В зависимости от направления взгляда

Поделиться
О таком саммите Украина—ЕС еще год назад мы могли только мечтать. Ведь все восемь предыдущих встреч на высшем уровне проходили совсем в иных политических условиях и совершенно в другой атмосфере...

О таком саммите Украина—ЕС еще год назад мы могли только мечтать. Ведь все восемь предыдущих встреч на высшем уровне проходили совсем в иных политических условиях и совершенно в другой атмосфере. Разве еще год назад, глядя на обозленного и закомплексованного Кучму, мы могли представить президента Украины, свободно и естественно чувствующего себя в обществе европейских лидеров, вдохновенно рассказывающего об украинских традициях и показывающего вышиванки и обериги, развешанные на Банковой? Думали ли о том, что высокие европейские гости будут просить включить в программу официального визита посещение исторического Майдана? Слышали ли мы раньше столько похвал и оптимистических оценок со стороны представителей Евросоюза?

Так почему же, когда все это стало реальностью, вдруг ловишь себя на том, что острого чувства радости по этому поводу не испытываешь? Может, ощущения притупились от долгого ожидания? Или хотелось чего-то большего?

Нет, разумеется, никто не ожидал, что беспочвенные фантазии некоторых «младоинтеграторов» вдруг воплотятся в жизнь, а их попытка кавалерийским наскоком взять Брюссель увенчается успехом (и заявки на членство чуть ли не на следующий после инаугурации нового президента день подавать собирались, и европейскую перспективу из брюссельских бюрократов выдавить обещали, и рыночный статус не позднее апреля гарантировали).

Но все же была большая надежда на то, что в отношениях с Евросоюзом мы продвинемся дальше той точки, в которой находимся сегодня.

Безусловно, было бы абсолютно несправедливо утверждать, что прогресса нет. За минувший год сделано немало. Прежде всего, изменена атмосфера отношений, о чем в один голос твердят все, кто в той или иной сфере участвует в переговорах с Евросоюзом. Оптимизм излучают даже бывшие записные пессимисты, хорошо знакомые с неповоротливой бюрократической брюссельской машиной и утверждавшие ранее, что ни за что и никогда она не развернется в сторону Украины. А сегодня они охотно подтверждают слова Антона Бутейко, первого замминистра иностранных дел, рассказавшего журналистам, что многие вопросы, которые раньше решались долго и нудно посредством дипломатических нот, сегодня можно решить, позвонив в Брюссель по мобильному телефону. «Такого внимания к нам и желания помочь мы никогда раньше не ощущали», —утверждают те, кто регулярно общается с европейской столицей.

Конечно же, отрадно, что Еврокомиссия наконец-то пришла к выводу, что Украина выполнила все требования и отвечает всем техническим критериям для предоставления ей рыночного статуса. Оным она будет наделена сразу же после завершения определенных формальных процедур через месяц-другой.

Во время саммита были также подписаны три значительных для нашей страны документа. Пожалуй, наиболее важным из них можно назвать Меморандум о взаимопонимании относительно сотрудничества в энергетической сфере между Украиной и ЕС, завизированный президентом Виктором Ющенко и председательствующим в Евросоюзе британским премьером Тони Блэром. Документ подписан в рамках диалога высокого уровня в энергетической сфере и высоко оценивается профильными экспертами. Поскольку меморандум, по их мнению, фиксирует стратегичность и приоритетность отношений Украины и Европейского Союза в данной области. Кроме того, считают эксперты, интеграция энергетической инфраструктуры является предпосылкой для дальнейшей экономической интеграции нашей страны в ЕС. Также высказываются надежды на то, что переход украинско-еэсовских отношений в энергетической сфере на более высокую ступень сможет облегчить напряженный украинско-российский нефтегазовый диалог.

Второй документ — Соглашение между Украиной и ЕС о некоторых аспектах воздушного сообщения, подписанный премьером Юрием Ехануровым и президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, — дает возможность любой авиалинии ЕС совершать авиарейсы между любой страной Евросоюза и Украиной. Этот документ признает существование единого рынка авиаперевозок между нашей страной и ЕС и является первым шагом к расширению сотрудничества в области авиации. Напомним, что в сентябре ЕК предложила провести переговоры о комплексном соглашении в сфере гражданской авиации для создания общего воздушного пространства с целью постепенно интегрировать украинскую авиационную отрасль в европейские структуры. Вероятно, уже в первой половине следующего года Еврокомиссия получит мандат для начала этих переговоров.

Ю.Ехануров и Ж.Баррозу также подписали Соглашение о сотрудничестве относительно гражданской глобальной навигационной спутниковой системы между Европейским сообществом и его государствами-членами и Украиной. Данная система «Галилео» начнет функционировать в 2008 году. По оценкам европейских экспертов, уже через несколько лет объем этого рынка будет превышать 230 млрд. евро и охватит все основные сферы общественной жизни. По мнению отечественных специалистов, подписание вышеуказанного соглашения с ЕС создает предпосылки для непосредственного участия Украины в совместном предприятии «Галилео», привлечения нашей страны к реализации первой космической программы ЕС и членства Украины в Европейском космическом агентстве.

На этом перечень результатов успешной работы украинских переговорщиков не заканчивается. Напомним, что в начале года было подписано Соглашение о торговле сталелитейными изделиями на 2005—2006 гг., согласно которому квота украинской продукции на 2006 год составит 1004,5 тыс. т. Также было заключено соглашение о торговле текстильной продукцией, позволившее сохранить бесквотный режим для украинских производителей-экспортеров. Европейский инвестиционный банк подписал с Украиной соглашение, дающее возможность нашей стране получить около 250 млн. евро кредитных ресурсов. И перечисление важных документов можно продолжить.

Важной вехой в отношениях Украины и ЕС стало начало переговоров о либерализации визового режима. Первый раунд прошел в конце ноября. И хотя европейская сторона как всегда осторожна и избегает называть какие-либо даты, украинский министр иностранных дел Борис Тарасюк на прошлой неделе предположил, что соглашение об упрощении визового режима для украинских граждан может быть подписано с Евросоюзом уже в первой половине следующего года.

Европейская сторона высоко оценивает сотрудничество Украины с ЕС в сфере внешней политики и политики безопасности, особенно по вопросам региональной стабильности и урегулирования кризисов. Накануне саммита в Одессе была торжественно открыта миссия Европейского Союза по предоставлению помощи на украинско-молдавской границе. В ее состав входят 69 сотрудников из 15 стран ЕС и 50 местных специалистов. Цель миссии — содействовать улучшению работы пограничных и таможенных служб Украины и Молдовы. Особое внимание будет уделяться охране границы и таможенному контролю на приднестровском участке.

В отличие от прошлогоднего саммита, когда из европейцев едва удалось выжать скудный совместный пресс-релиз, в этом году по результатам встречи на высшем уровне было издано довольно пространное совместное заявление, которым остались довольны обе стороны. Среди прочего в нем отмечается «значительный прогресс» в выполнении Плана действий Украина—ЕС, приветствуется «твердая преданность Украины общим ценностям демократии, верховенства права и уважения к правам человека», а также признается прогресс, достигнутый в осуществлении экономических реформ. Обращает на себя внимание и то, что лидеры ЕС не «выражают надежду», как в былые времена, на то, что грядущие выборы «будут проведены в соответствии с международными стандартами», а высказывают «уверенность» в этом.

В документе лидеры ЕС также подтверждают свою готовность безотлагательно начать консультации по новому усиленному соглашению между Украиной и ЕС, которое должно заменить нынешнее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, как только будут выполнены политические приоритеты Плана действий.

Что же касается создания зоны свободной торговли (ЗСТ), то еэсовская сторона подтверждает готовность начать переговоры с Украиной по этому вопросу, как только наша страна станет членом ВТО. В документе
отмечается «хороший прогресс» в подготовке исследования относительно условий и возможностей создания ЗСТ между Украиной и ЕС.

И завершается документ тем, что Украина подтверждает свою стратегическую цель полностью интегрироваться в Европейский Союз, а лидеры ЕС «приветствуют европейский выбор Украины», подчеркивая, что приверженность нашей страны демократии и реформам открывает новые перспективы для значительного повышения уровня и качества украинско-еэсовских отношений.

Как видим, даже очень краткое, почти телеграфное изложение основных последних достижений нашей страны на европейском направлении заняло значительную газетную площадь. Так почему же все-таки отсутствует чувство глубокого удовлетворения? Почему достаточно сдержанны в оценках наших успехов отечественные эксперты?

Основания для неудовлетворенности дают досадные оплошности, грубые ошибки и огромные недоработки.

Это, конечно, здорово, что наш президент легко находит общий язык с зарубежными лидерами, однако у многих возникает вопрос: а стоит ли тратить столько драгоценных минут, отведенных, вообще-то, для переговоров, на рассказы о вышиванках?

Мы можем гордиться нашей авиационной и космической техникой и радоваться, что у нашей страны появляется реальный шанс выйти на соответствующие высокотехнологичные европейские рынки. Но не стыдно ли при этом за технику, обеспечивающую синхронный перевод в главном государственном офисе страны, из-за неполадок которой теряются драгоценные минуты во время ответственнейшего саммита?

Мы говорим о новой атмосфере в отношениях? Так зачем же ее портить, забыв предоставить какое-то помещение и обеспечить обедом или хотя бы дать возможность беспрепятственно попасть в столовую и поесть (пусть уже за свой счет) сопровождающим главных европейских гостей лицам? Если вспомнить подобный конфуз во время недавнего визита в Киев казахской делегации во главе с Нурсултаном Назарбаевым, то можно прийти к выводу, что подобное «гостеприимство» становится у нас «доброй» традицией.

Наверное, нужно порадоваться рыночному статусу. Но если именно это является «главным, что было сделано на саммите», как заявил президент страны, то становится не радостно, а грустно. Поскольку, во-первых, о том, что Еврокомиссия сделала положительный для Украины вывод, было известно задолго до саммита, а за день до него о решении ЕК официально объявил Ж.Баррозу. Во-вторых, если бы новая украинская власть действительно горела евроинтеграционной идеей и приложила чуть больше усилий, то долгожданный статус страна получила бы гораздо раньше, поскольку вся основная работа была проведена еще при Януковиче. В-третьих, масштаб события вовсе не тянет на «новый этап отношений», поскольку те же еэсовцы неоднократно подчеркивали, что предоставление рыночного статуса — вопрос сугубо технический. Но поскольку сначала старой украинской власти, а за ней и новой было угодно сотворить из него почти предел мечтаний (не потому ли, что другие бонусы получить от ЕС куда сложнее?), то и европейцы решили подыграть и преподнесли нам технический статус как большой приз в блестящей обертке с пышным бантом. Но всенародного ликования по этому поводу все же устраивать не стоит, поскольку рыночный статус главным образом необходим украинским экспортерам на европейский рынок (коих, к сожалению, у нас не так много) для смягчения условий проведения антидемпинговых расследований, которые, вопреки распространенному заблуждению, будут возбуждаться и впредь. Это
в-четвертых.

А вот начало визового диалога с ЕС может в будущем облегчить жизнь и работу достаточно широкому кругу украинцев. Правда, радость от мысли, что через какое-то время можно будет сэкономить время, нервы и деньги при получении шенгенских виз, несколько тускнеет при воспоминании о том, что Украина, «сильный партнер Европы» (по выражению Ж.Баррозу), только начинает визовые переговоры. А вот Россия, вообще отказавшаяся от участия в Европейской политике соседства, имеющая куда больше нелегалов на своей территории, чем Украина, а также протяженные и почти прозрачные границы с некоторыми азиатскими странами, соглашение об упрощении визового режима с ЕС уже не только подготовила, но и парафировала.

Весьма высокая оценка со стороны Евросоюза хода выполнения Плана действий (ПД) приятно удивила. Потому что мнения отечественных экспертов куда более скептичны. Как показал круглый стол, проведенный в середине осени Центром Разумкова, украинские эксперты по пятибалльной шкале оценили тогда выполнение ПД даже ниже, чем на твердую «четверку». Высший балл (3,5) получил раздел «Политический диалог и реформирование», ниже всех было оценено выполнение раздела «Экономические и социальные реформы и развитие». Европейцы также гораздо выше оценивают наши успехи в политической сфере, чем в экономике. Например, за подготовку к выборам они, по информации «ЗН», ставят нам «very good», а вот, скажем, в развитии бизнеса и улучшении инвестиционного климата отмечают лишь «ограниченный прогресс». Но если Украине удастся сохранить до следующего лета эту, пусть и завышенную, по нашему мнению, оценку выполнения ПД, то можно будет надеяться, что политические приоритеты документа будут признаны выполненными, и тогда Украина начнет с ЕС переговоры по новому усиленному соглашению, коим она видит документ об ассоциации с Евросоюзом. Более того, выполнив политические приоритеты ПД, Украина вплотную приблизится к выполнению первого копенгагенского критерия, что предоставит ей все законные основания для подачи официальной заявки на членство в ЕС.

Однако все это может в очередной раз оказаться лишь нашими фантазиями и пожеланиями, поскольку на сегодняшний день Евросоюз не только панически боится подобного шага со стороны Украины, но и не может пока сказать ничего определенного по поводу того, какой смысл он сам вкладывает в понятие «усиленное соглашение». И хотя очередной опрос, проведенный по заказу международной организации «Ялтинская европейская стратегия» компанией TNS-Sofres в шести странах Евросоюза, население которых составляет 75% жителей ЕС, вновь продемонстрировал, что более половины респондентов поддерживают присоединение Украины к Европейскому Союзу, политическая элита ЕС по-прежнему упорно не хочет видеть нашу страну в «едином европейском доме».

И, наконец, о самом большом разочаровании, о том, что действительно могло бы стать, но уже не станет событием года — вступлении нашей страны в ВТО. Членство в этой международной организации выгодно Украине не только само по себе. Если бы в этом месяце в Гонконге ее приняли в ВТО, то уже в январе могли бы начаться переговоры Украины с Евросоюзом о создании зоны свободной торговли. И именно это, а не предоставление фетишизированного рыночного статуса, можно было бы тогда считать «знаковым событием» и началом нового этапа в отношениях Украины и Европейского Союза. Конечно, можно и нужно винить в провале на вэтэошном направлении Верховную Раду, завалившую принятие части пакета необходимых для вступления в организацию законодательных актов. Но на парламенте лежит лишь часть вины. Поскольку главная ответственность — на высшем руководстве страны, так и не сумевшем (или не захотевшем?) сделать вступление в ВТО реальным, а не вербальным приоритетом, мобилизовать все силы, все структуры государства на выполнение этой задачи. Ведь о какой мобилизации может идти речь, если профильные ведомства неделями ждут ответа из президентского секретариата по не терпящим отлагательства вопросам, если доступ к президенту по-прежнему жестко ограничен и даже члены правительства не имеют возможности решать с главой государства важные проблемы в оперативном режиме. О какой евроинтеграции в качестве украинской национальной идеи можно говорить, если президент, называющий на саммите с ЕС членство в Евросоюзе стратегической целью Украины, за два дня до того рассказывает стране о необходимости в будущем поступиться частью суверенитета, но не в рамках ЕС, а в лоне ЕЭП?! Если президент-экономист убеждает сограждан, что у нас «не должно быть политики замены, или-или», игнорируя азбучную истину о невозможности вхождения в два таможенных союза одновременно! А как иначе можно трактовать довольно путаные высказывания Виктора Ющенко относительно ЕЭП и ЕС на открытии Первых президентских слушаний?

Евроинтеграция все еще не стала главной идеей, главным указателем даже для высшего руководства страны. Члены Кабмина позволяют себе игнорировать заседания правительственного комитета по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, в министерствах и ведомствах не созданы департаменты европейской интеграции, должность профильного вице-премьера ликвидирована, а идея создания отдельного министерства, кажется, в очередной раз умерла. Некоторые надежды в вопросе координации евроинтеграционной политики многие эксперты возлагали на реанимацию возглавляемого президентом Госсовета по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, но на минувшей неделе глава государства своим указом вообще ликвидировал данную структуру. Передача координирующих функций МИДу полностью проблему не решит, поскольку у внешнеполитического ведомства и его руководства недостаточно полномочий, ведь, как уже признавалось неоднократно, европейская интеграция — это комплекс прежде всего внутриполитических, а не внешнеполитических задач и заданий. На евроинтеграцию по-прежнему нет денег. Как и раньше, остро стоит проблема нехватки квалифицированных специалистов в этой сфере. По-прежнему… В общем, этот список застарелых проблем может быть чрезвычайно длинным и способен повергнуть в пессимизм кого угодно. Так что, может, лучше прислушаться к Тони Блэру, ободрившему во время саммита украинцев такими словами: «Изменения — трудный процесс, всегда трудно отвечать на возникшие надежды. Но я уверен: для Украины нет сомнений в том, что уже наблюдается огромная разница между тем, какой была Украина в прошлом году, и какой она стала сегодня». В самом деле, если оглянуться назад, то мы прошли огромный путь. Но если посмотреть вперед, то становится ясно, что к заветной цели мы движемся черепашьими шагами.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме