БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ: В ПОИСКАХ ИДЕАЛА

Автор : Ольга Суржик
26 октября 00:00

«... Путь к богатству и совершенной мудрости... Вавилоняне не разделяли этих двух понятий — они скор...

 

«... Путь к богатству и совершенной мудрости... Вавилоняне не разделяли этих двух понятий — они скорее считались взаимно переходящими друг в друга и рассматривались как различные аспекты одного и того же...»

Виктор Пелевин. Generation «П»

Для мирового бизнес-образования нынешний год стал историческим. Впервые за всю историю США новый хозяин Белого дома Джордж Буш стал владельцем диплома магистра по бизнес-администрированию, полученного им в Гарвардской школе бизнеса.

— Как минимум мы можем гордо оперировать этим фактом в ответ на то, что почти никто из известных лидеров глобального бизнеса, включая Джорджа Сороса, Билла Гейтса и Джека Велша, не заканчивал бизнес-школ, — заявил на посвященной развитию в Украине менеджмент-образования встрече с журналистами декан Киево-Могилянской бизнес-школы Павел Шеремета.

К сожалению, нельзя сказать, что 2001 год станет историческим и для украинского бизнес-образования. Однако уже сегодня в ней наблюдаются положительные тенденции. Ведь изменение сущности самого бизнеса вносит радикальные изменения в бизнес-образование. Поэтому по требованию времени сегодняшнее бизнес-образование должно быть практическим, инновационным, ориентированным на развитие лидерских способностей.

Именно таким оно видится Консорциуму по усовершенствованию менеджмент-образования в Украине (CEUME), финансируемому Агентством США по международному развитию. Главная цель проекта, основанного консорциумом почти три года назад, — совершенствование программ менеджмент- и бизнес-образования в Украине, способных формировать новое поколение деловых людей. Долгосрочной целью проекта является внедрение этих программ в украинских бизнес-школах в период их развития как сложившихся институтов по предоставлению менеджмент-образования, организации тренингов и исследований.

— Требования к представителям высших руководящих звеньев и высококвалифицированным сотрудникам будут постоянно повышаться. И единственная возможность достойно ответить на вызов будущего — инвестировать в образование сегодня, — считает региональный директор консорциума Мик Мюллей. — В бизнес-среде наблюдается постоянный рост конкуренции, в ней постоянно появляются новые технологии, и поэтому жизненный цикл «знаний» чрезвычайно короткий. Именно с целью достижения успеха украинские и международные бизнес-структуры должны обладать человеческим капиталом, способным быстро и эффективно реагировать на любые изменения рынка.

Хорошо подготовленные и обученные сотрудники являются активом современных компаний. К сожалению, украинские выпускники сплошь и рядом владеют лишь общими теоретическими знаниями по экономическим наукам и очень редко — практическими навыками и опытом.

— Нам еще нужно многому учиться. Друг у друга, у других, — подчеркивает П.Шеремета. — Например, давайте проанализируем, как происходит подготовка дирижеров в консерватории. Практические задачи значительно превосходят теоретические. Квалификация проверяется в практической работе — будущий дирижер на академконцерте дирижирует оркестром, исполняя то или иное музыкальное произведение. Он не повторяет заученные наизусть теоретические определения. Студента оценивают практики — опытные музыканты, а не библиотечные теоретики.

П.Шеремета обратил особое внимание на отличия между бизнес-образованием и экономическим образованием. По его мнению, они отличаются в двух основных параметрах. Во-первых, если экономическое образование в большинстве своем акцентирует внимание на теоретических проблемах экономики, то бизнес-образование — на практических вопросах управления. Во-вторых, в экономическом образовании делается упор преимущественно на заучивание давно написанных теорий, между тем как вопросы менеджмента практически еще недостаточно изучены. Это относительно новая наука даже для США, не говоря уж об Украине.

— Бизнес-образование значительно больше ориентируется на развитие лидерских способностей. Мы можем составить определенные алгоритмы действий, но, на мой взгляд, — продолжает П.Шеремета, — они не будут иметь особого практического значения, поскольку вероятность повторения конкретной ситуации в бизнесе минимальна. Ведь каждый менеджер постоянно сталкивается с иной ситуацией на рынке. Следовательно, от него требуются нестандартные, незаученные действия. Поэтому бизнес-образование должно ориентироваться на развитие у менеджера интуиции.

Специалисты считают, что в украинском бизнес-образовании в последнее время наблюдаются положительные тенденции: увеличивается количество учебных и тренинговых заведений, появляются новые магистерские программы, новые преподаватели, новые ситуационные упражнения и т.д.

— Раньше часто приходилось слышать от представителей офисов западных компаний, — отмечает П.Шеремета, — что в Киеве рынок тренинговых организаций чрезвычайно неразвит. Поэтому они обращались за услугами в Москву, а некоторые даже в... Алматы. Сейчас представители этих же компаний переориентируются на киевских поставщиков образовательных услуг.

Услугами украинских бизнес-школ, тренинговых организаций и институтов менеджмента все чаще пользуются и отечественные компании, особенно в крупных городах (Киеве, Днепропетровске, Одессе).

— Менеджмент может применяться не только в бизнесе, но и во всех сферах общественной жизни, — отмечает ректор Международного института менеджмента «МИМ-Киев» Богдан Будзан. — Между тем в Украине насчитывается лишь около тысячи владельцев дипломов IBA (в развитых странах подобный диплом имеет каждый десятый бизнесмен). Сегодня бизнес-школ у нас единицы, а нужны — сотни.

Ныне в отечественном бизнесе актуальна проблема собственника. Речь о том, как его «выращивать». Директор программ по менеджменту Международного института бизнеса Анна Власова считает, что в этом плане может пригодиться опыт Польши, бизнес-школы которой — одни из лучших в мире. Их наиболее характерные черты — собственные исследования и разнообразие программ, которые к тому же постоянно изменяются, а также партнерство со специалистами разных стран. Несмотря на то, что в Польше до сих пор нет государственной аккредитации бизнес-школ, они уже завоевали общественное признание. Показательно и достойно наследования стремление этих организаций не просто получить лицензию Министерства образования, но и международную аккредитацию.

Вице-президент Международного института бизнеса Владимир Заболотный вообще убежден, что аккредитация бизнес-образования может проходить только через бизнес, а роль Минобразования в этом должна быть минимальной. Поскольку, по его словам, подготовка менеджеров не является формальной проблемой признания диплома.

Как бы там ни было, но с самого начала министерство поддерживало деятельность консорциума. CEUME было создано на основе партнерства двух американских университетов — Университета Минесоты и Высшей школы бизнеса Университета Святого Томаса, а также двух польских — Варминско-Мазурского университета в Ольштыне и Варшавской школы экономики. Консорциум сотрудничает с более чем 40 украинскими высшими учебными заведениями. На реализацию этого проекта выделено около 5 млн. долл. Правда, консорциум рассчитывает на продолжение программы еще на три года. Однако, как отметил его региональный директор, «чрезвычайно важно, чтобы партнеры смогли продолжать свое существование даже без помощи консорциума».

Поэтому третью ежегодную национальную конференцию «Развитие менеджмент-образования в Украине», которая будет проходить в Киеве 15—17 ноября, планируют посвятить достигнутым за годы деятельности CEUME результатам и подготовке рекомендаций для стандартов по бизнес- и менеджмент-образованию в Украине. На конференции планируется также рассмотреть и определить направления дальнейшей деятельности, а также мероприятия, которые должны осуществить просвещенцы, бизнесмены и правительственные круги для развития и признания системы менеджмент-образования в Украине.

Очевидно, что это признание потребует немало сил и времени. Ведь в той же Америке бизнес-образование формируется уже несколько десятилетий, причем ежегодные инвестиции в него составляют около 90 млрд. долл. Сегодня в США насчитывается три тысячи бизнес-школ. Инвестиции в человека в этой стране считаются наиболее перспективными.

В настоящее время в Украине достигла апогея дискуссия — признавать специальность «менеджер» или нет. В справочнике Министерства труда и социальной политики такая профессия не значится. Ведутся разговоры о том, чтобы внести ее в этот перечень. Как-то странно на этом фоне выглядит подготовка специалистов по несуществующей профессии. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо не только владеть техническими знаниями, но и уметь правильно руководить. Ведь образование в современном понимании — это хороший товар. Бизнес без образования уже не бизнес, даже когда речь идет лишь о «купи-продай».

Очевидно, это поняли в России, где действует Ассоциация менеджеров, есть специализированный журнал. Украина в этом плане отстает, поскольку лишь планирует создание ассоциации бизнес-образования и прочих форм сотрудничества высших учебных заведений.

По словам специалистов, мощные бизнес-школы формируются там, где есть совокупность конкурентоспособных предприятий. Есть они в Нью-Йорке и Детройте (США), Дублине (Ирландия), Бангалоре (Индия) и т.д. В который раз приходится убеждаться, что проблемы образования не исчерпываются финансированием.

А пока предприимчивые работники образования мечтают, что когда-то и Президент Украины получит диплом магистра по бизнес-администрированию, выданный ведущей украинской бизнес-школой.