Ларс убивает наповал

Автор : Екатерина Слипченко
16 мая 15:31

Новый фильм Ларса фон Триера "Дом, который построил Джек" стал сенсацией и скандалом нынешних Канн (хоть и демонстрировался вне конкурса).

 

Выдающийся датский режиссер Ларс фон Триер вернулся на красную дорожку Канн после семилетнего перерыва. Его новый фильм "Дом, который построил Джек" стал и сенсацией, и скандалом фестиваля этого года (хотя лента демонстрировалась вне конкурса).

Как известно, в 2011 г. Триер был объявлен "персоной нон грата" Каннского фестиваля, поскольку в ходе пресс-конференции признался в "симпатиях" к Адольфу Гитлеру. Организаторы тогда подготовили специальное коммюнике, в котором и объявили фон Триера "персоной нон-грата".

И вот теперь опальный режиссер вернулся на Круазетт. И поднял много шума. На премьере он смотрел фильм в первом ряду и, очевидно, саркастически улыбался, когда утонченная публика громко и демонстративно покидала зал, высказывая негодование, недовольство. Возможно, премьера "Дома…" в Каннах и стала для режиссера неким "перфомансом", его сознательной пощечиной гламурному киномиру. Если воспринимать эту премьеру именно в таком ракурсе, перфоманс Ларсу удался. О его внеконкурсной ленте говорят больше, чем о некоторых фильмах конкурсной программы.

Еще перед первым показом по красной дорожке Канн вместе с фон Триером шли Метт Диллон, Шива Феллон, Райли Кио, Софи Гробель и Бруно Ганц. Умы Турман тогда не было. Некоторые остряки говорят: дескать, кинозвезда предвидела бурную реакцию на эту ленту и не рискнула появиться в Каннах.

В своем новом фильме "Дом, который построил Джек" режиссер рассказывает историю об умном и находчивом серийном убийце, орудовавшем в 1970-е годы в Америке. Сюжет строится вокруг пяти инцидентов (именно так делит свой фильм фон Триер), охватывающих 12 лет жизни маньяка. И зритель воспринимает кинорассказ именно с позиции Джека, для которого каждое убийство - словно утонченное произведение искусства.

Кстати, на билетах и в программе организаторы напечатали предупреждение, что фильм содержит многочисленные сцены насилия, и предложили зрителям со слабыми нервами быть очень осмотрительными.

Раньше такое предупреждение сопровождало показ "Смешных игр" Михаэля Ганеке, фильма и впрямь жуткого.

Впрочем, насилие в картине Ларса фон Триера, скорее, декоративное. И, хотя зал дружно вздыхал и "ахал", море крови на экране не слишком пугало.

Первый эпизод напоминал ленты Квентина Тарантино, и, возможно, не случайно у Ларса снялась именно Ума Турман.

Однако дальше фон Триер складывает свой "Дом" как пазлы. Режиссер действует как конструктор, как архитектор (архитектором является и главный герой).

Режиссерский план строительства "Дома" - просчитанный, холодный (в отличие от того же Тарантино).

"Дом" фон Триера - это также куча цитат, анимация, коллажи, репродукции. Одним словом, много разного в том доме. К тому же этот новый фильм - крайний предел цинизма и мизантропии, в которые Ларс фон Триер играет много лет.

Кажется, после маньяка Джека путь режиссера зашел в какой-то тупик? И куда теперь он проляжет? Неизвестно!

Тем временем мастерски созданная смертельная картина мира от Ларса одних кинокритиков приводит в негодование, других - в восторг, некоторых - вообще не задевает. Однако именно такая картина, бесспорно, очень важна в фильмографии режиссера. Ведь путь описания человеческих недостатков и человеческой низости этот автор прошел до конца.

И не будет ничего странного, если лет эдак через 5–7 он появится на каком-нибудь фестивале с сентиментальной комедией, например. Поживем - увидим.

ЧТО ЛЮДИ ГОВОРЯТ?

Почти все мировые СМИ сразу после премьеры наводнила информация: дескать, после премьерного показа фильма Ларса фон Триера из кинозала ушло около сотни возмущенных зрителей. Критики обвиняют Ларса в чрезмерной жестокости в этой ленте, особенно в сценах издевательств над женщинами и детьми. Редактор Variety Рамин Сетудех констатирует: "Просмотр этой ленты был одним из самых неприятных в моей жизни!" Тем временем известный кинокритик Андрей Плахов отмечает в "Коммерсанте": "Ларс фон Триер остается единственным большим и бескомпромиссным режиссером ХХІ века. Бывает хорошее кино, бывает плохое, - и есть кино Ларса фон Триера, которое можно любить и ненавидеть, как саму жизнь".