услышали рекламу по местному телевидению, мол, приглашаются дети в оркестр-студию для бесплатного обучения, и пришли к Слав Славичу, — рассказывает жительница Вышгорода Татьяна Билецкая. — Мальчик за короткое время заметно изменился, стал самостоятельным, трудолюбивым, требовательным к себе. А самое главное для меня то, что кашель ребенка больше не мучает, здоровье сына окрепло.

Похожих рассказов автору этих строк довелось выслушать немало. Некоторые из них просто фантастические. Мальчик, подрабатывая во время летних каникул в пекарне, по неосторожности оттяпал себе три пальца на правой руке. Как же играть? Но все же пришел записываться в оркестр-студию, и его приняли без лишних расспросов. Теперь мальчик играет на ударной установке и басе, а еще овладевает игрой на гитаре, на которой струны специально приспособлены под его левую руку.

Слав Славич записал в оркестр и девочку, которая, по неосторожности выпав из окна второго этажа, получила серьезные повреждения. Тем самым дав ей возможность вернуться к полноценной жизни, а отчаявшимся родителям — надежду.

...После выступления на президентской елке во дворце «Украина» к одному из юных оркестрантов подошел тележурналист и осторожно спросил: «Как же тебе удается так чудесно играть, будучи глухим на одно ухо?» — «А наш Слав Славич может научить играть и глухого, и немого, и слепого», — солидно ответил малыш.

Такие у руководителя оркестра-студии убеждения — учить музыке абсолютно всех детей. А имеющим физические пороки, давать дополнительный шанс реализовать себя в жизни.

...Недавно в студию пришел мальчик. Сам, без сопровождения взрослых. Только взглянув на него, Слав Славич, который в небольшом городе знает почти всех, вспомнил: родители у него алкоголики. Сразу же провел с ребенком первый урок. И не удивился, когда через несколько занятий тот исчез. Так бывает. Но через неделю мальчик вернулся...

Крохотная квартирка Ярослава Глебовича очень похожа на музей оркестра-студии «Водограй». На стенах и полках — почетные грамоты, лауреатские дипломы и призы, полученные за шесть лет существования, многочисленные фотографии. Оркестр уже шесть лет подряд открывает театральный фестиваль «Київ травневий», побывал во многих городах Украины. Детям с неизменным восторгом кричали «Бис!» эмоциональные французы и сдержанные немцы. В Польше же юные музыканты прошли через весь город Перемышль, умело чередуя музыку с барабанным боем, что позволило им продержаться в строю почти... шесть часов! А потом на могиле Чубинского они с чувством исполнили «Ще не вмерли України...» Кстати, в репертуаре оркестра более 80 музыкальных произведений. Это значит, что он может играть четыре концерта подряд, ни разу не повторяясь.

— Уверен, — говорит Ярослав Вячеславович, — что учиться играть на духовых инструментах наши дети должны только бесплатно. В этом мне удалось убедить городских депутатов. Если же мы установим даже самую низкую плату за уроки, большинство учеников сразу же от нас уйдут, поскольку в духовой оркестр чаще всего записываются дети из малообеспеченных семей. Ведь приобрести, скажем, трубу намного проще, чем фортепиано.

Обычно родители впервые приводят детей в студию, когда им исполняется семь лет. В этом нежном возрасте, когда у ребятишек еще не появились постоянные зубы, играть на духовых инструментах в студии им не позволяют. Зато на занятиях их обучают дефиле, ритмическим фигурам на барабанах, потом девочки переходят к игре на свирелях, а мальчики — на инструментах аккомпанементного состава: альтах и вторых тенорах. Уже в это время дети параллельно выступают на концертах с основным составом оркестра.

— По какому принципу вы создавали ваш оркестр? — спрашиваю Ярослава Вячеславовича.

— Практически каждый ребенок мечтает научиться играть, ведь музыку любят все. Музыка, особенно живая, — всегда праздник. Поэтому мальчики и девочки приходят в оркестр сами, собрать их нетрудно. Намного сложнее их здесь удержать. Ведь репетиции — это прежде всего адский труд. Поэтому приходится учитывать особенности детской психологии. Дети, как никто другой, требуют морального стимулирования. И таким стимулом для них становится участие в концертах. Часто бывает, что, явившись в нашу оркестр-студию, мальчик или девочка уже через неделю выступают на сцене. И неважно, что ребенок пока играет две-три ноты, — зато он чувствует ту огромную радость, которая пронизывает сердце, когда играешь в духовом оркестре и, естественно, видишь благодарность публики, которая от восторга смеется, вытирает слезы и кричит: «Браво!» В отличие от обычных музыкальных школ, мы не только загружаем детские головы премудростями музыкальной теории, начиная с нуля, но и параллельно предоставляем детям возможность выступать на концертах. Поэтому наш оркестр-студия называется учебно-концертным.

— Тот ноль, с которого вы начинаете, — это изучение нот, музыкальной грамоты?

— Не совсем так. Дело в том, что у ребенка, решившего играть в духовом оркестре, этих «нулей» слишком уж много. Нужно научиться «брать дыхание», «поставить губы», запомнить ноты, да еще и научиться нажимать соответствующие им клавиши. Поэтому мы, в отличие от музыкальных школ, не изучаем ноты уже с первых дней, более того — в течение первых двух лет подписываем, как нажимать на клавиши, снимая с детей чрезмерную нагрузку. Поэтому ноты и так называемую пальцовку наши юные музыканты усваивают автоматически, уже выступая на концертах.

...В нынешнем году оркестр в полном рабочем составе, а это около ста мальчиков и девочек, в День Конституции шагал с маршем по Крещатику. Вдруг пошел сильный дождь. Все оркестры бросились под укрытие, но «Водограй» продолжал свой парадный ход по главной улице столицы. Уже после праздника одна из мам спросила своего семилетнего сына — тот сыграл во время действа разве что две ноты на альте: «Почему ты шел по колено в воде вдоль тротуара, неужели нельзя было хоть немного отступить в сторону?» А мальчик ответил: «Мама, как ты можешь так говорить! Я ведь шел в шеренге, а впереди был Слав Славич!»...