«Банковская» модель образования и ВНО

Автор : Сергей Терно
05 июня 13:48

Внешняя независимая оценка (ВНО) превратилась во влиятельный фактор нашей жизни. ВНО затрагивает ...

 

Внешняя независимая оценка (ВНО) превратилась во влиятельный фактор нашей жизни. ВНО затрагивает интересы почти всех членов общества: во-первых, детей и их родителей (на основании результатов тестирова­ния выносятся судьбоносные решения); во-вторых, учителей (ВНО одновременно является оценкой их работы и вносит важ­ные коррективы в организацию обу­чения); в-третьих, преподава­телей высших учебных заведений (они получают контингент студентов, сформированный по результатам ВНО). Следовательно, ВНО сегодня — это системообразующий фактор нашего образования, как среднего, так и высшего. Именно поэтому крайне важно, чтобы ВНО была максимально эффективной.

Задача, стоявшая перед совре­менной методической наукой, как раз и состоит в поиске путей совершенствования системы внешней независимой оценки. Но для того чтобы определить направление усовершенствования ВНО, надо выяснить, каким должно быть качественное образование и, соответственно, что следует проверять?

Первый и основной вопрос: что такое качественное образование? На него есть два ответа.

Первый. Мы традиционно счи­таем: чем больше «нашпигова­ли» ученика разнообразной информацией, тем лучше. При этом нас почти не интересует, как ученик сможет справиться с этой информацией. Какую пользу все эти знания ему приносят? Ведь знание считается настоящим только тогда, когда человек спосо­бен его использовать для своих целей. Но этот важный аспект качества образования мы почти игнорируем. Наши учебные программы перегружены второстепен­ным материалом, так называемым информационным сопровождением. Нашим лозунгом можно считать: «Знать все и в наиболее полном объеме!» Но объем информации стремительно растет, и знать все просто невозможно. Именно поэтому стремление к все более информативному образованию является причиной перегрузки школьников, ухудшения их здоровья, постоянных стрес­сов. Развитие образования в таком направлении — это стремление достичь бесконечности.

Систему обучения, при которой объем операций, разрешенных ученикам, охватывает только прием, разложение по полочкам и сохранение вложенного, бразильский педагог Пауло Фрей­ре назвал «банковской». Он уверяет, что при таком образовании люди оказываются на обочине жиз­ни из-за отсутствия творчества. Такую модель образования называют еще информативной, традиционной. Характер­ная особенность такого образования — акцент на развитии содержательного блока мышления. Главная задача учителя — заботиться об обогащении ученика определенны­ми представлениями и понятиями. Но если учащегося рассматривать как сосуд для наполнения информацией, это, возможно, сделает его более образованным, но не обеспечит развития операций мышления, которые эти знания порождают и дают возможность использовать. Если мы будем заботиться только о накоплении знаний, то это не гарантирует, что ученик научится работать с этими знаниями и использовать их.

Второй. На Западе преимущественно считают, что главное в образовании — это научить человека мыслить. Именно на развитии логических операций мыш­ления направлено обучение, то есть акцент в образовании делается на развитие операционного блока мышления. Для педагога наи­более важно научить ученика получать и обрабатывать информацию и, самое главное, использовать ее в собственных интересах. При таких условиях обучения информативность отодвигается на второй план, соответст­венно в содержание образования попадает только наиболее важная и самая существенная информация. Иногда, правда, случается обеднение содержания образования.

Но работники просвещения считают, что ученик будет способен своими силами отыскать нужную информацию, поскольку его научили учиться. Таким образом, акцент в учебе делается на развитии логических операций мышления, а именно: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и систематизация. Развивать логические операции мышле­ния можно только на конкретном содержании. Кроме того, чем глубже и сложнее анализ материала, тем лучше он хранится в памяти.

Ученые доказали, что качество образования определяет качество жизни. Чем качественнее система образования в стране, тем выше уровень жизни людей. Соответственно возникает вопрос: какая модель обучения лучше — информативная или развивающая? Безусловно, лучше та, которая обеспечивает выше уровень жизни.

Наша образовательная система в значительной степени ориентировалась и иногда продолжает ориентироваться на так называемую банковскую (информативную) модель обучения, доставшуюся нам в наследство от советских времен. Такое обучение базируется на рутинном труде, является нетворческим по своей сути и формирует людей, ориентированных на непродуктивный, нетворческий стиль жизни.

Важным залогом воспитания успешных граждан является развитие мышления и самостоятельности у подрастающего поколения. Общенациональный успех могут обеспечить только умные и самостоятельные граждане. В пределах информативной модели обучения эти черты личности развить невозможно, поскольку она не создает соответствующих условий. Советская школа, по точному высказываниюЭ.Ильенкова, напоминала школу поварского искусства, в которой будущих поваров тщательно учат пробовать и поедать готовые блюда, но не дают ученикам даже заглянуть на кухню, где эти блюда готовят (иногда о нашей школе можно сказать то же самое). Из-за такой педагогики ученик превращается в педанта-догматика, который знает только то, что о каждой вещи сказали или написали другие, и при этом нисколько не интересуется самой вещью. Такой человек привыкает смотреть на окружающий мир как на гигантское вместилище примеров, подтверждающих заученные истины. При этом догматик не понимает, что все истины — это решение определенных проблем, возникших перед человечеством.

Именно поэтому надо решительно отказаться от «банковской» модели обучения в Украине. Нельзя сказать, что мы ничего не делаем в этом направлении. Значительный вклад во внедрение развивающей модели обучения сделала команда бывшего министра образования и науки Украины В.Кременя. В 2000 году был осуществлен переход к 12-балльной системе оценивания. Министерство впервые начало ориентировать учителей на развитие творческих способностей учащихся. Оценивая учеников, учителя могли ставить высшие баллы именно за творческую работу на уроке и дома.

Были ли готовы наши учителя к таким изменениям в обучении? Насколько глубоко новшества проникли в образовательную систему? Произошли ли существенные сдвиги в образовании?

Бесспорно, сложно дать однозначный ответ на эти вопросы. Но факт остается фактом: мы начали переход к развивающей модели обучения. Убеждены, что это самое важное достижение нашего ведомства. История образования обязательно еще оценит шаги, сделанные в этом направлении. Но существует серьезная угроза того, что ВНО перечеркнет все достижения нашего образования за последнее время, поскольку она сосредотачивается на проверке только фактологического знания учеников.