Россия вряд ли сможет продавать газ Европе без Украины после 2019 года - эксперты

01 марта 11:38

Однако, Москва сможет перевеложить транзит "голубого топлива" через украинскую территорию на плечи ЕС.

 

Чтобы успешно обеспечить газом северную и южную Европу без помощи Украины, России нужны новые газотранспортные системы. Их строительство должно завершиться к 2020 году, а значит начинать работы нужно уже сейчас. Однако, учитывая политические препятствия, России все же придется договариваться с украинской стороной.

Об этом говорится в отчете экспертов Саймона Пирани и Кати Яфимовой для The Oxford Institute for Energy Studies, в котором они попытались спрогнозировать, какими будут газотранспортные отношения между Киевом, Москвой и Европой после 2019 года, когда истечет срок действия действующей украинско-российской транзитной сделки.

Эксперты обращают внимание на то, что в 2014-2015 году российские намерения продавать газ Европе в обход Украины усилились. Москва инициировала строительство нескольких новых ГТС: "Южный поток", потом "Турецкий поток", а теперь - "Северный поток 2". И все эти проекты столкнулись с серьезным политическим сопротивлением со стороны Центральной и Восточной Европы, а также Еврокомиссии, которая таким образом проявила солидарность с Киевом, учитывая российскую войну против Украины.Хотя крупнейшие европейские энергетические компании как раз поддерживают российский план избавиться от зависимости от украинской ГТС.

Такое политическое сопротивление вряд ли исчезнет в течении ближайших четырех лет. К тому же уже сегодня очевидно, что Россия не сможет построить необходимые ей новые ГТС до середины 20-х годов. Поэтому для нее гораздо лучше договориться с Украиной после 2019 года.

Еще одним критическим изменением последних лет, по мнению экспертов, стало то, что цена на газ разделяется от стоимости нефти, а долгосрочные контракты на поставки отходят в прошлое. В то время, как спрос на газ упал до уровня 2008 року6 а цена стала относительно низкой, большинство клиентов "Газпрома", которые покупали газ на условиях "покупай или плати", теперь требуют пересмотра контрактов. Поэтому "Газпром" активнее начал предлагать "голубое топливо" на спотовых рынках и на аукционах. Еще один вызов для России - начало поставок в Европу сжиженного газа через СПГ-терминалы. Ей придется побороться за цену и долю на рынке.

Читайте также: "Нафтогаз" может потребовать от "Газпрома" двукратную компенсацию за ущерб по транзиту

Во всяком случае, очевидно, что время постсоветских газовых отношений между Россией и Украиной, который сопровождались большим объемом транзита газа, закончилось. Россия уже сократила свой транзит до 62 миллиардов кубометров в 2014 году. Также, украинский спрос на российский газ тоже серьезного сократился благодаря реверсу из ЕС.

Так что ни до 2020 года, ни после этого российские продажи энергоносителей в Украине не вернутся к уровню, который был до 2007 года. Или Украина совсем ничего не будет покупать у РФ, или не более 18 миллиардов кубометров.

Россия бы смогла удовлетворить европейский рынок в обход Украины и Центрально-Восточной Европы, если бы получила доступ к ГТС OPAL. Для этого ей нужно две ветки "Северного потока 2" или одна "Турецкого потока". Однако эти трубы не будут проложены до 2020 года. Однако если бы это даже случилось, то экспортные возможности России все равно серьезно сократились бы. Поэтому коммерческая выгода такого шага сомнительна.

Эксперты также предполагают еще одно изменение в российско-украинско-европейских энергетических отношениях. В связи с реформой энергетического рынка Украины, модель продаж российского газа для Киева изменится. Украинская сторона, скорее всего, перестанет быть единоличным покупателем. А учитывая интеграцию Украины с европейским энергетическим рынком, газ, проданный на границе Украины, будет доступным для перепродажи другим странам ЕС.

"Газмром" может решить сократить продажи в Украине до уровня ее собственных потребностей. Однако ему гораздо выгоднее продавать больше газа на украинско-российской границе, чтобы переложить транзит через Украину на плечи стран Евросоюза.

Тем временем Украина ищет варианты, как решить проблему повышения тарифов на транзит газа. Глава Минэнергоугольпрома Владимир Демчишин признал, что Украина будет брать с России старую цену за транзит газа. Он пояснил, что цена не изменится до тех пор, пока "Нафтогаз" и "Газпром" не подпишут новое соглашение или пока суд Стокгольма не вынесет соответствующее решение.

Новое постановление НКРЕКП, что сейчас разрабатывается, должна примирить (хотя бы временно) "Нафтогаз" и "Газпром", а также успокоить европейских потребителей российского газа и поставщиков газа в Украину по реверсу из Европы.

Контракт на услуги транзита газа между "Газпромом" и "Нафтогазом" был заключен в 2009 году и действует до 2019 года. Ранее транзитная ставка составляла около $ 2,8. Украинская сторона планировала поднять эту ставку почти на 50% в связи с введением с 2016 года нового ценообразования на услугу транспортировки по принципу "транспортируй или плати" (ship-or-pay).