Классика — повод для встречи

Автор : Мария Гудыма
07 июня 16:31

В Одессе проходит уже V Международный фестиваль Odessa Classics.

 

В этом году основная программа продлится девять дней (1-9 июня).

Этот музыкальный форум стал отличным поводом для встречи с лучшими музыкантами мира - скрипачом Даниэлем Хоупом, пианистами Пьетро де Мария и Сиприаном Кацарисом, солистами Цюрихского, Бельгийского и других оркестров.

Безусловно, не будь Пятого фестиваля Odessa Classics, не было бы повода и возможности сделать в Одесском музее западного и восточного искусства выставку живописи известного украинского художника Арсена Савадова "Лаборатория Орфея", вовлекающую в перенасыщенную образами и символами реальность пятиметровых холстов. Атрибуты музицирования, виниловые пластинки в руках у ангелов, крутой замес фигуративной живописи и сюрреалистической абстракции, барочной торжественности и стилизованных разноцветных веретен-мускулов, из которых можно что-то собрать, на которые можно кого-то разъять ("Лаборатория Орфея", "Себастьян", "Отель "Элефант", "Ночной дозор", "Бухта Готтенрота", "Арлекин кутюр", "Ангел", "Спящий Гулливер").

Не нашлось бы повода объединить в экспозиции "Музыка сфер" эпичные полотна Александра Ройтбурда ("Гимн демонам и героям") и "музыкальную" графику Олега Соколова из фонда Музея современного искусства Одессы и собраний известных коллекционеров Киева и Одессы. А так не было вопроса, какой выставкой открывать перестроенный выставочный зал площадью более 100 кв метров с системой климат-контроля, - и две легенды одесского искусства наполнили новое пространство "звуками музыки".

Вряд ли без фестиваля нашел бы время для приезда с концертом в город своего детства канадский кларнетист Юлиан Милкис. Постоянная участница Odessa Classics пианистка Полина Осетинская вместе с ним растрогала до слез филармоническую публику исполнением "Миниатюр" Гии Канчели для кларнета и фортепиано. Также в программе авторского вечера композитора (он планировал приезд в Одессу, но, увы, чувствует себя недостаточно хорошо для дальней поездки) прозвучали в исполнении инициатора фестиваля, народного артиста Украины Алексея Ботвинова "Вальс-бостон" и "Данелиада" в сопровождении камерного оркестра филармонии под управлением Игоря Шаврука. И пианист, и оркестранты во время "Данелиады" с видимым удовольствием озвучивали прописанные в партитуре возгласы: "Ку!". Зал улыбался, узнавая мелодии из кинофильма "Кин-дза-дза!" и восклицания, которыми приветствовали друг друга загадочные инопланетяне, столь похожие на нас…

А еще фестиваль стал поводом для концертного выступления в оперном театре титулованного французского пианиста греческого происхождения Сиприана Кацариса, блеснувшего импровизациями на оперные темы и на "Пісню про рушник" Платона Майбороды, а также исполнением венских классиков - Моцарта, Бетховена и украинского композитора Сергея Борткевича, окончившего свою жизнь в Вене.

Именно фестиваль сделал возможным (уже второй год подряд) концерт в Большом зале филармонии виртуозов "короля цыганской скрипки" Роби Лакатоша, в том числе цимбалиста Жено Лиштеса, от чьего инструмента к концу "Полета шмеля" Римского-Корсакова впору прикуривать, как в известном кинофильме… Только фестивалю публика обязана впервые за много лет прозвучавшим в городе баховским сонатам для скрипки и клавесина, - скрипача Евгения Кострицкого одесская публика хорошо знает, а клавесинистка Елена Жукова привезла с собой свой уникальный инструмент для участия в параллельной программе в зале Художественного музея. И если бы не Odessa Classics, слушать бы нам только в записи итальянского пианиста-шопениста Пьетро де Мария, и о мастер-классе у всемирно известного скрипача Даниэля Хоупа юные "столярики" могли бы только мечтать.

Фестиваль уже стал образом жизни Алексея Ботвинова, - со своей идеей ему пришлось справляться самому, а дело облегчил тот факт, что Одесса остается магнитом для музыкантов, родиной легендарных мастеров, питомником юных талантов.

Фестиваль продолжается, поводом для встречи с одесской публикой воспользовались прекрасные исполнители, о которых пойдет речь в следующем номере.