Психоанализ от Стивена Кинга

13 сентября, 15:57 Распечатать Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября

В украинском прокате — вторая часть новой экранизации культового романа Стивена Кинга "Оно".

Режиссер ленты — Андрес Мускетти, в главных ролях — Джеймс Мак-Эвой, Билл Скарсгард, Джессика Честейн, Исая Мустафа, Джей Раян, Билл Гейдер, Джеймс Ренсон, Энди Бин.

Как известно почитателям Кинга, его произведения — по крайней мере самые лучшие — рассказывают не столько об "ужасном", сколько о "человеческом". Вот и "Оно" — роман о таинственных силах зла, терроризирующих небольшой город в неожиданном и потому еще более жутком подобии клоуна, — это в действительности рассказ о нескольких аутсайдерах, которые смогли преодолеть свои слабости. Ну, а заодно — и кровожадное чудовище. 

Возможно, именно эпический потенциал, заложенный в истории, стал причиной того, что в обеих своих экранизациях "Оно" не уложилось в формат стандартного полного метра. В первый раз, в 1990 г., роман появился в виде трехчасового мини-сериала, во второй — как дилогия (первая часть — в 2017 г., вторая, о которой мы сейчас будем говорить, — в 2019-м). Герои побеждают чудовище дважды — в детстве и будучи уже взрослыми, — и, согласно этому, авторы новой экранизации несколько переформатировали историю.

"Детские" эпизоды, выступающие в романе как флешбэки, они вынесли в первую часть дилогии. Вторая по структуре напоминает роман-первоисточник, разве что флешбэки здесь весьма лаконичны и вряд ли будут до конца понятны тем, кто не видел первой серии. Вместе с тем тема детства героев здесь является одной из ведущих. Если не главной.

Излишне, конечно, писать об этом, и все же напомним, что фильм никогда не будет идентичен книге. Уже хотя бы потому, что это прочтения авторов — сценариста, режиссера, в меньшей мере — других членов съемочной группы, от оператора и актеров до звукорежиссера. Они создают свое видение истории, переставляют акценты, выбрасывают то, что считают лишним для этого варианта истории. 

Так в фильме исчезла своеобразная кинговская космология, сложный гималайский ритуал борьбы с чудовищем превратился в более простой индейский… И на первый план вышел совсем не он, а — мотив возвращения домой. Возвращение не только пространственного, но и временного, то есть в то самое детство, в котором ныне успешные (если не всегда в семейной, то по крайней мере в общественной сфере) герои были "неудачниками". И, как водится, возвращение это открыло много незалеченных ран и неразорванных связей, с которым тоже надо справиться. Можно сказать, что и это задачи призван выполнить индейский ритуал, с помощью которого герои должны победить и подвергнуть заточению "Оно". 

Один из этапов этого ритуала — сбор "артефактов" из детства. Для каждого героя он свой, и каждый сам должен найти тот предмет, с которым связано самое счастливое или самое болезненное воспоминание той определяющей для формирования "Я" поры. Для Беверли — единственной женщины в компании — посвященные ей одним из ребят стихи. Для Бена (которым в действительности эти стихи написал) — листок с ее дружеским автографом. У Билла, ключевой фигуры в компании (хотя именно в "Оно-2" эта роль заметно уменьшена), их фактически оказалось два. Сначала он отыскивает свой велосипед, а уже с его помощью — настоящий "артефакт", связанный с главной в его жизни трагедией (бумажный кораблик убитого "Им" братика Джорджа). У астматика Эдди, зацикленного на собственном здоровье, — ингалятор. У Ричи — фишка от игрального автомата, любимого развлечения. Каждый предмет имеет личностное измерение, и получение "артефакта" становится испытанием для героя, некоей "репетицией" перед генеральным боем со страшилищем. 

Только последний "артефакт", принесенный организатором новой охоты на монстра Майком, — символ единства друзей, один из камней, которыми они когда-то победили своих врагов-хулиганов. Непосредственная роль этих "артефактов" в ритуале — символическая жертва для одоления чудовища. Хотя, как понятно зрителю, истинное их значение — иное. Это переоценка, подытоживание своего прошлого, и вместе с тем — готовность встретиться с испытаниями дня нынешнего. 

Чудовище с Дерри, чужепланетное паукообразное существо, питающееся человеческими страхами, их же и использует как оружие против противника. Очевидно, наиболее причудливая и жуткая часть в "Оно-2" — не страшные образы царства мертвых где-то глубоко под землей, и не убийства (преимущественно детей), что стало непосредственной причиной возвращения героев в родной город. Намного напряженнее выглядят встречи с разнообразными трансформациями и пересечениями собственных страхов и желаний. Преимущественно страхов. 

"Оно" — название не случайное. Это не только определение неуловимой, сокровенной сущности чудовища. Это — еще и название глубинных пластов человеческого "Я", так называемого бессознательного, где и коренятся все те уже неоднократно упомянутые нами страхи и желания, влияя на саму личность. И "Оно"-чудовище, хотя его появление и объясняют падением на Землю какого-то инопланетного объекта, запоминается зрителю прежде всего как воплощение темных глубин "Я", где гнездятся разнообразные страшные образы, от чудовища в подвале до… клоуна (что ж, у каждого свои страхи!).

И опять же, как понимает зритель, победа должна произойти тоже внутри самого героя. Индейский ритуал — всего лишь форма, и не он приносит победу, а искоренение страха в себе. Когда "Его" перестают бояться — "Его" побеждают. Причем коллективно (действительно, кто поддержит и сможет развеять все страхи лучше искреннего друга?), и это тоже важное идейное измерение фильма. Дальше, как мы понимаем, у героев все будет хорошо, — у тех, кто выжил, конечно.

Как видим, центральная идея достаточно проста, да и воплощена во множестве других произведений. Впрочем, в "Оно" идея эта приобрела особенно выразительную форму. К тому же сюжетно она удвоена, что особенно подчеркивает структура дилогии. Но первая часть — более прозрачна и динамична. Вторая же, неся двойное бремя из-за сплетения прошлого и настоящего героев и к тому же осложненная их рефлексиями и выяснениями отношений, воспринимается тяжелее. Поэтому и имеет меньший успех у зрителей. В то же время эта жуткая фантастическая сказка воспринимается как нечто понятное и близкое, ведь большие и маленькие стычки с собой у нас бывают ежедневно. И не нужен страшный монстр, чтобы понять: без преодоления собственных недостатков и страхов полноценная жизнь невозможна.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 14 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно