Большие надежды

Автор : Анна Пароваткина
15 ноября 16:24

9 ноября Германия отметила 30-летие со дня падения Берлинской стены.

 

Отголоски праздника, кульминацией которого стал ночной концерт возле Бранденбургских ворот, оказались слышны и в Украине. До 15 декабря в Национальном центре Александра Довженко продолжит работать привезенная в Украину Гете-институтом "передвижная" документальная выставка "Гениальные дилетанты", параллельная программа которой включает дискуссии, кинопоказы с обсуждением, лекции.

Проект посвящен музыкальному андеграунду Восточной Германии 1980-х гг., в первую очередь - панк-року. Но, на самом деле, с его помощью нам хотели напомнить еще и о сходстве истории "культурного" сопротивления в Германии и Украине. И главное - о том, что свободу не остановить ни стенам, ни вооруженным до зубов диктаторским режимам. Если, конечно, сами люди осознают, что рождены - свободными.

Что мы, украинцы, сейчас помним о конце 1980-х - начале 1990-х? Порой складывается впечатление, что от того времени ничего не осталось. Только из подсознания вдруг всплывают кадры: сотни восторженных людей колотят, чем попало, о бетонную стену - и вот она, непреодолимая, крошится. А на ее остатках иронизирует граффити с поцелуем таких устаревших, таких смешных в своем авторитарном пафосе Брежнева и Хоннеккера. Уже никому не страшных. От эпохи, сверхновой звездой полыхнувшей 30 лет назад, больше ничего нет - если не считать самой ментальности поколений, одни из которых пережили гибель Империи, а другие - сформировались как раз в это время. В самое ужасное - и самое прекрасное время. Ведь такой свободы, как тогда, пусть голодной и неустроенной, почти не бывает.

Обновляясь, мир дарил просто фантастические надежды: на жизнь без "холодной" войны, без границ, без диктата спецслужб, на глазах разваливавшихся в странах "советского" блока. И тогда же, на очень короткий период, всего в несколько лет, одновременно в Киеве, Москве и Восточном Берлине, молодежи показалось, что вот-вот настанет момент, когда творчество будет признано самым главным смыслом жизни. Мы, поколение 1990-х, учились жить по "Небу над Берлином" Вима Вендерса, на полном серьезе считая ангелами - поэтов и музыкантов. Вроде Ника Кейва, о котором (во всяком случае, в Киеве) часто узнавали снова-таки благодаря Вендерсу и его волшебному Берлину.

Что мы, украинцы, сегодня помним о своих, украинских рок-музыкантах эпохи рок-возрождения конца 1980-х - начала1990-х? Да, очень жаль, что дотошные немцы явно ничего не слышали о чудесном двухсерийном документальном фильме-исследовании "Дайте звук, будь ласка!" Татьяны Ежовой. На исходе СССР Ежова основала и вплоть до своего отъезда в США самоотверженно издавала самый знаменитый самиздатовский украинский рок-альманах "Гучномовець", а уже в 2016–2017-м, тоже сама, записала и при помощи американского коллеги-видеоинженера смонтировала из архивных фото, видео и "живых" интервью первую историю украинского музандеграунда конца 1980-х - начала 1990-х.

Знай в Берлине об этом, возможно, и параллельная программа к "киевской" выставке "Гениальные дилетанты" была бы иной. Но - знать о своем хорошем, в первую очередь, должны мы сами. Благодаря Гете-институту, во время открытия выставки про немецкий панк, Киев, по крайней мере, услышал живое выступление легенды украинского рока Александра Пипы и его "@Трактора". (Где его сейчас услышишь - кроме?..) Драйв, кстати, оказался чуть ли не круче, чем даже "тогда, давно", в молодости.

В рамках параллельной "выставочной" программы в Довженко-центре запланировано еще и кино "Граница на замке" с гениальным "Коллежским асессором", и встреча с режиссером фильма Сергеем Лысенко. 29 ноября художник Илья Чичкан во время подиумной дискуссии "Субкультура 1980–1990-х років в Україні" будет, вместе с Пипой и Лесей Заяц, вспоминать знаменитые "рэйвы" арт-сквота "Парижская коммуна". Сразу два фильма о немецком музандеграунде 4–6 декабря можно будет увидеть в рамках фестиваля INTRO. Полную программу мероприятий можно посмотреть на сайте Гете-института.

В отличие от киевлян, современные немцы не просто знают, но и вовсю продвигают свою андеграундную музыкальную (и не только) культуру образца 1980–1990-х. "Гениальные дилетанты", - очень удачная подборка фото, видео и аудиозаписей живых выступлений, клипов, перфомансов панк- и постпанк-групп 1980-х из Восточной Германии, - это передвижная выставка. До Киева она поколесила Европой. А в ведущих мировых изданиях накануне 9 ноября появились публикации именно о восточнонемецком панке, который вовсю репрессировала "младшая сестра" КГБ - Штази. (Большую статью с архивными фото разместила даже "Гардиан".)

Настоящий "немецкий", супердотошный подход к рассказу о родном немецком панке и постпанке (куратор - Матильда Ву) - феномене на стыке арта, кино, экспериментальной музыки и моды - ценен невероятно большим, как для такой выставки, количеством аудиоматериала. Ты словно оказываешься сразу на множестве концертов. Причем основной акцент сделан, как можно было ожидать, не на рассказе о флагмане независимой сцены Восточного Берлина 1980-х, "EinstЯrzende Neubauten". Большее внимание - мало- или вовсе неизвестным меломанам за пределами Германии, группам. Кстати, название самой выставки позаимствовано с самопальной, написанной с грамматической ошибкой афиши одного из неофициальных концертов. В финале мини-музыкального фестиваля, в который, по сути, превратился выставочный проект, в Киев, лично представлять фильм "Гениальные дилетанты", приедет легендарный Томас Майнеке - основатель группы "Freiwillige Selbstkontrolle", ныне известный писатель. И, возможно, от первого лица расскажет об этой "афишной" истории.

В отличие от украинцев, современные немцы не страдают провалами в памяти. Может быть, поэтому, несмотря на все проблемы, они, чья страна воссоединилась только 30 лет назад, сегодня и успешны, и - свободны? Именно об этом я думала, с легкой завистью наблюдая на открытии в Довженко-центре за эмоциональными, предельно искренними реакциями - на музыку, "свою" и украинский рок "@Трактора", на воспоминания о падении Берлинской стены - представителей Гете-института и посольства ФРГ в Украине. И все же… Это мы - люди слома 1980-х, в Киеве, как и в Берлине, - когда-то стали настоящими "гениальными дилетантами". И, не догадывались, насколько мы круты - взяли штурмом все фронтиры. Сейчас, когда история так и норовит совершить обратный виток, а брежневы и хоннеккеры словно ожили и сошли с граффити Дмитрия Врубеля прямиком в мировую политику, хорошая, честная память особенна важна. Наша - историческая и эмоциональная память. Чтобы не дать построить новые стены. Чтобы снова не потерять свободу. Punk's Not Dead.