Александр Шалит: "Предлагаемая реформа музыкального образования списана у страны-агрессора"

Автор : Ольга Кизлова
15 мая 12:20

О дальнейшей судьбе учебных заведений эстетического образования в интервью ZN.UA.

 

Недавняя угроза введения в жизнь сомнительной реформы системы начального эстетического образования вынудила педагогов написать петицию, требующую отмены приказа Минкульта.

Указанная реформа прежде всего касается начального специального музыкального образования. Педагоги уверяют, что если допустить уничтожение "корневой системы", то будет уничтожено и среднее, и высшее звенья музыкального образования. А со временем может наступить крах педагогической деятельности и исполнительской вертикали (театры, оркестры, филармонии).

Если вникнуть в историю вопроса, то еще в феврале 2017 года в Министерстве культуры было подписано письмо, в котором заверили, что никто насильственным способом не будет вынуждать наши школы переходить на "реформаторские" образовательные программы, значительно сокращающие количество учебных часов. Но, несмотря на это, 24.04.2019 был издан Приказ № 352, который обязывает с 1 сентября 2019 года провести набор учащихся в 1 класс по новым учебным планам образовательной программы.

По мнению экспертов, это может привести к полному разрушению системы музыкального образования в стране, формировавшейся более сотни лет.

Какова же дальнейшая судьба наших учебных заведений эстетического образования? Об этом в интервью ZN.UA рассказывает председатель Всеукраинского совета директоров начальных специализированных учебных заведений эстетического воспитания, консультант комитета ВР по вопросам культуры и духовности, директор Киевской ДМШ №35 Александр ШАЛИТ (он уже неоднократно освещал на страницах ZN.UA проблемы, связанные с реформой школ эстетического образования.

- Александр Григорьевич, а с чего началась эта реформа, не вызывающая доверия у большинства учителей школ эстетического образования?

- Реформирование системы начального звена профессионального эстетического образования обсуждались еще на итоговом заседании Совета директоров киевских школ в июне 2018 года.

Там были сформированы замечания и предложения, которые на следующий день предложили на совещании в министерстве. Они касались защиты интересов наших работников и исключения из текстов Положений пунктов, противоречащих действующему законодательству.

Но почему-то представители ЦК профсоюза, присутствовавшие на этом совещании, не воспользовались аргументами рабочей группы, а согласились с позицией Минкульта и подписали предложенный вариант документов без каких-либо изменений.

- Что конкретно угрожает системе детского эстетического воспитания в Украине в связи с приказом № 352?

- Если этот Приказ будет претворен в жизнь, то в лучшем случае останется лишь часть школ в крупных городах. Что касается провинциальных школ, то система будет разрушена полностью только потому, что финансовые органы будут финансировать лишь инвариантную (обязательную) часть учебного плана новой образовательной программы. Вариативная (необязательная) так и останется на бумаге.

Наша система музыкального образования уже прошла апробацию временем. И документы Министерства составлены крайне непрофессионально. Например, вместо двух уроков специальности по 45 минут в неделю предлагается один, с разделением его на две части по 23 минуты. Также в течение этого часа намечено изучение дополнительного инструмента.

Сейчас групповые занятия предусматривают 6-10 детей. А в результате реформы количество учеников в группе дойдет до 15! Но при этом нас уверяют, что сокращение часов и увеличение количества учеников обязательно приведет к улучшению процесса обучения.

До сих пор планирование и выполнение Индивидуального рабочего плана на каждого ученика напрямую зависело от его способностей и умения работать. Один ученик 1-го класса, в зависимости от способностей, может сыграть этюд по сложности за 4 класс, другой - только за 1-й. Никто из учителей не тормозил развитие ребенка и ни в коем случае не превышал его возможности.

- Какие еще трудности, связанные с реформой, могут сопровождать систему школ эстетического образования?

- Попытаемся лишь ответить на вопрос: а кто из родителей, проживающих в сельской местности, будет ехать в музыкальную школу райцентра за 20 км на урок длительностью в 23 минуты?

Нормы для малышей в этом нововведении тоже не соответствуют стандартам. Ребенку до 6 лет Законом определена продолжительность урока в 30 минут. В 6 лет - 35 минут, и только после 7 лет занятие может длиться 45 минут.

Если разделить урок первоклассника (а именно дети, достигшие 6-летнего возраста, должны начинать учебу в школе эстетического образования) на два занятия, то получится 15-17 минут.

А что можно успеть за 15 минут урока? Разложить и настроить скрипку или бандуру? Ну, возможно, сыграть одну пьесу - и все.

Одаренному ребенку в соответствии с традиционными Типовыми планами можно давать и 3, и 4 урока в неделю по специальности, регулировать другие предметы: дополнительный инструмент, ансамбли, индивидуальные занятия по сольфеджио и т.д.

Если внимательно прочитать действующие Типовые учебные планы, то профессионал увидит в них возможности для нормального реформирования начального образования в сфере искусств. Нашим реформаторам нужно было сначала вникнуть в их содержание, а уж потом начинать преобразования.

- Александр Григорьевич, но в Министерстве культуры ведь работают сотрудники, принимавшие нынешние Типовые учебные планы?

- Да, работают. Но до сих пор остается загадкой, что подвигло их на разрушение столетием апробированной системы детского эстетического образования. Ведь и по сегодняшний день она приносит достойные результаты. Об этом свидетельствует уровень подготовки наших выпускников в профессиональные высшие учебные заведения, победы на всеукраинских и международных конкурсах.

В январе 2017 года в Минкультуры состоялось первое совещание команды реформаторов. Именно их подопечные участвуют в так называемом "пилотном проекте". Сначала в Приказе Министерства о старте "пилотного проекта" фигурировало 29 школ, теперь их осталось 22 - по всей Украине. Если опросить педагогов этих учебных заведений, то большая часть и не подозревает, что с 1 сентября 2018 года идет "эксперимент".

Из этических соображений не хочу называть номера школ, с представителями которых я разговаривал, но на мой вопрос, проводился ли в конце прошлого учебного года педагогический совет, на котором рассматривалось участие их школы в "пилотном" проекте, многие ответили, что впервые об этом слышат.

Школам, которые с 1 сентября 2019 года собираются в соответствии с Приказом № 352 переходить на Типовые образовательные программы, необходимо учесть, что уменьшится объем педагогической нагрузки у теоретиков. И теперь дети должны будут проходить вместо предмета "Сольфеджио" - "Музыкальную грамоту и практическое музицирование", а урок "Мировая и украинская музыкальные литературы" заменят предметом "Беседы об искусстве".

Проблема и в том, что по этим предметам на сегодня отсутствуют учебники и методические пособия.

- Следующий важнейший вопрос - изменения, в связи с реформой, требований к аттестации педагогов. Расскажите и об этом…

- Новое Положение об аттестации предлагает педагогу сельской, районной школы, в случае желания получить или подтвердить квалификационную категорию. Для этого нужно ехать за 100-300 км в областной центр и проходить ее там.

Раньше присвоение или подтверждение квалификационной категории "специалист высшей категории" рассматривала аттестационная комиссия района или города, члены которой прекрасно знали уровень работы педагога и могли во время проведения аттестации задать вопросы руководителю школы, в которой работает претендент.

А педагогические звания, после присвоения или подтверждения высшей категории, рассматривала комиссия департамента культуры области. Теперь же определение соответствия занимаемой должности поручено решать департаменту культуры области на основании множества справок, заверенных в школе.

Родители также будут давать оценку качества работы педагога, обучающего их ребенка. Но как может определить или оценить уровень работы педагога, например, по предмету "чтение нот с листа" или "аккомпанемент" родитель учащегося, не имеющий специального образования? Вопрос риторический.

Вообще требования к присвоению (подтверждению) тарифных разрядов, квалификационных категорий, педагогических званий содержит 9 страниц. И к ним еще прилагается 103 страницы разъяснений, как все это оформить.

- А что сейчас является основными показателями качества работы педагога, определяющими уровень его работы?

- Это количество выпускников, продолживших профессиональное образование, а также победы учеников на различных конкурсах, а для теоретиков - на олимпиадах по его предмету.

Теперь эти показатели стали дополнительными. Зато к основным отнесен показатель посещения учениками уроков, который не отвечает на главный вопрос: уровень педагогического мастерства и результативность работы преподавателя.

К основному показателю работы отнесен и еще один, не менее абсурдный индекс: сколько классов музыкальной школы одолел ученик! (Мало ли, по каким причинам дети или их родители решили сменить вид внешкольной деятельности - заняться, например, спортом, танцами, иностранным языком).

Если ученик хочет изменить свои интересы, то кто может запретить ему это сделать? Это будет нарушением конституционных прав и свобод человека, ребенка!

- В Украине проводится престижный Международный конкурс памяти В.Горовица. Сможет ли наша страна после проведения так называемой "реформы" с сокращением количества уроков на начальном этапе обучения готовить для него участников?

- Знаете, невозможно ложкой воды напоить человека, мучившегося жаждой три дня. Значительная часть этих лауреатов - учащиеся ДМШ страны. Ученики наших школ великолепно показывают себя и в концертах Киевской Детской филармонии, которые проходят в Колонном зале им. Н.Лысенко, на городских конкурсах.

На самом деле всем профессионалам известно, что кроме двух уроков в неделю по специальности на подготовку программы конкурса уходит куча личного времени педагога. Это происходит потому, что готовятся программы 2-3 туров, а это огромные и сложные произведения.

И, замечу, дополнительной оплаты за это никто не просит. Это лишь энтузиазм и личная ответственность педагогов.

В наших учебных заведениях учится много студентов из Китая. И уровень их подготовки такой, что они побеждают на наших же всеукраинских и международных конкурсах.

Нашей задачей является не допустить внедрения этой сомнительной, не опробованной реформы.

Сначала нужно провести обучение по реформаторской программе лишь в отдельных школах, согласившихся на эксперимент. И только убедившись в результативности, предлагать эту программу всем школам Украины.

- Для подтверждения правильности выбранного пути "школы-пилотники" за первый год работы ничего не показали. В конце апреля на всеукраинских курсах по внедрению новой программы "Музыкальная грамота и практическое музицирование" не прозвучало ни звука. Кто доверится сотрудникам министерства просто на слово, мол, "это будет хорошо"?

- Да, сначала следует хорошенько проверить целесообразность нововведений. Знаю, что предлагаемые новшества начались в Москве. Там раньше нас пытались провести "эксперимент на детях". Наши "реформаторы" во многом списали московские "находки". Мы считаем это идеологической диверсией. И хотя провозглашается громкая "борьба за собственный путь реформирования начального эстетического образования", на самом деле, эта реформа - плод "неполноценности", "меншовартости", привычки следовать в русле "старшего брата".

Но сейчас и в стране-агрессоре громко звучат протестные ноты. Известные музыканты Денис Мацуев и Екатерина Мечетина предложили отнести детское музыкальное образование к "национальному достоянию", и пока что там остановили процесс разрушения системы начального музыкального образования.

Если наши обращения не будут услышаны, то педагогическая общественность планирует провести мирную массовую акцию протеста против реформы - в предложенном Министерством культуры виде. На нее соберутся преподаватели, родители, старшеклассники и все неравнодушные к искусству люди.