Фундаментальный лексикон

14 июня, 15:16 Распечатать Выпуск №22-23, 15 июня-21 июня

В новой киевской галерее Set проходит выставка швейцарской художницы Марианны Холленштайн под названием The Human Condition ("Человеческое состояние" или "Человеческая ситуация").

Вряд ли в этом году есть тема более актуальная для художественного высказывания, чем человеческая ситуация. Как показал в своем проекте Ральф Ругофф, главный куратор текущей Венецианской биеннале современного искусства, все аспекты существования человека, а также его взаимоотношения с собой и миром подвержены современностью неумолимому и фундаментальному переосмыслению. К подобному переосмыслению приглашает публику и галерея Set с экспозицией от Марианны Холленштайн (куратор Константин Дорошенко). 

The Human Condition — сдержанная и во многом камерная выставка — достаточно нехарактерный шаг для галерейного дебюта в Киеве, — тут нет ни пресловутой истеричной жажды спектакулярности, ни сиюминутной заявки на коммерцию, ни псевдоандеграундной (и любой другой) вкусовщины, ни каких-либо иных попыток быстро застолбить за собой некое место в иллюзорной системе координат художественной сцены столицы. Хочется верить, что неспешное, но уверенное следование собственным стратегиям, которое можно проследить в активности таких новых пространств как Set и открывшейся в конце прошлого года галерее Naked Room, задаст тренд и для других участников процесса.

По словам организаторов, проект "Человеческая ситуация" вдохновлен перепиской философа Ханны Арендт с Мартином Хайдеггером, Генрихом Блюхером, Карлом Ясперсом и Гершомом Шолемом. Каллиграфические работы на целлофане и старых газетах не несут в себе какой-либо информации — их невозможно прочитать. Но, тем не менее, они представляют собой эмоциональное и эстетическое переосмысление очень личного общения между крупнейшими мыслителями ХХ в. 

Создавая свои работы, Холленштайн пропускает через себя собственную и мировую историю. В этом смысле ее техника вызывает ассоциацию с сюрреалистским автоматическим письмом и — в большей степени — с каллиграфическими опытами Брайона Гайсина, а также работами Поллока, Твомбли, Бойса, концептуальным "счетом" Романа Опалки. В украинском контексте с проживанием собственной истории через вышивку творит Владимир Кузнецов, чьи работы куратор Дорошенко выставлял в Красном корпусе университета им. Тараса Шевченко в схожем по камерности проекте "Прошивая опыт" в 2014 г.

Возврат к практикам и идеям середины прошлого века показателен. Все более утрированный с каждым новым витком развития медийной реальности постмодернизм становится ксерокопией пародии на самого себя, не добавляя ничего к попыткам объяснения окружающей действительности. Почти через 20 лет после краха идей конца истории и глобализации художники вынуждены все глубже зарываться в прошлом в поисках некой базы, от которой можно оттолкнуться в своем высказывании. 

Один из предыдущих кураторов Венецианской биеннале Окуи Энвезор в 2015 г. сделал центральным событием своей выставки коллективное чтение вслух "Капитала" Карла Маркса, пояснив это тем, что мы "читаем" Маркса каждый день, просто живя в созданном его идеями мире. Но всего четыре года спустя очевидно, что идеология "Капитала" не может ответить на все вопросы. В эпоху перманентных кризисов политики, экономики и доверия к реальности подобный опыт чтения-проживания диалогов святых и монстров, во многом заложивших фундамент современности, возможно, не менее важен. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 20 июля-26 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно