Сергей Кивалов: «Я не хотел бы даже теоретически рассматривать возможность признания выборов нелегитимными»

Поделиться
В эти смутные, неспокойные предвыборные дни, каждый из которых приносит все новые тревожные вести, большей частью похожие на сводки с фронтов, очень хочется услышать что-нибудь жизнеутверждающее...

В эти смутные, неспокойные предвыборные дни, каждый из которых приносит все новые тревожные вести, большей частью похожие на сводки с фронтов, очень хочется услышать что-нибудь жизнеутверждающее. И потому за ту дозу успокоительного, которую ты получаешь от общения с этими людьми, трудно не испытать благодарности. Обитают они в большом красивом здании на площади Леси Украинки, в большинстве окон которого последние пару месяцев свет не гаснет даже по ночам. Здесь действительно кипит напряженная работа — Центральная избирательная комиссия готовится к выборам президента Украины. Замечательные, хочу сообщить вам, люди: несмотря на чрезвычайную занятость, они находят время, чтобы встретиться с журналистом, угостить его чаем и терпеливо выслушать все вопросы. И какими бы эти вопросы ни были, ответы этих людей обладают неизменным психотерапевтическим эффектом.

«Срыв выборов?» — «Да никогда в жизни!», «Фальсификация результатов?» — «О чем это вы?», «Массовые нарушения?» — «Где вы такое встречали?». И ты уже просто не в состоянии возражать, когда тебя в энный раз убеждают: выборы пройдут в полном соответствии с принципами открытости, законности и демократичности. Тем более, когда сам хотел бы этого. Но, проникшись оптимистическим настроем собеседника, ты выходишь из этого здания и видишь нескончаемые колонны людей в погонах, марширующих по центральным улицам столицы. Включаешь дома телевизор и узнаешь о реальной угрозе закрытия телеканала, новостийщики которого не работают по темникам президентской администрации. Приходишь на работу, и твоя сотрудница рассказывает, как под ее домом «тусовалось» несколько десятков машин «Беркута».

Признаков надвигающейся опасности столько, что укрыться от нее, кажется, можно только за стенами Центризбиркома. Сквозь них, похоже, не проникают сообщения о том, что в восточных областях Украины людям платят по 600—700 гривен за то, чтобы они, взяв открепительные талоны, отправлялись в день выборов в Киевскую, Львовскую, Тернопольскую, в Ивано-Франковскую области. Туда, наверное, не звонят, как нам в редакцию, женщины из Донецка, рассказывающие о спускаемых в городские школы разнарядках на составление списков (по десять человек от класса) тех родителей, к кому урны для голосования будут привозить на дом. При этом на резонные замечания людей о том, что все они способны самостоятельно передвигаться и могут явиться на избирательные участки, было сказано: для выездных голосований, мол, средства предусмотрены отдельной строкой, и их нужно израсходовать.

В силу загруженности очень важной работой ЦИКовцы не ведают о том, что, как было сообщено с трибуны парламента, на военных базах в селе Новые Петровцы, в Боярке, Ирпене готовятся специальные группы военных, численность которых ко дню выборов возрастет втрое. В подготовке военных, по словам главы парламентского комитета по борьбе с оргпреступностью Владимира Стретовича, участвуют представители российских спецподразделений «Вымпел» и «Альфа». И, конечно же, членам Центризбиркома нет никакого дела до того, что кандидат в президенты Виктор Янукович, выступая перед представителями территориальных общин Луганской области заявил: «Я верю, что сильных и здоровых людей намного больше, чем этих козлов, которые нам мешают!». И при этом «сильные и здоровые люди», собравшиеся в зале, в едином порыве вскакивают с мест, награждая оратора-«проффесора» бурными, продолжительными аплодисментами. Впрочем, этого, действительно, к делу не пришьешь. Это я так, для полноты картины.

Но вот что находится в непосредственном ведении Центральной избирательной комиссии, так это использование кандидатом от власти в качестве средства для поднятия своего рейтинга административного ресурса. Кажется, никем пока не отменена статья закона о выборах президента, в которой предусмотрено наказание за подкуп избирателей. Тем не менее многочисленные приступы благотворительности украинского премьера следуют один за другим. Повысили пенсии, а с ними заодно и цены на товары потребления и услуги. Мало. Нужно еще пообещать, что каждому ветерану войны будет подарено по автомобилю. «Мы не можем не согласиться с оценками правительства относительно критического состояния этой категории граждан», — заявил по этому поводу депутат-«нашеукраинец» Николай Томенко. Однако их положение, прогнозирует парламентарий, еще более ухудшится, если представить, что Янукович таки выполнит свое обещание: для обеспечения всех ветеранов «Тавриями», по подсчетам Томенко, нужно будет изыскать более 53 миллиардов гривен. Едва ли бюджет страны выдержит такую нагрузку.

Но еще более близкой для ЦИКовцев должна быть тема работоспособности участковых комиссий и готовности избирательных участков к открытию. Состояние, в котором нынче пребывает значительная часть избиркомов, свидетельствует о том, что многие из них в день выборов могут так и не открыться. А из-за отсутствия кворума в большинстве комиссий они не смогут принять ни одного решения, вплоть до утверждения результатов выборов. По информации Комитета избирателей Украины, к примеру, во Львовской области таких недееспособных комиссий на начало нынешней недели было 50 процентов. Кроме того, на участках Львовщины не хватает 524 телефонов, 600 сейфов, 800 огнетушителей. В существующих же сейфах не работают замки. Да что там сейфов, если во многих местах для голосования не достает столов, стульев и не установлены решетки на окнах тех помещений, где находятся сейфы! Именно с обсуждения темы о готовности избирательных участков к визиту на них в следующее воскресенье почти тридцати миллионов граждан Украины и начался наш разговор с председателем Центральной избирательной комиссии Сергеем Киваловым.

— Сергей Владимирович, Комитет избирателей Украины недавно заявил о том, что готовность примерно пятой части участков к проведению выборов вызывает серьезные сомнения. КИУ назвал ситуацию катастрофической. Вы разделяете их тревогу?

— Комитет избирателей Украины — это известная общественная организация, благодаря которой я получаю много полезной информации, к которой отношусь с большим вниманием. Я считаю, что чем больше известно Центризбиркому, тем эффективней его работа. Однако разговоры о том, что 20 процентов избирательных комиссий не готовы к работе, — серьезное преувеличение.

Если я скажу, что в нашем «хозяйстве» все идеально, это, конечно, будет неправда. Но недостатки в нашей работе объясняются объективными причинами. В избирательном процессе задействовано огромное количество людей: по нашим данным, около миллиона двухсот тысяч. Это — члены территориальных и участковых комиссий, доверенные лица кандидатов, наблюдатели. Самое крупное предприятие в стране не насчитывает такого количества работников. Но главная особенность нашего «производства» состоит в том, что почти все задействованные в нем люди работают здесь временно. И по статистике только 67 процентов из них имеют хотя бы какой-то опыт участия в избирательных кампаниях, остальные — «новобранці». Руководить ими можно лишь методом убеждения. Когда человек добросовестный, проблем нет. Но ведь немало и таких членов комиссий, которых очень трудно убедить.

— Одним из способов избежать фальсификаций во время голосования на выборах президента авторы нового закона о выборах посчитали использование прозрачных урн для голосования. Однако в процессе реализации этой идеи, насколько нам известно, возникли некоторые трудности. Удалось ли их преодолеть? Насколько прозрачные урны для голосования помогут свести до минимума искажения результатов выборов?

— Как известно, был проведен открытый тендер и определен победитель, взявшийся за изготовление необходимого количества урн. Но уже после конкурса и заключения договора резко подскочили цены на сырье для изготовления прозрачной пластмассы, появились перебои с ним. Поэтому у субподрядчика в России действительно были сложности с выполнением графика. Но Центральная избирательная комиссия держит ситуацию под постоянным контролем. Наш представитель безвыездно находится на предприятии — изготовителе урн. Для страховки мы даже заключили договор со вторым подрядчиком, предприятием из Василькова.

На сегодня урны уже доставлены по графику более чем в половину (а если быть точным, в 14) регионов. Поэтому мы уверены, что необходимое количество урн будет изготовлено и доставлено в срок.

Применение прозрачных урн, действительно, серьезно препчятствует многим способам избирательных нарушений, в частности, неправомочный вброс бюллетеней. Опасения, что прозрачная урна нарушит принцип тайности голосования, безосновательны: бюллетень будет изготовлен из плотной бумаги с многоуровневой защитой, и на сложенном бюллетене невозможно различить, за какого из кандидатов поставил отметку избиратель.

— И все же многие наблюдатели опасаются, что даже наличие прозрачных урн не сможет полностью обезопасить от случаев массового вброса бюллетеней. Как известно, если количество бюллетеней, обнаруженных в урне, будет превышать число зарегистрированных избирателей, выборы на участке могут признать недействительными. Прогнозировали ли вы, насколько масштабным может оказаться такой вид фальсификации?

— Общее количество бюллетеней, которые в эти дни печатаются на банкнотно-монетном дворе и полиграфкомбинате «Украина», 40 миллионов. ЦИК исходила из того, что избирателей у нас на сегодняшний день 37 миллионов триста человек, к тому же мы приняли решение напечатать 4 процента дополнительных бюллетеней. У нас очень жесткая система подсчета голосов и контроля за избирательными бюллетенями. На каждом из них будет проставлен номер избирательного округа и номер избирательного участка. Типографским способм. И с одного участка на другой перебросить бюллетень будет невозможно. Если максимальное количество избирателей на участке, согласно закону, составляет три тысячи человек, то дополнительных бюллетеней с номером конкретного участка там будет 120, то есть 4 процента. И ни на один больше. Все неиспользованные бюллетени будут гаситься в присутствии всех членов комиссии. И для этого предусмотрены специальные акты.

— И вы гарантируете, что ни один бюллетень, на котором бы не стоял номер участка, нанесенный типографским способом, в урну не попадет? А если попадет, то не будет учтен?

— На днях ЦИК приняла решение отправить в каждый избирательный округ дополнительно еще по две тысячи бюллетеней. Мы проставим на них номер округа, оставив неуказанным номер избирательного участка. Номер будет проставлять территориальная комиссия, и по своему постановлению, принятому на открытом заседании, выдавать бюллетени участковым комиссиям. Когда мы, начиная с пятницы, будем развозить бюллетени по округам, территориальная комиссия будет принимать и эти две тысячи. И хранить их в сейфе отдельно от других. На случай непредвиденных ситуаций. По этому поводу в ЦИКе было много горячих дискуссий. Члены комиссии, которые уже имеют большой опыт работы в избирательных кампаниях, убедили нас, и практика действительно свидетельствует о том, что бывают случаи, когда бюллетеней недостает, и тогда возникают неразрешимые конфликты. Кроме того, законом предусмотрено хранение резерва бюллетеней в территориальных комиссиях. Мы открыто заявляем об этих резервных бюллетенях и обеспечиваем механизм их строгого учета.

— И вешаете на стену ружье, которое, как известно, имеет все шансы выстрелить. Вам известно о готовящихся массовых выездах жителей восточных регионов страны в западные области с целью создать условия для признания выборов недействительными на максимальном количестве участков? Для этого они берут открепительные талоны с тем, чтобы в день голосования иметь возможность выехать с малой родины. И делают это, между прочим, отнюдь не за спасибо.

— Не думаю, что вы правы, ссылаясь на Чехова. Ведь все бюллетени будут приниматься прозрачно, коллегиально территориальными комиссиями на их заседании, храниться опечатанными и описанными по номерам. Для их выдачи также потребуется постановление комиссии, вынесенное на открытом заседании.

Что касается открепительных. Как участковая комиссия может отказать человеку, предъявляющему паспорт и утверждающему, что в день голосования он едет в командировку? Законных оснований для отказа ему у комиссии нет. По закону о выборах, подготовленному, кстати, представителями, прежде всего, непровластных фракций, он имеет такое право. Мы напечатали полтора миллиона открепительных талонов. Но сегодня к нам из комиссий поступают просьбы о предоставлении большого количества.

— Вы намерены его увеличить?

— Мы договорились так: досылать открепительные талоны на места будем лишь в случаях, когда для этого имеются объективные причины. Решение о выдаче дополнительных открепительных талонов ЦИК будет принимать коллегиально, учитывая обоснованность этого шага в каждом конкретном случае. Пока дополнительных открепительных талонов мы не печатали.

Еще 3 августа 2004 г. ЦИК утвердила форму открепительных удостоверений, актов об их передаче. Закон сводит на нет всякие возможности манипулировать с открепительными. При выдаче открепительного удостоверения данные об этом вносятся в список избирателей. В каждом удостоверении проставляется дата выдачи, номер, причем нумерация будет единой по всей Украине, то есть всегда можно будет проследить, откуда прибыл гражданин, где и кем было выдано открепительное удостоверение.

К тому же удостоверения для дня выборов и дня повторного голосования будут иметь разное оформление, чтобы исключить манипуляцию открепительными первого тура в возможном втором туре.

— Зато от руки, что допускается законом, будут проставляться номера участков на бюллетенях, которые предназначены для голосования на дополнительных зарубежных участках, которые создаются в порядке исключения. То есть на тех четырехстах дополнительных участках, что будут созданы в России. Разве это не почва для злоупотреблений?

— На одном из последних заседаний Центризбиркома мы приняли решение проставить номера участков и на этих бюллетенях.

— Но как же можно успеть это сделать?

— Мы успеем. Есть договоренность с полиграфическими предприятиями. Вообще ЦИК работает практически круглосуточно.

— А хватит ли средств, выделенных для проведения выборов, при таком масштабном увеличении зарубежных участков? Ведь вы не раз говорили, что они ограничены.

— Мы планировали потратить 84 миллиона гривен на изготовление урн для голосования, а потратили 32. Уже здесь можно изыскать резерв. К тому же, не исключено, что нам придется обращаться к Верховной Раде с просьбой принять решение о выделении на проведение выборов дополнительных средств. Ведь велика вероятность того, что будет второй тур.

— Каким образом Центризбирком намерен обезопасить выборы от так называемого двойного голосования, вероятность которого возможна в силу того, что довольно большое количество избирателей, проживающих за границей и готовых принять участие в голосовании за пределами Украины, в то же время числятся в списках избирателей в Украине?

— На зарубежных участках первичные списки избирателей составляются по данным консульского учета. На учете состоит небольшое количество граждан и к тому же только те, кто постоянно проживает в данной зарубежной стране. Это уже определенная гарантия точности сведений в списке. Гражданин Украины, не стоящий на консульском учете, не позже чем за семь дней до дня выборов может обратиться в комиссию с заявлением о включении его в список избирателей.

Для включения в список избирателей на зарубежном участке за шесть дней до выборов и позже необходимо обязательно подать открепительное удостоверение, полученное в Украине. О том, насколько сложно будет манипулировать открепительными талонами, я уже говорил.

Наконец, все зарубежные избирательные комиссии обязаны сразу же после включения избирателя в список информировать о каждом включенном в список избирателе комиссию по месту жительства этого избирателя в Украине.

— Сергей Васильевич, а почему Центризбирком не реагирует на очевидные нарушения избирательного законодательства в той его части, что касается освещения выборов в СМИ? Вам лично не бросается в глаза явное преимущество кандидата от власти, которое заметно и на телевидении, и в газетах, и по наружной рекламе на улицах городов? И достигается это преимущество благодаря всего лишь премьерской должности Виктора Януковича.

— Эта проблема существует не только в нашей стране. К тому же есть решение Верховного суда о том, что г-н Янукович имеет право на освещение своей деятельности в качестве премьер-министра. И трудно найти грань, за которой заканчивается его ипостась премьер-министра и начинается деятельность кандидата в президенты.

— Но ведь во время поездок Виктора Януковича по стране, в которых он ведет агитацию за себя как кандидата в президенты, используется служебный, то есть государственный, транспорт, государственная связь, помещения для встреч с избирателями, явно не арендуемые на средства из избирательного фонда. Разве это не является нарушением избирательного законодательства?

— Он выступает как премьер-министр. И с юридической точки зрения оснований для обвинений его в нарушении закона нет. Вероятно, закон требует усовершенствования. Кстати, в Конституционном суде сегодня находится представление об официальном толковании закона о выборах относительно использования государственных ресурсов при предвыборной агитации.

— А как насчет рекламных щитов в поддержку Януковича, появившихся на улицах Москвы? Это, по-вашему, тоже не является нарушением закона?

— По этому поводу к нам не поступало ни одной жалобы.

— Вы реагируете только тогда, когда к вам обращаются с жалобой? У вас нет собственных средств мониторинга ситуации?

— Нет. Мы не имеем права самолично поднимать вопросы о нарушениях в ходе кампании. ЦИК самостоятельно устраняет нарушения, допущенные только со стороны территориальных избирательных комиссий, если заявитель жалобы обратился к нам, но не заметил каких-то нарушений, которые в ходе проверки выявились. И знаете, дай нам Бог справиться с тем валом жалоб, что к нам поступают. ЦИК, в отличие от любого другого государственного органа, рассматривает каждую жалобу на протяжении пяти дней и выносит постановление по итогам открытой дискуссии. Все претензии рассматриваются в открытом режиме, на заседании, где могут присутствовать представители всех кандидатов, пресса, телевидение, международные наблюдатели. Поэтому, наверное, кандидаты и жалуются на действия СМИ не в суды, которым подведомственны эти жалобы, а в ЦИК.

— Нам в редакцию очень часто звонят люди…

— Нам тоже.

— …которые рассказывают о происходящих в различных уголках нашей страны злоупотреблениях, связанных с грубым нарушением избирательного законодательства. И многие из этих случаев касаются составления списков избирателей. Так, к примеру, в Харьковской области обнаружены тысячи так называемых мертвых душ. А кое-где в других местах при составлении списков людей обходили работники жэков и ненавязчиво интересовались, за кого они собираются голосовать. Если выяснялось, что избиратель не готов поддерживать кандидата от власти, в написании его фамилии сознательно допускалась ошибка, чтобы иметь законные основания отказать человеку в выдаче бюллетеня на избирательном участке. Об этом звонящие вам люди рассказывали?

— По закону о выборах президента, обязанность по составлению списков избирателей возложена на органы местного самоуправления. Там, где председатель сельсовета, горсовета — человек ответственный, он сделал все, чтобы списки полностью соответствовали действительности. Но ведь есть разные люди. Кто-то ограничился тем, что взял старые списки, не утруждая себя уточнениями и проверками. Но после этого граждане могут ознакомиться со списками и потребовать исправить допущенные там ошибки. Ознакомиться со списком может каждый гражданин, это прямо прописано в законе. Внести изменения в списки избирателей можно будет даже в день голосования, но только уже путем обращения в суд. А суды будут работать в этот день, несмотря на то, что он воскресный.

Но проблемы со списками возникают всегда, от одной кампании к другой. Это самое тонкое место. С первого дня моего пребывания на должности председателя ЦИК я говорю о необходимости создания единого реестра избирателей. В первом чтении закон о реестре уже принят. Уже в этом году на его подготовку нам выделено один миллион двести тысяч гривен. Основная база у нас уже есть, и мы уже приступаем к созданию реестра. Думаю, к выборам народных депутатов он уже будет работать.

— Раньше вы заявляли о том, что для обеспечения общественного контроля на выборах Центризбирком намерен привлекать правоохранительные органы. Сохраняется ли такая необходимость и на сегодняшний день и не противоречит ли это закону о выборах?

— Охрану общественного порядка органы внутренних дел должны обеспечить по закону, подчеркиваю — по закону, на всех избирательных участках. Но милиционер не должен сидеть рядом с урной и, тем более, за столом председателя комиссии. Мы давали разъяснения по этому поводу. Участковый должен находиться на улице, рядом с избирательным участком. И привлекается к наведению порядка в случае необходимости, если кто-то начинает его нарушать. Его присутствие в помещении избирательного участка необязательно. Тем более недопустимо какое-то вмешательство в процесс голосования.

— Почему на телевизионных экранах, обильно демонстрирующих политическую рекламу, нет рекламы социальной? Где избирателя просвещали бы на предмет его прав и обязанностей в ходе выборов. Ведь, как это ни прискорбно, многие из них до сих пор уверены в том, что в кабинках для голосования будут установлены камеры, которые фиксируют то, как они проголосовали.

— Такая реклама есть. И в этих роликах снимался даже я сам. Вы не видели образовательный фильм, подготовленный с участием ЦИКа, который мы демонстрировали?

— Нет. Может быть, его стоит показать по телевизору?

— Так показывали уже на Первом канале. Это же все деньги. Мы вот на днях обратились к руководству ряда национальных телеканалов с просьбой разместить в своем эфире нашу социальную рекламу, чтобы она бесплатно шла хотя бы в оставшиеся до выборов дни. Посмотрим, что они нам ответят.

— В последние дни появилось сразу несколько законопроектов, предполагающих внесение изменений в закон о выборах президента. Как бы вы оценили степень важности предлагаемых изменений избирательного законодательства, насколько, по-вашему, готовы к внесению изменений народные депутаты и насколько вероятно принятие этих изменений уже после выборов?

— С лета 2004 г. в Верховной Раде зарегистрировано около десяти проектов о внесении изменений в закон о выборах. Законопроекты касаются разных вопросов: от обеспечения избирательных участков помещениями до порядка установления результатов выборов.

Самым резонансным, разумеется, является законопроект, предусматривающий, что победившим во втором туре будет считаться кандидат, который наберет абсолютное (то есть более 50 процентов) большинство голосов, принявших участие в выборах избирателей, а не относительное (больше другого кандидата), как это предусматривает ст. 85 закона в действующей редакции.

Свои предложения по изменению закона внесла и Центральная избирательная комиссия. Они касаются, прежде всего, предоставления наблюдателям от непартийных общественных организаций права участвовать в избирательном процессе, а также возможной замены руководящего состава избирательных комиссий.

Тем не менее не думаю, что вероятность внесения изменений в закон высока: времени до выборов осталось совсем немного, да и единого мнения о необходимых изменениях среди законодателей нет.

— Признать выборы в целом по стране несостоявшимися, согласно закону о выборах, невозможно. Однако тот же закон допускает возможность признания голосования недействительным на отдельно взятом избирательном участке. Предположим, что количество таких участков окажется критическим, а также будут основания предполагать, что это случилось в результате целенаправленных действий сторонников одного из кандидатов. Можно ли допустить, что Центризбирком либо сам примет решение о признании выборов нелегитимными, либо обратится по этому поводу в суд?

— Нужно детально разбираться с каждым отдельным случаем. Часто, когда один из членов комиссии готовит для рассмотрения на заседании ЦИК жалобу, он выступает с одной точкой зрения. А когда комиссия собирается вместе, эта точка зрения меняется на противоположную. Поэтому мы будем изучать каждый конкретный случай нарушения. Кроме того, что нам станет известно о факте нарушения, нам нужно будет выяснить, кто является нарушителем. Ведь за это предусмотрена административная и уголовная ответственность.

— И все-таки, если количество нарушений будет значительным, даст ли это основание подвергнуть сомнению результат выборов?

— Работать днем и ночью в течение четырех месяцев для того, чтобы потом объявить о безрезультатности сделанного?.. Да мы сегодня, по-моему, как никто, заинтересованы в том, чтобы выборы состоялись и прошли демократично, прозрачно и законно.

— Но если все ваши усилия окажутся недостаточными, и значительных нарушений избежать не удастся, вы все равно объявите искаженные в связи с этим результаты выборов?

— Мы приложили титанические усилия и затратили огромное количество энергии, чтобы выборы действительно состоялись. Мне очень обидно слышать, когда говорят о том, что выборы не состоятся. Мы занимаем в этом вопросе весьма жесткую позицию: выборы состоятся при любой политической погоде.

— Я имею в виду другое. Как поведет себя ЦИК, если выборы пройдут с явными массовыми нарушениями?

— Сегодня делать подобные предположения трудно. Кроме того, я не думаю, что нарушения будут такими значительными, как об этом часто говорят. Условия проведения выборов самые демократичные.

Уже сейчас закон предоставляет каждому возможность проверить правильность списков избирателей. В день голосования и при подсчете голосов на избирательных участках будет присутствовать огромное количество наблюдателей, доверенных лиц, членов избирательных комиссий от разных кандидатов. Они смогут присутствовать и при голосовании за пределами участка. Кстати, на этих выборах зарегистрировано рекордное количество иностранных наблюдателей (на сегодня их уже больше двух тысяч 400), не говоря уже о наблюдателях от кандидатов.

Поэтому я не хотел бы даже теоретически рассматривать возможность признания выборов нелегитимными.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме