ПОЗНАВАЯ СЕБЯ — ПОЗНАВАТЬ МИР

Поделиться
23 апреля 1919 года в «табачном зале» сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» в г.Штуттгарте (Германия)...

23 апреля 1919 года в «табачном зале» сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» в г.Штуттгарте (Германия) на встрече рабочих фабрики с австрийским фило-софом и мыслителем, учёным и писателем, автором и основателем науки о мудрости человека (антропософии) Рудольфом Штейнером было принято решение об открытии школы для детей рабочих фабрики. Так, 7 сентября 1919 года в переоборудованном здании бывшего ресторана начала свою работу первая вальдорфская школа. С самого начала воспитание и преподавание в ней основывались на действительном познании существа человека, а не на представлениях взрослых о том, как им удобнее и проще обучать детей. Вальдорфская педагогика ставит своей задачей гармоничное развитие личности ребёнка, и потому обучение обращено не к интеллекту, а к фантазиям ребёнка, к его стремлению подражать взрослым. Все вальдорфские свободные школы выросли из этой педагогической идеи. Но это не означает никакого однообразия - раз эти идеи до сих пор живы, то, значит, они действуют не догматически, не стандартно! Каждая такая школа, трудом работающих в ней людей и в силу социальных условий и национальных традиций данной страны и местности, становится индивидуальным воплощением вальдорфской педагогики.

Вот именно к такому, сугубо индивидуальному воплощению вальдорфской педагогики и лучших национальных традиций украинского народа и стремятся педагоги, воспитатели, весь коллектив благотворительного фонда «Свободная школа «АСТР» (Академия свободного творческого развития) - первого в Украине общеобразовательного учреждения вальдорфской ориентации, которому в этом году исполняется шесть лет.

Свободная школа «АСТР» находится в г.Одессе на Большом Фонтане и располагается на оставшемся островке территории бывшего детского городка им. Коминтерна (1920 г.). Школа является общеобразовательным комплексом для детей, в который входят:

средняя общеобразовательная гуманитарная светская школа;

детский сад «Капитошка»;

субботняя школа «Капелька» для шестилеток со школой для пап и мам;

конно-спортивная школа «Д'Артаньян»;

академия искусств.

Каким образом взрослые теряют творческие способности? Куда уходит одарённость маленького ребёнка и почему? Как сделать так, чтобы она сохранилась и в последующей жизни? Ответы на эти и другие вопросы во многом можно найти в тех оригинальных образовательных программах, методах и планах, разрабатываемых сотрудниками фонда и школы, согласно которым и с обязательным учётом индивидуальности каждого ребёнка воспитываем свободных, творчески мыслящих людей. Здесь, в практическом человековедении, особое внимание уделяется человеческой личности, цельности и взаимосвязи ее внутренней и внешней жизни, где сходятся в гармонии общечеловеческие ценности с ценностями индивидуального «Я». Такая педагогика помогает каждому ребёнку раскрыть свои внутренние творческие силы, развить все способности, дарованные ему природой и национальными традициями. Она открыто, свободно и естественно соединяет в себя философию и психологию, анатомию и физиологию, искусство и эстетику, природную и социальную жизнь.

Учебный день в нашей школе делится на три части: первая - основной урок или занятия умственным трудом; вторая отдана эстетическому воспитанию: музыка, живопись, иностранные языки, театр и т.д.: третья - занятия ручным трудом (шитьё, вышивание, вязание, столярное и гончарное дело), общефизическая подготовка, подвижные игры (гимнастика, плавание, занятия в конно-спортивной школе и т.п.). Такой троичный ритм учебного дня основан на трёх сферах внутренней деятельности человека - мышлении, чувстве и воле.

Если говорить о других особенностях методики обучения, то их наберётся достаточно много, т.к. школа свободная и основному учителю доверяется преподносить себя детям так, как он считает нужным. Его роль тем значительнее, чем значительнее сама его личность. Благодаря же непрекращающейся работе над самим собой и постоянному присутствию в классе основной учитель становится для своих учеников непререкаемым авторитетом. И если заменить классного руководителя в обычной школе не очень сложно (потому, видимо, их так часто и меняют!), то заменить основного учителя в нашей школе очень трудно или невозможно!

Первая часть учебного дня проводится не в виде ежедневной капельной чехарды предметов, которая не соответствует психологическим законам восприятия и смысловой памяти, а по эпохам, то есть методом погружения. Эпохи математики, украинского языка, истории, биологии, физики и т.д. длятся от двух до шести недель. Набор эпох, их длительность по тому или иному предмету и последовательность устанавливаются основным учителем с учётом требований образовательных программ и учебных планов.

В учебно-воспитательном процессе соблюдается общий принцип - познавать мир, познавая себя, и познавать себя, познавая мир. Понять себя, чтобы познать другого человека, увидеть его многогранность, непохожесть и неповторимость, чтобы открывать разнообразие и красоту окружающего мира, особым внутренним зрением постигать тайны растительного и животного царства - вот она, эта сверкающая вершина!

Всё, что мы стремимся вложить в душу ребёнка, должно быть не в мёртвой, абстрактной форме, а таким же живым и подвижным, как сам ребёнок. И эти положения должны жить в сознании учителя не в форме принципов и правил, а должны стать частью его собственного существа, его собственной жизни.

Из всего вышесказанного закономерно, что в школе нет тех, всем известных, традиционных воздействий на детей, как нет и обычных учителей и классных руководителей, домашних заданий и второгодников, отметок и экзаменов, учебников и привычных всем тетрадей...

Каждая приватная школа, благодаря общности учителей, учеников и родителей, а также соответствующим социальным задачам, которые перед ней ставит конкретная ситуация, является, конечно, индивидуальностью. Но одна из общих трудностей свободных приватных школ заключается в том, что родители, дети которых ходят в такую школу, вносят деньги (в той или иной форме) на содержание своей школы, одновременно финансируя и государственную школу частью своих налогов. В дополнительном протоколе от 11 января 1953 г. к Конвенции Европейского совета от 4 ноября 1950 г. о защите прав человека и основных свобод записано: «Никому нельзя отказать в праве на образование. При выполнении деятельности, направленной на воспитание и обучение, которую государство могло бы взять на себя, государство должно уважать право родителей дать своим детям воспитание и образование, соответствующее религиозным и философским убеждениям родителей».

В Украине, как и в других странах, где приватные школы ещё не получают государственных субсидий, эти права на практике доступны далеко не всем, к большому сожалению. Такая ситуация противоречит социальным задачам и целям образования и потому является глубоко неудовлетворительной. Нет и единого международного мнения по этому вопросу, которое могло бы помочь изменить сложившуюся противоестественную ситуацию.

Но свободные приватные школы, в которых родители, учителя и ученики работают вместе, являются, на наш взгляд, именно теми местами, где возможно решение важнейших приоритетных задач современности и ближайшего будущего.

Вот потому мы уверены, что наши будущие выпускники - культурные, деловые люди, умеющие и знающие, как отстоять свою точку зрения, как управлять своими эмоциями и желаниями, стремящиеся к совершенству ума и тела, - будут так нужны нашему обществу.

Добро пожаловать в Свободную школу «АСТР»!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме