Ампутация неспособных

Автор : Оксана Онищенко
20 июня 09:50

В древней Спарте слабых юношей сбрасывали со скалы. В нынешней вступительной кампании нечто похожее ждет абитуриентов, которые хотели стать стоматологами, терапевтами или фармацевтом, но набрали мало баллов на ВНО.

 

В древней Спарте слабых юношей сбрасывали со скалы. В нынешней вступительной кампании нечто похожее ждет абитуриентов, которые хотели стать стоматологами, терапевтами или фармацевтом, но набрали мало баллов на ВНО. Конечно, со скалы их сбрасывать не будут, но из вступительной гонки в медицинские вузы они выпадут. Даже на контракт не попадут.

Буквально перед началом вступительной кампании в "Условия приема на обучение в высшие учебные заведения Украины в 2017 году" были внесены изменения, в соответствии с которыми для поступления на четыре специальности ("Стоматология", "Медицина", "Фармация, промышленная фармация" и "Педиатрия") абитуриент должен предъявить сертификаты ВНО с результатом не ниже 150 баллов. В остальных случаях вузы самостоятельно определяют, с каким минимальным результатом ВНО поступающий допускается к участию в конкурсе.

"Эта норма установлена по предложению Министерства здравоохранения, - объяснил ZN.UA директор департамента высшего образования МОН Олег Шаров. - МОН с уважением относится к предложению коллег и рассматривает такое решение в контексте тех радикальных реформ медицинской отрасли, которые сейчас инициированы ее руководством".

"Врач является центральной фигурой в системе здравоохранения, и, соответственно, реформа образования является важнейшим звеном в изменении медицинской системы, - объясняет Александр Линчевский, заместитель министра здравоохранения. - Мы не можем идти на какие-либо компромиссы в вопросе качества отбора абитуриентов.

На сайте МЗ приведена статистика: "Несмотря на большой конкурс при поступлении в медицинские вузы (10–30 человек на место в зависимости от специальности и вуза), уровень абитуриентов медицинских вузов зачастую уступает уровню абитуриентов других специальностей.

Например, во время вступительной кампании 2015-го в один из вузов на специальность "лечебное дело" зачисляли абитуриентов, сдавших ВНО по профильным предметам на 140–160 баллов. Для сравнения: на экономический факультет одного из университетов, где конкурс составляет в среднем 30 человек на место, в 2015-м зачисляли абитуриентов с проходным баллом от 180 по профильным предметам".

Интересно, а как относятся к этой идее сами вузы? Вот точка зрения представителя администрации одного из престижных вузов: "Нам бояться нечего, мы и так всегда собирали самых лучших. А вот в региональных учебных заведениях с набором абитуриентов, очевидно, будут проблемы".

Предположение небезосновательно, особенно если вспомнить, что порог 150 баллов по ВНО распространяется и на контрактников. "Мне как пациенту безразлично, учился врач по контракту или по государственному заказу, врач должен знать: в медицинские вузы должны поступать лучшие", - сказал заместитель министра здравоохранения на парламентских слушаниях "Медицинское образование в Украине: взгляд в будущее". И с этим не поспоришь. Но для медицинских учебных заведений контрактники - это не просто студенты, это палочка-выручалочка.

Высшие учебные заведения хронически недофинансируются. И откуда они берут средства? Из спецфонда, наполняемого преимущественно за счет платы за предоставление образовательных услуг.

Чтобы набрать больше контрактников, некоторые вузы даже занижают для них цену за обучение. "Истина такова, что на сегодняшний день именно Госбюджет финансирует или дофинансирует обучение студентов по контракту.Не контрактники финансируют вуз, а Госбюджет дофинансирует контрактников", - говорит Александр Линчевский. "Контракт у нас в среднем стоит в два раза меньше, чем расходы из Государственного бюджета. Это означает, что на этом рынке в действительности государственные высшие учебные заведения существенно демпингуют", - считает первый заместитель министра образования и науки Владимир Ковтунец (здесь и далее - цитаты из его выступления на парламентских слушаниях "Медицинское образование в Украине: взгляд в будущее").

Егор Стадный, ведущий аналитик аналитического центра CEDOS, говорит: "МЗ ломает хребет метастазам в медицинском образовании. Но эти шаги надо делать в сочетании с другими. Некоторые все валят на контрактников: "Без них качество образования в медицинских вузах было бы выше". А почему они там появляются? Из-за недофинансирования. Медицинские вузы должны финансироваться на 100%. Но средств нет, откуда их взять? Надо брать меньше бюджетников, надо оптимизировать сеть медицинских учебных заведений, оставить тех, кто дает качественное образование. Тогда не придется ограничивать порог 150 баллами ВНО".

Финансирование медицинского образования неэффективно и напоминает бездонную бочку, куда закачивается все больше средств, при этом их постоянно не хватает и качество образования остается низким. Вот пример. По информации МЗ, ежегодно около 10% студентов-медиков не преодолевают проходной барьер, сдавая лицензионные экзамены "Шаг 2" и "Шаг 3", при том, что проходной балл в первом случае составляет 60,5%, а во втором - 70,5 (см.рис.1).

Почему так? "Мы пытаемся сохранить присущие социализму методы финансирования высшего образования в стране с рыночной экономикой. И поэтому разногласия, с которыми мы сталкиваемся, из года в год будут расти, если не начнем их решать", - объясняет Владимир Ковтунец.

Средства, вкладываемые государством в образование, идут преимущественно на содержание вузов. "Мы содержим заведение, в то время как, в соответствии с Конституцией, должны оплачивать получение образования гражданину страны", - говорит Владимир Ковтунец.

Не согласны с нынешней системой финансирования и в МЗ: "Качество обучения зависит не от финансирования отрасли, а от финансирования каждого студента. И этот объем финансирования сегодня неприемлемо низкий", - подчеркнул Александр Линчевский (см.рис.2).

Но дополнительных средств ждать не следует. "Мы из сводного бюджета тратим на различные виды образования от 5 до 7 процентов ВВП. Это средний уровень европейских стран. Чтобы увеличить этот процент, нужны серьезные аргументы. Это означает, что существенным образом увеличить расходы, особенно в условиях войны, мы вряд ли сможем", - говорит Владимир Ковтунец.

Поэтому надо эффективно использовать те средства, которые есть. Например, уменьшить государственный заказ. "Мы сейчас, в соответствии с законом, должны иметь объем государственного заказа не менее 50% выпуска средней школы, реально мы даем 60%, - сказал Владимир Ковтунец. - То, что мы можем профинансировать, - это 35–40%, и это реальные потребности нашего рынка труда, больше нам не надо".

По мнению заместителя министра образования, необходимы новые механизмы распределения средств: расчет на каждого студента и ориентация на измеряемые показатели деятельности вуза. Например, публикации в авторитетных изданиях, средний балл ВНО тех, кого университет взял на обучение, и т.п.

Свои предложения по финансированию имеет и Министерство здравоохранения: "МЗ Украины настаивает на внедрении разного уровня финансирования для различных специальностей", - указано на сайте ведомства. То есть на подготовку медика должно тратиться больше средств, чем, например, другого специалиста.

"По расходам общего фонда бюджета у нас больше всего тратится на подготовку гуманитариев - сказал Владимир Ковтунец. - Расходы на одного гуманитария в 1,5 раза выше, чем на инженера. Абсурд! Мы не брали медицину, но, думаю, с медициной ситуация почти аналогичная. В то время как в мире на подготовку фармацевта, ветеринара, медика тратится вчетверо больше средств, чем на подготовку гуманитария".

Предложения по финансированию и более суровые требования при отборе будущих медиков - это не единственные шаги, предлагаемые МЗ. Ведомство разработало целую систему предложений. Они касаются не только поступления в медицинские вузы и их финансирования, но и организации обучения, выпускных экзаменов и повышения квалификации врачей.

Подробно рассказать здесь о каждой идее невозможно, это тема отдельного разговора. Назову только несколько. Поскольку наука и учебный процесс должны быть неразрывно связаны, планируется создание сети университетских клиник и внесение изменений в преподавание общеакадемических предметов. При приеме преподавателей на работу предлагается проверять их на академическую добропорядочность. Есть намерение отказаться от признания публикаций в научных профессиональных изданиях, утвержденных Министерством образования и науки Украины. Вместе с тем будут признаваться публикации в англоязычных peer-review изданиях. Иначе должна организовываться и система повышения квалификации врачей.

МЗ хочет также усовершенствовать выпускные экзамены для будущих медиков: "Министерство начало сотрудничество с Национальным советом медицинских экзаменаторов и будет внедрять международный лицензионный экзамен как часть экзамена украинского", - сказал Александр Линчевский.

Кстати, есть еще одно предложение по совершенствованию качества образования. "С коррупцией надо бороться! Она же в медицинских вузах прямо фантастическая, - сказали мне знакомые мамы студентов, услышав о реформах. - Вот тогда будет качество". Будем надеяться, что обновленные лицензионные экзамены в определенной степени облегчат ситуацию.

Идеи интересные, но они пока только в планах. Сегодня реализована одна - более жесткий отбор абитуриентов. Сама по себе она заслуживает уважения, но есть сомнения: не лучше ли было бы вводить ее в связке с другими, хотя бы с касающимися финансирования. "Очевидно, что теперь медицинским вузам, которые не доберут абитуриентов, останется один выход: взять как можно больше иностранных студентов-контрактников, - замечает Егор Стадный. - А это не будет способствовать качеству. Мы хотим, чтобы украинский диплом обесценился за границей?"

Владимир Ковтунец признает: "Претензии к качеству высшего образования у наших традиционных партнеров, которым мы продаем наши образовательные услуги, из года в год увеличиваются. Проблема понятная: бедность вынуждает брать любого студента-иностранца и закрывать глаза на его некачественное обучение".

МЗ планирует ограничить набор иностранных контрактников в наши вузы, это одно из предложений по повышению качества, но когда и как - вопрос.

Следовательно, в нынешнюю вступительной кампанию некоторые медицинские вузы могут оказаться в очень непростой ситуации.

Очевидно, что система медицинского образования нуждается в немедленной перезагрузке. Понятно, что эти шаги не будут легкими и мгновенными. Но пословицу "семь раз отмерь, один - отрежь" для медиков никто не отменял.