Пол Кругман: По окончании пандемии нас ждет фискальная "бомба замедленного действия"

06 апреля 12:11

Нобелевский лауреат прогнозирует долгие экономические последствия.

 

Американский экономист и лауреат Нобелевской премии Пол Кругман спрогнозировал, что экономические последствия пандемии коронавируса в мире будут ощутимыми еще много месяцев спустя ее окончания. Об этом он рассказал в своем интервью для Bussiness Insider.

По словам экономиста, миру угрожает повторение сценария кризиса 2008-го года.

"Тогда мы имели достаточно эффективный ответ на кризис, но затем пошли на жесткую экономию, что означало, что восстановление было очень, очень медленным. Даже если это совсем другой кризис, у нас может быть такая же история", - рассказал Кругман.

Как рассказывает Кругман, сейчас частный сектор абсолютно не инвестирует, заявки на ипотеку рухнули, а частные сбережения пошли вверх.

Подавляющее большинство акций принадлежит небольшой части населения, но на этих людей приходится непропорционально большая доля потребительских расходов. Теперь они чувствуют себя беднее, так что это еще одна причина, по которой мы столкнемся с некоторыми экономическими трудностями. Люди, которые чувствовали себя богатыми и планировали отдых и посещали дорогие рестораны, могут еще долгое время ограничивать себя в расходах.

Также на восстановление экономики после пандемии влияет и ее состояние до, объясняет Пол Кругман.

"Процентные ставки были чрезвычайно низкими в течение длительного времени. Рынок, похоже, приобрел эту жаргонную фразу - светская стагнация, которая на самом деле означает не то, что экономика стагнирует, а то, что она испытывает постоянный дефицит - просто не хватает инвестиционного спроса, чтобы использовать все сбережения. Рынки, похоже, капитулировали еще до появления коронавируса", - рассказывает экономист.

По словам Кругмана, это сигнализирует о том, что у нас будет экономика, которая всегда находится на грани рецессии в обозримом будущем.

"Полтора года назад рынки начинали действовать так, как будто, возможно возвращение старых времена и нормальных уровней процентных ставок, но сейчас, похоже, в это никто не верит", - сказал он.

По словам экономиста, после окончания пандемии экономика будет еще долго восстанавливаться, поскольку последствия будут проходить на двух уровнях. С одной стороны, люди сейчас легко отказываются от вещей, которые не являются критически важными. Но для поддержания людей властям нужно выделить большой пакет помощи, а значить больше тратить из бюджета.

Есть и вторичное последствие, которое заключается в том, что если власть не предоставит достаточно помощи, все те люди, чьи предприятия были закрыты, не смогут покупать другие вещи. Поэтому есть своего рода обычная рецессия, положенная поверх на это.

"На самом деле я почти не видел, чтобы кто-нибудь говорил о том, что произойдет через четыре или пять месяцев, когда, надеюсь, пандемия утихнет. У нас есть огромная фискальная бомба замедленного действия", - заявил Пол Кругман.

Экономист прогнозирует, что как только экономика будет готова к восстановлению последуют массовые увольнения бюджетников, массовое сокращение пособий по безработице, что подорвет восстановление стран.

В это время директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева заявила, что из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 мировая экономика оказалась в тупике. Вызванный этим хаос создал "ни на что не похожий" кризис в экономике. Она также подтвердила, что наибольший риск после эпидемии - это волна банкротств и сокращений рабочих мест, которые затруднят восстановление экономики.

О том, что нужно сделать, уже сегодня, чтобы потом было легче пройти период преодоления ее экономических последствий пандемии COVID-19 рассказывают Владимир Панченко и Игорь Гужва в статье "Коронакризис и карантинный шок. Как будем преодолевать?".