ВСЯ ПРЕТЕНДЕНТСКАЯ РАТЬ

Поделиться
о роли спецслужб в предвыборной кампании - Жаль, что я стер запись нашего с тобой разговора полуторагодичной давности...

о роли спецслужб в предвыборной кампании

- Жаль, что я стер запись нашего с тобой разговора полуторагодичной давности. Того самого, где ты утверждала, что только этот политик может спасти Украину.

- Действительно, жаль. Я бы не отказалась от встречи с собственной наивностью.

Это маленький отрывочек из моего недавнего разговора с одним крупным бизнесменом. По правде говоря, об упоминание о записанном без моего ведома разговоре я не споткнулась и беседа была продолжена. Не было даже удивления, поскольку о подобных методах работы с собеседником мне приходилось слышать неоднократно. Однако столь бесцеремонное признание в его применении заставило меня задуматься о масштабах и обыденности использования тайных записывающих устройств. И не только об этом.

«Компромат» - слово, которое вошло в политический лексикон Украины уже давно и неплохо прижилось среди заимствованных «ратификаций», «инаугураций», «легитимностей» и прочего.

О потенциальной войне компроматов говорится очень много. Популярность подобного способа расправы с политическими и экономическими противниками в Украине обусловлена по меньшей мере двумя основными причинами: объективной и субъективной.

Объективная заключается в том, что компромат, как правило, базирующийся на вскрытии экономических злоупотреблений, может быть использован в разбирательствах с политическими противниками. Это является возможным по причине сильнейшей спайки между бизнесом и властью, между теневой экономикой и теневой политикой, вершителями которой являются публичные политики и «отмытые» бизнесмены.

Многих политиков делает уязвимыми их патронаж над отдельными бизнес-структурами либо целыми отраслями народного хозяйства. Ахиллесова пята бизнесменов - завязка на тех же политиков, от благосклонности которых зависит успех их бизнеса. Дискредитирован политик - значит, его бизнес-структуры потеряли ранее существовавшую «крышу» и освободили место на рынке. Дискредитирована бизнес-структура и доказана ее связь с определенным политиком - значит, можно занять освободившееся политическое кресло. Как видите, схемы просты. По крайней мере, в теории. На практике так получается редко, и не только потому, что дела в Украине не умеют доводить до конца. Просто коммерческие интересы политиков зачастую настолько переплетаются, что некоторые из них, пытаясь укусить кого-то, неожиданно обнаруживают, что вонзили зубы в свою собственную часть тела. Примерно как на татами при хорошей растяжке.

Вторая причина, сделавшая разговоры о компромате в Украине столь же популярными, как в Англии - беседы о погоде, кроется в личностных качествах главы государства. Будучи человеком подозрительным, Леонид Кучма буквально заразил всех вокруг себя мнительностью, а кроме того, дал возможность каждому из окружения или просто попадающему в кабинет отличиться, проявив информированность в отношении конкурентов Президента либо осведомленность о действиях его же окружения. Уже давно известно, что, приняв правила игры «о разделенных и властвующем», многие члены его команды информировали Президента не столько о его будущем, сколько о прошлом и настоящем отдельных членов его окружения. Леонид Данилович знает много, и, наверное, это «много» переросло в ту критическую массу, когда Президент перестал доверять вообще кому бы то ни было. Можно предположить, что ему известно достаточное количество вещей, которыми не располагают даже следственные органы, ограниченные, по крайней мере, наличием узкопрофильных специалистов. Ведь не от этих самых органов глава государства получает информацию о нарушениях в работе, например, какого-нибудь отдельного газотрейдера. Более компетентную информацию об этих нарушениях может предоставить конкурент газоторгующей структуры, а именно: другая или другие торгующие структуры. И так - примерно во всех бизнес-сферах, способных своими капиталами повлиять на политические расклады внутри страны. Другое дело, что Президент очень редко делает публичные выводы из теневой информации. Складывается впечатление, что глава государства, ограничиваясь полунамеками о своей компетенции и своем недовольстве тем или иным экс-политиком, просто не хочет создавать прецедент…

Об эффекте использования или профессионализме подачи компромата в Украине пока говорить рано. Просто нет предмета для разговора. Об этом можно говорить в России, поскольку средства массовой информации в этой стране блестяще овладели техникой работы с предоставляемыми документами. Давайте вспомним охоту НТВ на братьев Черных и Сосковца: море документов, цитат и ссылок. А чем плох, с точки зрения заказчика, Доренко с его охотой на «Онэксим»?! В Украине в аналогичных программах ни Александр Ткаченко, ни Николай Княжицкий, ни Николай Канишевский на сей счет не отличились. Возможно, это происходит не только потому, что они этого не умеют или не хотят делать (опыт - дело наживное, а желание работодателя может быть законом), просто ни одна уважающая себя передача или газета не станет ввязываться в скандал, основываясь на ЦУ, не подкрепленном реальными документами, цифрами и комментариями. Особенно отпадет желание играть в такие игры у украинских журналистов, глядя на последствия статьи в «Украине молодой» «Птенцы гнезда Днепропетрова», на которую подал в суд объект исследования - Павел Лазаренко. И дело не только в том, что материал был написан с профессиональной точки зрения неграмотно и напоминал (если не являл) справку правоохранительных органов. В результате бессистемного свала всей имеющейся по поводу хоздеятельности Лазаренко информации все близкие к нему структуры были проинформированы о том, что же на них нарыто на сегодняшний момент. В частных беседах достаточно высокопоставленные чиновники МВД назвали эту публикацию преступлением против милиции, поскольку опубликованная в необработанном виде оперативная информация высветила скрытые источники информации, что, по большому счету, недопустимо.

Во всем, сказанном Владимиром Радченко, у нас нет оснований сомневаться. Могут быть некоторые основания усомниться в том, что он сказал все. В противном случае - он не был бы генерал-полковником СБУ. Возьмем на себя смелость предположить, что же осталось за кадром высказываний официального лица.

Понравится это или нет господину Кушнареву - борцу с гражданскими правами представителей СБУ, - но, по нашему мнению, в настоящий момент именно Служба безопасности является структурой, обеспечивающей равновесие и баланс в украинской политике. Если бы эта структура однозначно стала на сторону одной из ветвей власти, одного из кланов либо одной из партий, то это, несомненно, закончилось бы для Украины плачевно. Представьте себе, что Служба безопасности, например, полностью сориентировалась на поддержку «Громады» или коммунистов. Это, несомненно, обеспечило бы государственный переворот в стране: безудержное желание получить власть одних получило бы поддержку от тех, кто знает, как это сделать. Не исключено, что такой альянс поддержали бы и военные, особенно не жировавшие в период правления нынешней власти…

А если бы служба всецело начала потакать подозрительности Президента и его окружения, установив тотальную слежку за всеми остальными, то с демократией в Украине было бы покончено, что бы направило страну по белорусскому пути. Следовательно, даже исходя из государственных резонов, служба должна оставаться если не полностью беспристрастной, то, по крайней мере, разновекторно сориентированной.

Существует, по всей видимости, и внутренняя причина, не позволяющая руководству СБУ всецело увлечься каким-то одним субъектом политики. И не только потому, что многие из высоких чинов СБУ прошли через уничтожение собственных архивов в 1990- 1991 годах. Не только потому, что многие службисты хорошо помнят, как из КГБ, который был инструментом, партия сделала козла отпущения. Условия существования такой структуры, как Служба безопасности государства, изменились. Очевидно, на Владимирской понимают, что если не в этом парламенте, то в следующем одна из партий обязательно возьмет большинство. Не исключено, что на выборах победит и партийный Президент, и тогда он, конечно же, назначит своего председателя. И если вдруг окажется, что теперешний состав службы в угоду ныне действующему Президенту работал против победившего, то сменен будет не только председатель, но и вся коллегия, а может, и весь личный состав. И тогда «дело, которому служишь», будет уничтожено дилетантами, не говоря уже о личных потерях «репрессированных службистов». А доля ошибки в выборе ставленника - весьма велика. Для того чтобы понять это, стоит вспомнить о том, что мало кто верил в возможность президентства Леонида Кучмы. Но он же все-таки им стал…

Надо сказать, что из-за своей политики неприсоединения служба сталкивается с большими проблемами. Первая из них - это создание параллельных структур. И сейчас речь - не о мелких бюро при коммерческих службах и даже не о крупных службах безопасности, существующих при каждом влиятельном банке. Речь - о государственных структурах. Не удовлетворяя запросы некоторых любопытствующих из окружения Президента, СБУ сталкивается с попытками ее расколоть, внедрить в ее ряды «своих» людей, начиная от замов и заканчивая начальниками управлений. Однако информация об организованной преступности, предоставляемая «своими» людьми в службе, являлась явно недостаточной для того, кто хотел располагать всем имеющимся информационным банком. И тогда на свет появился так называемый Центр политического анализа и прогнозирования при Президенте Украины. Его возглавляет генерал Смешко, занявший пост Александра Скипальского, руководившего до своего перехода в СБУ военной разведкой МО. Совмещая эти две должности, Игорь Михайлович получил статус, приравнивающий его в зарплате, почестях, в медицинском и дачном обслуживании к министру. Патронируемые главой Совета национальной безопасности структуры Игоря Смешко, по сути, являются параллельными конституционно оформленной Службе безопасности, своеобразной «тайной канцелярией». Это, надо сказать, создает серьезное напряжение в обеих службах. Не возьмемся утверждать: хорошо это или плохо, и остановимся лишь на том, что это - ненормально.

Вместе с тем, идеализировать возможности Службы безопасности Украины не стоит, прежде всего по причине кадрового голода, испытываемого этой организацией. И причиной тому не только отсутствие социальных гарантий, о которых упоминал Владимир Радченко. На самом начальном этапе своего становления СБУ словило микроб, который, как в рекламном ролике, размножился, заразив значительную часть организма. Речь идет об институтах откомандированных офицеров и офицеров действующего резерва. Большинство из них, прижившись в коммерческих структурах, ушли в запас, захватив с собой не только удостоверения, но и немало квалифицированных профи из органов.

Именно они и стали стержнями частных спецструктур коммерческих организаций. Обладая широкими финансовыми полномочиями, эти люди не только смогли приобрести профессиональную технику, набрать высококлассную команду из бывших спецназовцев, милиционеров, розыскников и оперов. Многие из них смогли сохранить добрые и доверительные отношения с коллегами, не расставшимися с государственной службой и живущими на государственную зарплату. Можно предположить, что, сохраняя эти самые дружеские бескорыстные отношения, открепленные службисты не только поддерживают своих бывших однополчан информацией, но и иногда пользуются их банком данных. Подобная диффузия мешает СБУ, четко очертив свои границы, создать поистине непроницаемую для посторонних любопытствующих глаз структуру. И это - большая проблема.

Перечень источников добычи компромата был бы далеко не полным, если бы мы ограничились только государственными и частными спецслужбами. На самом деле на сегодняшний день основная тяжесть госзаказа на информацию, способную повлиять на репутацию конкурентов, ложится на плечи милиции. И прежде всего потому, что милиция ближе, нежели спецслужбы, к преступному миру. В смысле сети информаторов, конечно. Более того, перечень статей Уголовного кодекса, подпадающих под компетенцию Службы безопасности, в десятки раз меньше, чем у милиции. Следовательно, арсенал и спектр действий, а значит, и получаемой информации у руководства МВД намного богаче. Более того, на местах управления внутренних дел областей по традиции теснее связаны с местной властью, в то время как руководители областных управлений СБУ зачастую «вещь в себе».

Война сторонников Павла Лазаренко с министром внутренних дел Юрием Кравченко, выплеснувшаяся уже давно на страницы газет, по большому счету объясняется тем, что вскрытием нежелательных для Павла Ивановича фактов занималась в значительно большей степени милиция, а не служба. Комиссии, проверки, следствия - все это дало свой результат, пока что выразившийся в выстреле пушки по воробьям в вышеупомянутой статье «Птенцы гнезда Днепропетрова».

Но, несмотря на первые неудачи, можно предположить, что роль милиции в компроматной войне будет все же более активной и эффективной, нежели роль государственных спецслужб. И, наконец, последним аргументом в пользу ставки на МВД может быть стопроцентная зависимость настоящего и будущего Юрия Кравченко от воли Президента. Ведь за то, что Президент лично вступился за министра внутренних дел во время войны с «Киевскими ведомостями», Юрий Федорович перед главой государства в вечном неоплатном долгу.

Таким образом, можно сделать вывод: и глава государства, и иные политические силы, опирающиеся не только на частные спецструктуры, но и на информацию от своих людей в правоохранительных органах, могут рассчитывать на плюрализм потоков компрматериалов. Все они также могут рассчитывать и на беспрепятственное обналичивание приобретенных знаний, поскольку каждая из основных сил имеет верные средства массовой информации. Вместе с тем, нет никакой уверенности, что коммунисты или Рух, Президент или «Громада» в состоянии просчитать последствия от наносимых конкурентам ударов. Ведь в Украине, где по причине мутности законодательство нарушает всякий, кто хочет работать, компромат есть на всех. Поэтому его применение подобно пуле со смещенным центром тяжести. Однако наивно было бы полагать, что политики в запале предвыборной борьбы помнят о законах баллистики. Они предпочитают делить рынки, а не электорат, воевать друг с другом компрометирующими документами, а не политическими программами, «убивать» друг друга статьями, которые написали журналисты по заказу, а не обезоруживать противника собственным красноречием в прямом эфире.

«Теневая экономика - теневая политика - теневой зачет по компромату» - проверенная и надежная формула. Исключения (удачи в экономике, в публичной политике, начатые и доведенные до конца уголовные дела) лишь подчеркивают принятое в стране правило. Тень и болото. По законам природы, а также по законам политэкономии все это должно перегнить. Но интересно, что же вырастет на такой почве?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме