Сара, Памела, Римма: семь мартовских театральных приключений

Автор : Дмитрий Левицкий
23 февраля 16:40

Несколько событий, достойных внимания.

 

ZN.UA, изучив репертуарные планы отдельных театров, предлагает читателям-зрителям несколько событий, достойных внимания.

1. "Актрисе всегда 18"

Национальный театр имени Леси Украинки. Режиссер - Давид Бабаев. В роли Сары Бернар - Лариса Кадочникова. Премьера - 4 марта.

В этом году (в марте) исполняется 95 лет со дня смерти актрисы, которую при жизни называли божественной, непревзойденной. Это Сара Бернар. Последнее лето ее жизни на приморской вилле отражено в знаменитой пьесе Джона Маррелла "Смех лангусты" ("Воспоминания"). Эта пьеса в свое время была в репертуаре Театра русской драмы: главные роли тогда исполняли Надежда Батурина и Леонид Бакштаев. В начале марта в роли Сары Бернар на Новую сцену театра выйдет народная артистка Украины Лариса Кадочникова. В роли ее секретаря - молодой актер Юрий Кухаренко.

Эта постановка в некоторой степени - поклон выдающейся актрисе. Она недавно отметила свой юбилей. Впрочем, уже само название спектакля отрицает юбилейные торжества. Дескать, настоящая актриса никогда не оглядывается на календари, если в ее душе вечная весна и если ей всегда 18.

Что касается воспоминаний самой Сары Бернар, которыми насыщена пьеса Маррелла, то их много, к тому же они очень яркие и эмоциональные. Жизнь Сары - полноценная мелодрама, яркий триллер, феерическая lоve story. Современники считали ее величайшей из актрис. Она же владела уникальными приемами, постоянно державшими в напряжении и зрителей, и режиссеров, и продюсеров. Сара - среди первых актрис мира, которые все время заботились о влиянии своего имиджа на массы, о рекламной составляющей, о "пиар-технологиях".

2. "Вий. Докудрама".

Гастроли Черниговского театра им. Т.Шевченко на сцене Киевского театра им. И.Франко. Режиссер - Андрей Бакиров. Показ - 15 марта.

Как свидетельствуют театральные очевидцы, свою версию на тему гоголевского "Вия" драматург Наталия Ворожбит писала по заказу режиссера Влада Троицкого. Но, очевидно, взгляды режиссера и драматурга на Гоголя в чем-то не совпали. И для Троицкого уже свою версию со временем написал Клим.

А пьеса Ворожбит позже нашла яркое сценическое воплощение в спектакле Макса Голенко ("Дикий театр"). Довольно радикальная версия украинского режиссера вызвала восторг у европейских театральных специалистов.

Новый спектакль Андрея Бакирова, который он представит киевлянам в марте, лишен откровенного радикализма, натурализма, грубости. Скорее всего, режиссера волновала мысль о поиске света в конце туннеля - среди беспросветных сумерек нашей провинции.

Важно уточнить, что эта постановка, в которой есть не только нежные слова, с большим пониманием воспринимается местной, черниговской, аудиторией. Может, публика взрослая, а может, режиссер ее подтянул до своего уровня?

3. "Дорогая Памела"

Национальный театр им. И.Франко. Режиссер Дмитрий Чирипюк. В главной роли - Елена Хохлаткина.

Эта пьеса Джона Патрика обошла немало сцен разных стран. В Украине ее тоже любят. В Молодом театре относительно недавно главную роль в этой же пьесе играла Татьяна Стебловская.

Очевидно, франковцев привлек сюжет о пожилой женщине-попрошайке (не утратившей сердечной доброты) - как отражение многих теперешних неурядиц и в нашей стране, когда пожилые люди оказались за чертой благосостояния, без средств к существованию. Когда многие дедушки и бабушки откровенно попрошайничают.

Итак, пьеса написана в начале 60-х гг. ХХ в., но, как оказывается, своей пронзительной и горькой актуальности текст, к сожалению, не теряет.

Памелу у франковцев поочередно будут играть актрисы, относительно недавно появившиеся в прославленной труппе, - Анна Осадчая и Елена Хохлаткина.

Г-жа Елена, как известно, сознательно покинула оккупированный Донецк и переехала в Киев. В мирный период на сцене Донецкого украинского театра она была примой, настоящей звездой. Критики ее называли "донецкой Чуриковой". Хохлаткина играла когда-то на мирном Востоке Филумену Мартурано, тетю Мотю, Проню Прокоповну. А уже в Киеве, на франковской сцене, появилась в спектаклях "Большие комбинаторы", "Лес".

И вот, собственно, впереди ее большая бенефисная ответственная роль Памелы. Возможно, следует напомнить, что муж этой актрисы - Виктор Жданов - недавно блестяще сыграл в фильме "Киборги", а ее дочь - Оксана Жданова - молодая звезда Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра.

4. "Вариации жизни. Автор"

Жанр - одноактные балеты. Идея, либретто, хореография - Анна Герус. Место мероприятия - Молодой театр. Премьера - 3 марта.

Прима театра "Киев модерн-балет" Анна Герус решила двигаться в искусстве современной хореографии самостоятельной тропой. И, таким образом, представляет в один вечер два проекта продолжительностью 29 и 40 минут. Это "Вариации жизни" и "Автор".

Ее театр современного танца Ukrainian Dance Theatrе, безусловно, найдет своих страстных поклонников. Ведь такое направление у нас довольно популярно.

Как отмечают авторы проекта, балет "Автор" - это одноактная история о писателе, который пишет роман по мотивам собственного прошлого. В определенный момент творчество настолько увлекает его, что уже становится невозможно отделить правду от фантазии. Хореография создана в contemporary и неоклассической технике. Музыка: Cygni Vox, Йоханн Йоханнссон, The Caretaker, Зои Китинг, Шарль Трене, Джулия Кент, Exist Strategy.

UDT начал свою работу только в январе 2018-го, а уже в марте представит свои проекты.

5. "Куда пойти?"

Молодой театр. Жанр - пикантные сцены с антрактом. Литературная основа - рассказ Антона Чехова. Режиссер - Андрей Билоус. Премьера - 16 марта.

Эта постановка объединила не только избранные произведения Антона Павловича, но и совсем юных актеров - студентов Киевского университета имени Ивана Карпенко-Карого, учеников Андрея Билоуса.

Они пока студенты второго курса. И "планка Чехова" для каждого - очень серьезная, ответственная.

Изучая программку нового спектакля, понимаешь, что режиссер хочет максимально задействовать молодых, старается каждому найти какую-то интересную роль.

Спектакли-коллажи по мотивам Чехова довольно популярны в театральном Киеве. Такие есть и в Театре имени Леси Украинки, и в Театре на Подоле.

Молодой театр, таким образом, ступает на интересное конкурентное поле.

6. "Восток-Запад"

Театр "Актер". Режиссер - Влада Белозоренко. В главных ролях - Римма Зюбина, Олеся Жураковская, Виталий Ажнов. Премьера - 11 марта.

Спектакль создается в рамках британского формата Class Act, который популяризирует в Украине Наталия Ворожбит. Суть формата: подростки пишут авторские пьесы, а актеры-звезды и известные режиссеры эти тексты ставят на столичных сценах.

Чтобы добро не пропадало (то есть проект не ограничивался разовым показом), Театр "Актер" и решил взять в свой постоянный репертуар некоторые взрослые-детские сюжеты, в которых еще в прошлом году блестяще сыграли украинские театральные звезды - Римма Зюбина, Леся Жураковская. Когда они играли сельские истории на сцене Музыкальной академии, зал хохотал - и требовал продолжения банкета. Итак, продолжение следует.

Сюжетные линии и темы таких вот маленьких пьес довольно разные. Это и незаконная добыча янтаря, и спасение от призраков войны, и поиск своего призвания в нынешнем трагическом мире. Авторы пьес - Влад Волощенко, Инна Якобчук, Богдан Мазурок, Оксана Тарасюк, Виталий Шмитько, Татьяна Лищук, Надежда Шерстюк, Максим Довгань. Художник - Мария Крутоголова.

7. "Гамлет: Камбербетч"

Возвращение в кинопрокат популярного спектакля в рамках проекта Британского Совета в Украине. Театр Barbican Centre. Режиссер - Линдси Тернер. Показ в "Киеве" - 13 марта.

Далеко не выдающийся спектакль на основе великой трагедии Шекспира постоянно привлекает внимание зрителей и провоцирует крики "Бис!" Почему? Благодаря присутствию в проекте суперпопулярного Бенедикта Камбербетча.

Лучший ли именно "такой" Гамлет в исполнении исполнителя Шерлока (извините за каламбур)? Далеко не лучший. Потому что, как отмечают отдельные серьезные эксперты, даже Мориарти (актер Эндрю Скотт) недавно сыграл в Британии свою историю о принце Датском намного глубже, проникновеннее и интереснее.

Впрочем, Камбербетч для Британии (и не только для нее) уже давно является не только "актером", но и - брендом, фирменным знаком.

В "Гамлете", который снова повторяют в Киеве по многочисленным просьбам зрителей, самое интересное из того, что он играет, - эдакий мотив погружения шекспировского героя в свое сладкое, беззаботное детство, когда и он, и его родители еще были счастливы, когда в доме мирно звучали грампластинки, когда детские игрушки имитировали крепкие и непоколебимые основы королевства Датского.

Для поклонников британского театра такой спектакль - еще и праздник для взора. Ибо декорации выполнены на высшем художественном и техническом уровне. И, безусловно, чем-то такая постановка напоминает современные европейские оперы, но - без музыки души.