Поспешное внедрение налогового контроля по плану BEPS несет значительные риски для отечественного бизнеса

25 июня 17:03

В Украине спешат внедрить план BEPS, когда он не внедрен еще никем в Европе.

 

Поспешное внедрение в Украине плана BEPS (план мероприятий по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения) является неприемлемым сразу по нескольким причинам, среди которых - значительные риски для отечественного бизнеса, а также сомнительность в его эффективности в нынешних реалиях.

Об этом говорится в статье Данила Гетманцева для ZN.UA.

"Во-первых, потому, что наш крупный и средний бизнес не сможет избежать последствий введения плана BEPS, в отличие от международных корпораций. Он лишится конкурентного преимущества, не получив никакого компенсатора. Во-вторых, избегая последствий от введения плана BEPS в Украине, наш бизнес совсем не обязательно выберет для себя украинскую юрисдикцию, вполне возможно - реально, а не номинально перераспределив активы в пользу тех стран, которые лучше отстоят свои интересы в борьбе с внедрением плана BEPS", - пишет Гетманцев.

Читайте также: Украина в информационных технологиях продает в основном сырье - Уткин

"В-третьих, план BEPS на межгосударственном уровне невозможно внедрять, имея разноналоговые юрисдикции внутри государства (как-то - единый налог). В-четвертых, низкий уровень налогового контроля в совокупности с другими условиями налогообложения, чтобы там кто ни говорил, является конкурентным преимуществом нашей юрисдикции в борьбе за предрасположенный к риску капитал", - говорится в статье.

Кроме того, отмечает автор статьи, Украину никто не заставляет внедрять план BEPS сегодня, когда он не внедрен еще никем в Европе, когда сами страны ЕС еще не вполне понимают, как его внедрить, не навредив себе.

"При этом мы ни в коем случае не хотим усыпить бдительность отечественного законодателя. Следовать практике правового регулирования противодействия уклонению от налогообложения необходимо. И мы не имеем права даже на минуту оторвать пристальный взгляд от происходящего в ЕС. Ведь именно сейчас из-под пера законодателя выходят основные документы анти-BEPS-реформ. Из самых последних мы можем назвать Комплекс мер налоговой политики анти-BEPS и их основные положения, Внешняя налоговая стратегия ЕС (утверждена 25.05.16), Рекомендация 271 (тест основной цели (РРТ) в рамках GAAR в налоговых соглашениях и определение постоянного представительства), Расширение сферы действия автоматического обмена информацией (EoI) по отчетности между странами (CbC reporting). И, конечно, очень важен проект Налоговой директивы ЕС по анти-BEPS. Все эти документы должны быть тщательно проанализированы через призму отечественного опыта и законодательства", - говорится в статье.

Гетманцев напоминает, что пионером международного движения "за полный международный налоговый контроль", стали США, которые уже давно небезуспешно экспериментируют с нормами о противодействии уклонению от налогообложения (GAAR, SAAR).

"Именно они, в т.ч. и через международные организации, побудили к участию в этом движении и своих европейских коллег. Так появилось несколько международных модельных документов, и самые яркие из них - план мероприятий по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее - план BEPS) и модельная налоговая конвенция ОЭСР", - говорится в статье.

Напомним,

3 апреля Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ), а также сайты мировых СМИ опубликовали большой материал, в котором речь идет о многочисленных офшорных компаниях, используемых лидерами государств, политиками, знаменитостями и известными спортсменами.

Расследование базируется на 2,6 терабайта данных, которые включают в себя 11,5 млн документов с серверов одного из ведущих регистраторов офшоров в мире – панамской юридической фирмы Mossack Fonseca.

России посвящена значительная часть расследования – в ней утверждается, что близкие Владимиру Путину люди через банк "Россия" и панамские офшорные компании "отмыли" более 2 млрд долларов.

Также в материалах ICIJ, говорится, что президент Украины Петр Порошенко еще не передал свои активы в "слепой траст", как он заявлял ранее, однако для реструктуризации активов корпорации Roshen уже созданы три оффшорных компании. Представители президента Украины пояснили, что оффшор ему был нужен для предпродажной реструктуризации кондитерского бизнеса.

Подробнее о плане BESP читайте в статье Данила Гетманцева "Анти-BEPS-реформа" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".