Малая живая опера

9 ноября, 16:53 Распечатать Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября

Столичные поклонники оперы получили на днях возможность приобщиться к неординарным интерпретациям четырех одноактных опер разных эпох и стилей. 

"Бастьен и Бастьенна" © Анастасия Мантач

На этот раз — не традиционные киевские оперные "концерты в костюмах" (пели вовсе не "статуи командоров" в пышных декорациях). Зрители присутствовали на живых, подвижных, динамичных оперных представлениях. 

В проекте участвовали прекрасно владеющие голосами и сценическим движением, отлично обученные актерскому мастерству молодые артисты, представители отечественной вокальной школы, работающие в музыкальных театрах столицы. 

Музыковед Галина Дуб этим летом выиграла грант на проект, задуманный совместно с культурно-художественным объединением Hronotop.UA. Им удалось осуществить по-настоящему важную миссию. И подобный яркий, бьющий через край оптимистическим профессионализмом эпизод музыкальной жизни Киева стал глотком воздуха, поводом с надеждой посмотреть в оперное будущее страны. 

Пришедшие в Малую оперу (бывший клуб трамвайщиков на Лукьяновке, который покойная Е.С.Мирошниченко, отойдя от сценической карьеры, намерилась превратить в новый оперный театр) были поражены. Театр при жизни Евгении Семеновны и после ее смерти так и не сложился, но название прижилось. И два вечера — 3 и 4 ноября — в зале (не приспособленном для подобных вещей, не имеющем оркестровой ямы, на небольшой сцене, среди скромных декораций в рамках проекта "Оперный уикенд") прошел показ четырех камерных опер. 

Четыре выпускника НМАУ им. Чайковского, молодые оперные режиссеры, поставили по одной опере. Три из них сопровождал Государственный академический эстрадно-симфонический оркестр Украины, которым управлял ассистент-стажер класса симфонического дирижирования Владимира Кожухаря НМАУ Константин Старовицкий (фактически, этот проект стал его выпускным экзаменом в ассистентуре). 

Начали с комической оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти "Рита", впервые увидевшей свет в
1860 г. на сцене Оперы-Комик в Париже и написанной почти двадцатью годами ранее. Композитор, сочинивший более 70 опер разных жанров, перемежает здесь разговорные диалоги и музыкальные номера. Написанная на французское либретто Г.Ваэза, в оригинале опера не исполнялась. Ее пели на итальянском. Либретто на украинский перевел Анатолий Навроцкий, музыкальное переложение для квинтета духовых сделал Старовицкий. 

Опера перенесена на Лукьяновку с подмостков Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества — КМАТОБа. Пели солисты театра: Дарья Литовченко — Рита, Александр Вознюк — Беппо и Павел Денисенко — Гаспар. 

Действие происходит в гостинице Риты, тираничной и вздорной жены Беппо. Жизнь пары нарушается прибытием пирата Гаспара, первого мужа Риты, считавшегося погибшим. Он был уверен, что Рита сгорела во время пожара, и теперь вновь собрался жениться… 

Режиссер Лада Шиленко, художник-постановщик Катерина Маркуш и дизайнер Марина Рыбалко перемещают действие в наше время, оснащая сцену современными неоновыми вывесками и прочей атрибутикой. Действие развивается стремительно, сначала интонации и манера игры кажутся несколько утрированными, но артисты быстро входят в форму, а зрители привыкают к стилю исполнителей. Довольно живо и чисто аккомпанирует квинтет духовых, которым ловко, порой включаясь в диалоги и подыгрывая персонажам, руководит К.Старовицкий. Весело, энергично и органично. 

Самым эмоциональным, разновекторным и голосистым в этом чудесном терцете смотрится и звучит отличный Беппо Александра Вознюка. 

Ирина Губаренко (1959—2004) — дочь выдающегося украинского композитора-оперника Виталия Губаренко и известного музыковеда Марины Черкашиной-Губаренко. Опера Ирины "Медведь" навевает воспоминания о прелестном фильме по А.Чехову с Ольгой Андровской и Михаилом Жаровым. Украинский композитор сумела придать новый импульс старому сюжету, "рассказать" современным музыкальным языком комедию ХІХ века.

Все исполнители отлично "жили" внутри чеховских героев. Солистка театра оперетты сопрано Соломия Приймак — "безутешная вдова" — выразительно "пугала" пистолетом соседа-кредитора (Дмитрий Воронов), пытавшегося выбить долг ее покойного мужа. "Медведь", в свою очередь, смешно и наиграно-грозно рычал. Партию рассказчика прекрасно "пропел" на рояле аккомпаниатор-пианист Евгений Фомин. 

Но больше других понравился солист Национальной филармонии тенор Сергей Бортник. Музыкант хорошо известен как исполнитель серьезного, сложного материала. Слышала его в баховских "Страстях" по Матфею, Иоанну, Марку и Луке. Он поет Ленского, Альфреда, Водемона и т.д. И вдруг — совершенно иное амплуа — яркая комическая роль, спетая не только выразительно и идеально интонационно, но и неимоверно ярко сыгранная. Браво! 

Поставил спектакль режиссер Одесской национальной оперы Антон Литвинов. Художник Сандра Крмаджян, дизайнер Полина Веллер. В этот вечер в Малой опере прошел 11-й показ произведения И.Губаренко, прежде исполнявшегося в основном на фестивалях. 

малая опера_2
Анастасия Мантач
"Медиум"

На следующий вечер было не менее интересно. Показали мистическую трагедию "Медиум", оперу на музыку и либретто Джанкарло Менотти, написанную по заказу Колумбийского университета. В университете же состоялось ее первое прослушивание 8 мая 1946 г. Затем оперу поставили 18–20 февраля 1947 г. в театре "Хекшер" в Нью-Йорке. Премьера проходила вместе с другой оперой Менотти — хрестоматийным "Телефоном". Бродвейская постановка стартовала в театре "Этель Бэрримор" 1 мая с тем же составом артистов.

Обе партитуры ожидал большой успех. Впоследствии "Медиум" был снят на итальянском как фильм-опера. А в 1948-м получил театральную премию "Тони" за лучший дизайн сцены. "Медиум" ставили в Киевском камерном театре "Дивный замок". Спектакль — победитель краковского фестиваля "Схід-Захід" в номинациях "Лучший актерский коллектив" и "Лучший сценический дебют в Польше".

По сюжету мать двоих детей и псевдомедиум мадам Флора (пела меццо-сопрано, солистка КМАТОБа Анастасия Полищук) обманывает доверчивых клиентов с помощью детей — дочери и немого приемного сына. Но однажды "вечер перестает быть томным", и на очередном сеансе она сама ощущает присутствие потусторонних сил. Партии остальных персонажей тоже поют солисты КМАТОБа Дарья Миколенко (дочь Моника), посетители сеансов Мадам Нолан (Олеся Матей) и супруги Гобиньо (Инна Калугина и Роман Лещев). Немую роль Тоби очень выразительно провел артист хора Национальной оперы Сергей Дерун. Мимическую роль Духа сыграла Александра Шевелёва. Полное, глубокое сопрано Д.Миколенко особенно ярко звучало на высоких кульминациях. Все играли органично, искренне. Дух захватили сцены сумасшествия главной героини. После спектакля, узнав, что Насте Полищук всего 24 года, я испытала "культурный шок", настолько реалистично, по-актерски достоверно, интонационно выверенно и проникновенно провела молодая певица свою партию. Шаляпин в юбке!

Поставил оперу магистрант — режиссер НМАУ Александр Спиваковский (он же перевел на украинский язык). Художник Сандра Крмаджян, дизайнеры Лана Тесленко и Елена Майстра. 

Завершил фестиваль одноактный зингшпиль Моцарта "Бастьен и Бастьенна". Немецкое либретто Ф.Вайскерна и И.Шахтнера перевел на украинский режиссер-постановщик Дмитрий Тодорюк — композитор, бард, актер и лауреат "Киевской пекторали".

Юный Вольфганг Амадей сочинил свою партитуру в возрасте 12 лет (!). Моцартовский зингшпиль — разговорно-музыкальная пьеса — повествует о любви, необоснованной ревности, ссорах и примирении двух молоденьких пастушков (сопрано Дарья Миколенко, которая отлично провела стилистически иную роль, и тенор Дмитрий Фощанка — солисты КМАТОБа). Достичь гармонии им помогает деревенский колдун-шарлатан Колас (бас Александр Харламов). В КМАТОБе опера идет уже два года в постановке Д.Тодорюка при участии этих же вокалистов. Новыми на "Оперном уикенде" стали декорации и костюмы Светланы Карповой, а также оркестр и дирижер. Исполнение вполне достойное, но Моцарт — испытание, которое под силу лучшим. Зрело прозвучали несколько красивых ансамблей. Фощанка сначала звучал хрипловато, но впоследствии распелся. А высокий Харламов был "в голосе" и играл уверенно. 

Спектакль заявлен как "ситком-опера" и решен в виде съемок музыкального фильма. Действие перенесено в наше время, к чему, закаленному европейскими осовремененными постановками глазу, не привыкать. Впрочем, громкие русскоязычные реплики псевдорежиссеров, перекрывающие зал из-за спин зрителей, резали ухо грубым диссонансом, прерывая и разрушая моцартовскую изысканность и высшую гармонию… 

малая опера_3
Анастасия Мантач
"Медиум"

А накануне "Оперного уикенда" мне удалось отправиться в "Мистецькі експедиції", с этим проектом я уже трижды предпринимала поездки (Ужгород, Винница, Острог) в обществе его идеолога Людмилы Гарарук. 

На этот раз — дневной концерт-мастерская "Оперная интервенция" в Архитектурном корпусе КНУСА. 

Пели студент первого года бакалавриата Муниципальной академии музыки им. Р.Глиэра бас/баритон Антон Перегуда (класс корифея отечественной оперы Анатолия Кочерги) и преподаватель академии сопрано Ирина Украинец в сопровождении концертмейстера Ирины Пономаренко. 

Молодой вокалист звучал для своего возраста очень зрело, отлично проникая в образное содержание музыки, вживаясь в поэтический текст, претворяя его в музыкально-интонационную стройность. Крепко спел арии Моцарта, Чайковского, романсы Степового, Рахманинова. 

Что касается сопрано, то она в стартовой арии из вердиевского "Дона Карлоса" была не совсем "в голосе", но к монологу мадам Баттерфляй Джакомо Пуччини распелась. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно