Приватизация в Украине может быть успешной, если правительство перестанет мешать – Atlantic Council

10 августа 12:34

По мнению эксперта, приватизационный процесс сдвинется с места только благодаря открытым торгам.

 

18 июля одна из последних попыток Украины провести приватизацию закончилась разочарованием. Одесский припортовый завод был выставлен на аукцион. Но поскольку правительство установило его минимальную цену на уровне 520 миллионов долларов, никто не захотел его покупать.

В результате завод до сих пор в государственной собственности и приносит убытки для государственного бюджета. Такой результат стал очевидным индикатором, что рынок отверг минимальную цену правительства как неприемлемую. Но это также может быть и индикатором преднамеренного провала приватизации завода, который устроили заинтересованные стороны, в чьих интересах дискредитация всей программы. Поскольку это позволило бы коррумпированным государственным руководителям остаться на своих позициях.

Об этом в статье для Atlantic Council пишет профессор Университета Западного Онтарио Бейсил Калимон. Автор замечает, что руководители предприятия подозреваются в манипуляции контрактами ради получения личной выгоды ценой потерь для государства. Таким образом, Одесский припортовый завод задолжал 170-200 миллионов долларов кредиторам с сомнительной репутацией. Несмотря на то, что завод функционирует и потенциально может быть жизнеспособным, плохой менеджмент и высокий уровень внутренней коррупции сделали его убыточным.

Калимон добавляет, что в Украине таких убыточных из-за коррупции предприятий очень много. Они стали бременем для государственного бюджета. Они начнут приносить доход только тогда, когда внешние инвесторы вложат в них деньги, а управлением займутся опытные менеджеры. Все это возможно после приватизации.

Однако оценка стоимости любого предприятия – занятие с высоким уровнем неточностей. Можно применить технические методологии, такие как множественный сравнительный анализ, оценка затрат на обновление и оценка бухгалтерских данных. Однако каждый из этих методов имеет свои ограничения, которые не позволяют определить точную стоимость. Это особенно актуально в Украине, где финансовые рынки очень неопределенные и неразвиты. Например, из-за не очень масштабной торговли акциями, использование сравнительных мультипликаторов, которые широко применяются в западных странах, фактически невозможно. В результате, даже с выводами лучших финансовых консультантов, оценка стоимости может быть определена только в очень широком диапазоне. Поэтому только открытый процесс торгов может определить действительную стоимость.

Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что цена Одесского припортового завода была слишком высокой. Поэтому ее уменьшат. Это хороший признак того, что правительство признает реальность неблагоприятного инвестиционного климата в Украине. Есть много факторов, которые делают заводы в Украине значительно дешевле, чем их аналоги в ЕС или Северной Америке. Инвестиционный риск играет центральную роль в оценке.

Потенциальные покупатели сталкиваются с большими рисками украинской реальности, которые усиливаются также обычными бизнес-рисками. Среди них и политическая неопределенность, нестабильность законодательства, изменение режима налогообложения, колебания стоимости валюты и ее неконвертируемость, бюрократия, непредсказуемость поведения регуляторов и систематическая коррупция. Все эти риски были хорошо задокументированы международными организациями, которые следят за изменениями в украинском бизнес-климате и пока что ставят Украину на низкие позиции в международных инвестиционных рейтингах.

Еще одна проблема для инвесторов – это отсутствие верховенства права в Украине. Несмотря на арбитражную функцию полиции, прокуроров и судей, инвестор не может быть уверенным, что коммерческие споры будут справедливо решены. На самом деле потенциальные покупатели украинских предприятий боятся, что их собственность захватят рейдеры и справедливость не будет установлена.

Все эти факторы сильно уменьшают стоимость государственных компаний в Украине. Высокий уровень рисков требует высокой доходности предприятий и низкой стоимости, чтобы инвесторы заинтересовались ими.

Устранить все проблемы, которые обесценивают украинские заводы, за короткий период времени не удастся. Чтобы добиться доверия, нужно довольно долго и упорно работать над изменениями и обеспечить длительную стабильность. Однако приватизация не может ждать. Экономике очень нужно вливание капитала, улучшения управления и эффективности, устранения правительственного субсидирования, налаживание международных торговых связей, создание рабочих мест и экономического роста.

По мнению автора, открытые торги – это единственный способ продвинуться в процессе приватизации. Процесс аукциона должен быть защищенным от манипуляций, открытым и прозрачным. А цена не должна быть слишком высокой, иначе продажа снова провалится. Инвесторы с иностранным капиталом должны быть поощрены бороться за государственные активы, а местные олигархи не должны иметь никаких привилегий, которыми они пользовались во времена коррумпированного режима.

Напомним, 18 мая Кабинет министров утвердил условия конкурса по продаже государственного пакета (99,6%) акций ПАО "Одесский припортовый завод" со стартовой ценой на уровне 13 миллиардов 175 миллионов гривен (менее 530 миллионов долларов по текущему курсу).

Подробнее о продаже ОПЗ читайте в статье Константина Авдеенко Одесский припортовый продать или "сплавить"? в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".