Эксперт: Легальное поступление родительских средств в школьный бюджет — нормальная европейская практика

20 ноября 20:25

Суть предложенных Кабмином нововведений, касающихся усиления финансовой самостоятельности школ ...

 

Суть предложенных Кабмином нововведений, касающихся усиления финансовой самостоятельности школ состоит в выводе из «тени» родительских средств, которые и так привлекаются в бюджеты школ, объяснил в интервью «Зеркалу Недели» директор столичного Финансового лицея, председатель Ассоциации руководителей школ г. Киева Юрий Шукевич.

«Создается новая, непривычная для рядового директора, «экономика в правовом поле» с родительскими счетами, плановыми сметами и ключевой должностью главного бухгалтера. Это нормальная европейская практика. И она предусматривает формирование новой культуры директора и новой культуры отношений общественности и школы», — рассказал Юрий Шукевич.

Сегодня школа, хотя и имеет право на самостоятельное решение вопросов экономической и финансово-хозяйственной деятельности, фактически представляет собой отдельное подразделение другого юридического лица — органа управления образованием.

«Чиновник управления, а не директор, решает стратегически важные вопросы: принимает на работу учителей, определяет, по какой программе и по каким учебниками будет организовано обучение, заключает соглашения с поставщиками услуг, распределяет средства», — отметил эксперт.

Принимая во внимание разный уровень готовности школ к нововведению, необходимо переводить их на собственный счет поэтапно и постепенно, считает Юрий Шукевич. По его словам, сегодня все региональные институты повышения квалификации уже получили задание организовать курсы для директоров с привлечением специалистов по финансовому менеджменту.

«Школы готовы к этой реформе в разной степени. Поэтому их необходимо структурировать на три группы. Первая группа — школы, которые никогда не открывали счетов в банке, не создавали легализованных благотворительных фондов. Ко второй группе следует зачислить школы, в которых уже несколько лет без открытого счета работает благотворительный фонд, директор той в той или иной степени сотрудничает с ним и обладает признаками экономической культуры. Третья группа — школы, которые уже на протяжении многих лет пользуются специальным счетом для аккумулирования родительских денег, имеют бухгалтеров. И, наконец, отдельные «пилотные» школы, которым следует предоставить статус главного распорядителя средств, то есть отдать бюджет полностью с правом его утверждения и правом подписи платежных документов без согласования с управлением образования, так как они уже давно работают как со специальным, так и с общим фондом», — рассказал Юрий Шукевич.

Подробнее читайте в статье Оксаны Онищенко «Финансовая самостоятельность: «Это мы не проходили, это нам не задавали»? в свежем номере «ЗН»