УКРАИНА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ: СРАЖЕНИЕ БЕЗ ПОЛКОВОДЦЕВ

Поделиться
B жизни стран и народов существуют события, которые отмечаются с большим размахом, с артиллерийски...

B жизни стран и народов существуют события, которые отмечаются с большим размахом, с артиллерийскими салютами и народными гуляниями, однако намного большее влияние на жизнь людей оказывают медленно и почти незаметно текущие процессы, исподволь и незаметно меняющие нас самих и окружающую среду. На первое место среди процессов этого рода следует поставить технологическое соперничество, которое за последние десятилетия резко обострилось и приняло характер технологической войны. Возникновение ее теряется во мгле столетий, она медленно и неуклонно разгоралась с развитием коммуникаций и торговли, достигла большого напряжения в наши дни и уже имеет приличный список своих жертв, в числе которых страны СНГ, в частности и Украина.

Грозный призрак краха экономической системы СССР начал вырисовываться уже в период правления Л.Брежнева, когда начала нарастать техническая и технологическая отсталость, а истинное положение экономики скрывалось в густой завесе очковтирательства и дезинформации. Торговля сырьем, в частности нефтью, которой было продано за 1974-1984 гг. на сумму 176 млрд. долларов, временно позволила затормозить негативные тенденции в экономике, однако уже в 1985 г. налицо были все признаки начинающегося глубокого экономического кризиса. Экономическая наука, призванная на службу коммунизму, отчаянно пыталась предотвратить экономическую катастрофу: чего только не было придумано для этой цели: программно-целевой метод планирования, общегосударственные и заводские АСУ, первая и вторая модели хозрасчета, нормативно чистая продукция, комплексные (не простые!) системы управления качеством продукции, регулируемый социалистический рынок. Но лагерная экономика упорно деградировала и шла к катастрофе, которая и разразилась в 1992 г.

Происходящий ныне не имеющий аналогов в истории саморазвал экономики не имеет ничего общего с понятием, обозначаемым в экономике термином «экономический кризис», присущий первой, «дикой», стадии развития капитализма. Причиной кризисов было перепроизводство товаров и превышение предложения над потребительским спросом, следствием которого было относительно небольшое падение объемов производства с букетом сопутствующих негативных социально-экономических явлений. Однако после того, как жесточайший экономический кризис 1929-33 гг. поставил систему капитализма перед угрозой краха, на Западе было найдено эффективное средство борьбы с ним в виде регулируемого рынка. Если у «них» причина кризисов - перепроизводство, то у «нас» наоборот - недопроизводство, следовательно, наша экономическая разруха представляет собой принципиально новое явление в экономической истории и опыт развитых стран Запада по выходу из кризиса перепроизводства мало чем может быть полезен при поиске путей выхода Украины из экономического коллапса. Существующие экономические теории (классическая, монетарная, кейнсианство, леонтьевские модели межотраслевого баланса) хорошо зарекомендовали себя за рубежом, потому что они построены на результатах изучения процесса функционирования технологически развитой экономики стран Запада, и трудно надеяться, чтобы с их помощью можно было разработать рецепты оздоровления технологически отсталой экономики. Именно поэтому рекомендации экономистов не сделали процветающей ни экономику Латинской Америки, ни экономику Украины, и весьма маловероятно, как показывает уже пятилетний опыт, чтобы чисто экономические рекомендации могли указать нашей стране путь из экономического тупика.

Технологические вопросы по традиции находятся за пределами изучения экономических наук, однако не вызывает сомнения, что эффективная и конкурентоспособная экономика не может быть построена без учета феномена технологического провала СССР как первопричины нынешнего плачевного состояния промышленности Украины. В 50-х годах выяснилось, что информация, которая стала флагом только появившейся кибернетики, играет в технике, производстве и военном деле не меньшую роль, чем материя и энергия. Развитие ЭВМ и материальных средств информационных технологий определялось технологическим уровнем их создания, это дало огромный импульс для развития тонких и точных технологий, в результате появилась микроэлектроника, а затем наноэлектроника, открывшая неограниченные, почти фантастические возможности в области создания и использования технических и биотехнических систем. Особенностью наноэлектроники является то, что она оперирует отдельными атомами, своим появлением она обязана изобретению в 1981 г. фирмой IBM растрового туннелирующего микроскопа, позволяющего видеть детали размером 3х10 -10 м, т.е. до 0,01 диаметра атома. Наконечники зондов этих микроскопов изготовлены так, что последние три слоя рукотворной пирамиды состоят последовательно из семи, трех и одного атома. Изобретение этого устройства позволило начать работу по сборке технических устройств манипуляцией отдельными атомами. Это и есть вершина современной технологии.

Для того чтобы понять происхождение и суть технологической войны, не обойтись без взгляда в прошлое.

По данным археологов, умение как основа технологии возникло два-три миллиона лет тому назад, когда наши предки осуществили первый прорыв в этой области, научившись изготовлять несложные каменные и костяные орудия труда. По греческой мифологии, начало этому движению было положено титаном Прометеем, который научил людей пользоваться огнем, добывать и использовать металлы, открыл целительные травы, вдохнул в людей волю, смелость, надежду. В обоих случаях в основе умения (а термин «технология» происходит от греческого слова, в переводе означающего «умение, мастерство, искусство») лежит комбинация двух основных структурных компонентов: интеллектуального и физического.

Анализ процесса развития технологии показывает медленную, но неуклонную тенденцию к повышению роли интеллекта в развитии традиционных и становлении новых технологических приемов. Выдающейся вехой в технологической истории человечества является начало XIX века, когда возникли технологические машины и образовался союз технологии, техники и науки. С этого момента технология сначала медленно, а затем со все более ускоряющимся темпом начала превращаться в систему с неограниченными возможностями. Достаточно убедительным доказательством этого является овладение энергией атомного ядра, развитие вычислительной техники, возникновение и становление нанотехнологии, ускоряющийся дрейф традиционных технологий в направлении выпуска все более наукоемкой продукции.

Технология как система глобального масштаба тесно соприкасается со сферой политики. В материальном плане история представляет собой взаимодействие двух основных процессов: производства и распределения материальных благ, при этом технология занимается процессом их создания, а политика - распределением. Ускорение развития общества возможно только в том случае, если политика создает максимальные возможности для развития технологии, именно в этом основной урок развития передовых стран Запада. Быстрый рост экономики развития стран Запада прямо связан с созданием механизма поощрения разработок и создания эффективных технологических нововведений, способных снизить расходы и повысить качество выпускаемой продукции.

В настоящий момент Украина стоит перед альтернативой: либо превратиться в сырьевой придаток развитых стран, имеющей, в лучшем случае, экологически грязное производство, либо выйти на передовые рубежи и занять достойное место в международном разделении труда.

Наука до сих пор не изучала технологическую войну, хотя цена победы и поражения в ней чрезвычайно высока. Как это ни странно, но технология как целостный объект тоже до сих пор почти не изучена. Сам термин «технологическая война» является развитием понятий «соперничество», «конкуренция» применительно к области создания и развития технологий. Борьба за рынок сбыта на уровне технологического мастерства - это суть технологической войны, которая представляет собой реальный факт мировой экономики независимо от того, нравится это кому-то или нет.

Природа конкуренции - это интеллектуальная война. Это шахматы, и отношения между конкурентами, в лучшем случае, такие же прохладные, как между Карповым и Каспаровым. Победа - это вытеснение конкурентов с рынка сбыта. Призовой фонд игры «конкуренция» - уровень благосостояния, и стоит поработать, чтобы его завоевать. Конкуренция - мощный двигатель производства при рыночной экономике, задача государства - создание условий для здоровой конкуренции, и это делается с помощью антимонопольного законодательства.

Без конкуренции рыночные отношения даже теоретически немыслимы и практически состояться не могут. Чем жестче условия, в которых работают предприятия, тем активнее они должны работать над качеством и конкурентоспособностью своей продукции. Особенностью технологической войны является то, что в ней выигрывает и потребитель, и товаропроизводитель, хотя и в разной степени. Перед товаропроизводителем открывается реальная возможность мирно завоевывать весь мир через его рынок, на эту новую черту мирового соперничества впервые обратил внимание выдающийся писатель и исследователь механики успеха в условиях капитализма О.Бальзак еще в середине прошлого века.

Крупные успехи развитых стран в этом направлении, в особенности Японии и Германии, обусловили выдающийся сдвиг в послевоенном мире - соперничество между странами и народами перенесено из военной области в технологическую, границы все более становятся анахронизмом, оказалось, что технологической экспансией можно завоевать больше, чем военными действиями.

Теорию победы в технологической войне еще только предстоит создать. Обратившись к опыту «обычных» войн, можно утверждать, что победа зависит от качества используемого оружия, от общей схемы действия всех сил, действующих на этом фронте (стратегии), и выбора конкретной схемы действий в конкретной обстановке (тактики). Блестящий пример разработки и использования такой стратегии показали Япония и Германия, правительства которых разработали модель выхода из послевоенной разрухи и на ее реализацию сумели привлечь все финансовые и материальные ресурсы своих стран. Намного меньше в этом плане повезло Украине, которую и независимость, и экономический развал застали врасплох, вызвав сумятицу и неразбериху сверху донизу.

Одной из основных причин малых успехов экономики Украины в технологической войне с развитыми странами является то, что она идет спонтанно на уровне отдельных предприятий и фирм без единого центра, координирующего все действия на основе стратегии и тактики. Такая малоэффективная и примитивная схема ведения сражения, когда враждующие стороны входят в соприкосновение на поле боя, а дальше каждый участник сам себе намечает и реализует программу действий, в славном Войске Запорожском называлась «розгардияш».

Для победы в технологической войне необходим более высокий уровень организации.

В настоящее время назрела острая необходимость пересмотра стратегии и тактики выхода Украины из кризиса.

Новая концепция реформ может быть разработана на основе мобилизации интеллектуальных и материальных возможностей простого народа. Эта идея может быть трансформирована применительно к нынешним условиям во многих вариантах, но с одной целью: разрядить накапливающуюся энергию социальной напряженности в русло созидательной работы с вовлечением в нее всех, кто хочет и может работать творчески для себя и Украины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме