О ПАРТИЙНЫХ «БУЙВОЛАХ» И БЕСПАРТИЙНЫХ «ТИГРАХ»

Поделиться
Партийный реализм и «силы быстрого развертывания» То, что существует только на бумаге, не всегда является фактом реальной жизни...

Партийный реализм и «силы быстрого развертывания»

То, что существует только на бумаге, не всегда является фактом реальной жизни. Эту давнюю мудрость «а ля Козьма Прутков» прекрасно усвоили украинские партии. Правда, не захотели вспоминать при этом другую мудрость этого же автора и в том же духе: дескать, если на клетке с буйволом увидишь надпись «тигр» - не верь глазам своим!

Наивный, может быть, и поверил бы, что первых полтора десятка в списке партийных структур объединяют сегодня чуть ли не миллион граждан Украины. Мы не поверим. Понимая при этом, на какие ухищрения и чудеса бумажной фантастики нужно идти партийным чиновникам, чтобы выполнить условия явно устаревшего законодательства о политических партиях и общественных организациях, а также не дразнить нервно реагирующий на всякие проявления многопартийности Минюст.

И установить это было бы до невозможности просто. Существует коммунистами проверенный в деле принцип реального подсчета сил - партийные взносы, уплачиваемые по твердой шкале и с определенной же периодичностью. Я предлагаю любителям легкое математическое развлечение: возьмите калькулятор, попробуйте за одну-две минуты методом несложных арифметических подсчетов определить, какая партия была бы самой богатой в Украине, если бы каждый ее член исправно платил бы в месяц 20 копеек, 30 копеек, 50 копеек, 1 гривню, 1 доллар США и т.д. А теперь сравните полученный результат с тем реальным материальным положением известных вам украинских партий, которое видно всем невооруженным глазом.

В партийном движении Украины давно и прочно утвердились, с одной стороны, утешительные принципы вроде того, что «мы, возможно, численно и небольшая партия, зато влиятельная», с другой - вполне пропагандистские, вроде «чем масштабнее обманываешь, тем быстрее поверят».

О влиятельности умолчим, ибо примеров принятия под воздействием той или иной партии хоть одного сколько-нибудь значимого государственного решения до недавнего появления на политической арене Народно-демократической партии просто не было (говоря о «прорыве» этой партии, я имею в виду, что до сих пор никто не дал официального опровержения причастности и НДП к назначению Евгения Кушнарева на должность главы администрации Президента). Что же до количественных погрешностей - они настолько очевидны, что доведись, скажем, вдохновленному украинской многопартийностью яростному стороннику выборов на пропорциональной основе попасть на рядовое (а не показушное) собрание городской парторганизации ....ской партии где-нибудь в Запорожье или Житомире, а то и, не приведи Бог, в Пятихатках или Глухове, то в лучшем случае он увидел бы десять-пятнадцать скучающих и мрачноватых личностей, которые на изредка проводимых общих «тусовках» готовы обсудить все мировые проблемы без исключения и раздать городским же властям миллионы советов о том, как и за какой срок сделать жизнь людей города качественно иной. То есть безбедной и хорошей. В лучшем - это потому, что природе известны случаи, когда одна-единственная и очень заполитизированная личность городского, скажем мягче, чудака олицетворяла в себе лидера сразу нескольких политических партий, причем исключительно центристского толка. Таких чудаков можно и сегодня видеть на съездах различных партий, они почему-то очень любят выходить на трибуны и срывающимися от энтузиазма голосами вещать о том, что лидерам, дескать, незачем беспокоиться - «регион надежно закрыт»...

Оговорюсь сразу - исключение составляют партии из разряда «непотопляемых», о которых мы поговорим в следующей главе.

Если подходить к делу не статистически, а по критериям горькой многопартийной реальности, рискну утверждать, что:

- количественные погрешности в показаниях партий составляют от 10 до 90 %, проще говоря, в Украине уже появились партии, существующие лишь на бумаге или давно «де-факто» умершие, звонкие имена которых по какой-то странной случайности еще мелькают в сводках Минюста или во время митингов и прочих политических мероприятий;

- число активных членов любой партии в регионах (областях, городах), которые можно считать ее базовыми, крайне редко в действительности превышает: для партий из разряда «непотопляемых» - 100-2000 человек, из числа «среднестатистических» - 10-100 человек, из числа «номинально существующих» - 1-10 человек;

- почти повсеместно в регионах происходит нарушение того законодательного принципа, который запрещает партийную деятельность на производстве, ибо практически любой партийный директор «грешит» тем, что записывает в партию цеха и отделы, любой бизнесмен - сотрудников офисов, баз, магазинов и ларьков, любой председатель совхоза или колхоза - рядовых крестьян и пр.

Но. На все это лидеры партий идут сознательно. Ради цели, которую можно назвать стратегической. А именно: придет час «Х», грянут звуки выборных тамтамов, дай Бог, запестрят бумаги партийных списков и повернутся столичные боссы в сторону региональных партийных структур. Парадигмой методов - митингами и лозунгами, громкими и скандальными акциями, «раскруткой» (и, конечно же, «закруткой») СМИ, вливанием значительных денежных средств, а также пайками, газопроводами и электроснабжением, кое-где - методами нажима и запугивания, а где-то - проверенным и давним «позвоночным» методом - боссы начнут воистину сумасшедшую кампанию по «раздуванию» партийных структур до нужных размеров. И чем большими будут эти структуры, тем большими будут шансы боссов не просто стать во главе партийных списков, а войти в заветные двери столичного здания на улице Грушевского.

Здесь возможны интересные варианты, когда непартийные доселе структуры в мгновение ока могут стать партийными. Глядишь, через месяц- другой после долгожданного принятия Закона о выборах на, скажем, условиях «фифти-фифти» с помпой состоится торжественная минюстовская регистрация новых партийных структур со звучными названиями. «Украинский союз партпромышленников и партпредпринимателей», например. Или «Единые и справедливые партсистемы Украины». Или «Партия любителей «Итеры». Или «Украинская партфинансовая группа». Или «Межрегиональная приват-партия»…

Поэтому пока региональные партийные структуры больше напоминают «силы быстрого развертывания-реагирования», до поры до времени сидящие на запасных аэродромах. Или шарики, которые рано или поздно надуют. Кто-то лопнет, но кто-то же значительно увеличится в размерах, станет блестящим и манящим, даря надежду на быстрый взлет…

«Непотопляемые» как гарантия партийной стабильности

Если по прочтении первой главы кто-то будет обвинять меня в пессимизме, он окажется посрамленным. Я - партийный (в смысле беспартийный) оптимист. Поскольку твердо уверен: какими бы немыслимыми путями ни приходили партийные структуры к стартовым позициям на выборах, они побегут по уже протоптанным дорожкам. И постараются занять уже описанные классиками нашей действительности ниши, как-то:

- радикально левая (коммунистическая);

- левый центр (социал-демократическая);

- «зеленые» (экологи, кинологи, защитники жизни и пространства);

- «аграрии» («лэнд-лордисты», защитники села от города);

- «буржуины» (либерал-радикалы, суперреформаторы, «жирные коты»);

- христиане-демократы (завоеватели многомиллионного класса верующих);

- «национал-державники» (национал-демократы).

Представителей этих течений в море отечественной многопартийности я бы и отнес к разряду «непотопляемых». Другие партийные структуры так или иначе позаимствуют у них лозунги и идеи, методы и формы действия, «оболочку» для завоевания массовых симпатий.

Попробуем короткой строкой пройтись по каждой нише.

У левых, несмотря на численное превосходство (по официальной сводке, коммунистов в Украине сегодня примерно столько же, сколько было большевиков-ленинцев в России на подступах к 1917 году), немало проблем. Множество течений, направлений и ответвлений. Кем-то уже было подсчитано, что для «покрытия» всех округов (даже при смешанной системе), для нужного числа наблюдателей, членов комиссий, выдвигающихся, подыгрывающих и пр. в 1998 году, когда будут парламентские и местные выборы) понадобится не менее 300 000 «штыков» в партии массового (т.е. коммунистического) типа. Т.е. даже коммунистам не противопоказано вдвое увеличить свои ряды! Не забудем при этом, что социологи ни за что не хотят отказываться от своих постулатов: у радикал-левых есть стойкий электорат, он стойкий и преданный, он - самый активный на выборах, но количественно он исчерпывается цифрами 25-30%.

Значит, есть шанс у левого центра. С отечественным вариантом социал-демократизма в партийные бои пытались соваться многие. Пока ни у кого не получилось выдающегося результата. Застревали где-то на кухонно-базарном уровне выяснения взаимоотношений в стиле «а ты сам дурак!»… Ожидают «великого похода» в социал-демократию Александра Александровича Мороза. Но он не спешит оправдывать эти надежды. Позволю предположить, что отсутствие сильного левого центра очень вредит нормальному развитию демократических процессов. Чем обычно заканчиваются неудачные игры с левоцентризмом, лучше всего на себе, видимо, почувствовала и продолжает чувствовать дружественная Болгария.

Значит, маятник может качнуться в другую сторону. Но опять же промашка - у нас нет общенациональных лидеров, которые в открытую хотят строить капитализм в масштабах всей страны, а не в масштабах собственного дачного участка или офисной конторы. Говорить на выборах «Я хочу вместе с вами строить капитализм» - как минимум, обрекать себя на всеобщее осмеяние и на град булыжников из толпы слушателей. И естественно - на поражение. У отечественных богатых незавидная судьба: попробуй каждодневно перебегать из бронированного «мерса» в забронированный и охраняемый телекамерами офис, прятать детей и родных по загородным виллам, просыпаясь каждый день с мыслью: «Как бы об… (обмануть, обойти) родное государство» и засыпая с этой же мыслью. Интеллектуальных потуг на это катастрофически не хватает… Вряд ли на наших ближайших выборах появится хотя бы вариант Брынцалова. Создание «буржуазно-демократической» партии тоже проблематично. Отечественные ротшильды и круппы пойдут играть в другие партии.

Как пойдут в другие же партии общенациональные лидеры. У нас не так много выдающихся артистов, спортсменов, писателей, чтобы хватило на 43 партии. Посмотрите итоговый список программы «Человек года-96». Спорю, что уже осенью-97 у каждой номинации может появиться свой партийный спонсор.

«Зеленых» принято относить к разряду перспективных. Запад тут примером. В отечестве все несколько иначе. Переговоры по Чернобылю проходят без участия этой политической силы. В стране тотальных мусорников, радиоактивных «пятен» и постоянно «останавливаемых в плановом порядке» атомных станций пока немногие знают о существовании Партии зеленых во главе с, несомненно, импозантным и фотогеничным господином Кононовым. Сами «зеленые» сетуют на отсутствие «зеленых». В смысле средств на «раскрутку». Что позволяет предположить: в эту удобную, выгодную, безопасную, практически беспроигрышную нишу стоит ожидать прихода «крутых» резервистов. И побегут (если уже не бегут на всех парах) к ним жаждущие получить единственную пока недоступную для них вещь - депутатскую неприкосновенность.

Тот же Запад показывает еще один классический пример соединения христианских догм с демократическими ценностями. Но мы снова опровергаем классиков. Даже специалистам уже трудно разобраться, кто самый демократичный у отечественных христиан и кто самый христианский среди отечественных же демократов. Опять же - количество конфессий и церквей превышает экологически допустимые нормы. Хотя те же социологи уверены: стабилизация ситуации у христиан-демократов (добавим от себя - моральная поддержка Европой и материальная - с отечественной стороны) при соответствующей раскрутке могла бы позволить блоку христианско-демократических сил «взять» до 8 % голосов избирателей.

В какой-то мере эти голоса отошли бы к отечественному прообразу «ХДС-ХСС» от национал-демократов, в лагере которых по «доброй» традиции предвыборных времен - очередные разброд и шатания. Пожалуй, лишь Народный рух (отнесенный недавно Президентом к самым правильным центристским центристам) сегодня не смущают перспективы ввязывания в борьбу, а пан Чорновил готов к новым сражениям вести свое войско под лозунгом «Геть Рух з «гетто»!» В смысле, резко увеличим партийные ряды, догоним и перегоним коммунистов! Однако идея, некогда выводящая массы людей под один лишь призыв творческой интеллигенции, страдает исчерпываемостью. Посему в этой нише предполагается либо снижение количественных показателей, либо, в лучшем случае, их стабилизация на уровне нынешних.

Наконец, аграрии. С ними тоже пока сложно. Разновидность СелПУ - это мощная и твердая подпорка для левого блока. Попытка «выбить» эту подпорку при посредстве создания Аграрной партии - налицо. Но АПУ сегодня остается, как это ни странно, самой загадочной партией в стране. Получить какую-либо информацию о ней пока не удается даже самым дотошным журналистам. Им отвечают загадками или просят перезвонить на Банковую. Весьма симптоматично, как говорят умные ученые, выглядит назначение на должность главы облгосадминистрации Ривненщины активиста АПУ Миколы Сороки. Скорее всего, Аграрная партия будет идти на блок с Народно-демократической партией. Блок мощный, финансово сильный (в силу общего фонда «подпитки»), реально претендующий на создание большинства в будущей Верховной Раде. По крайней мере, так это выглядит на сегодняшний день.

Вместо прогноза: «Всем - спасибо!»

Одно известно доподлинно: на выборы 1999 года претенденты на высшую должность страны будут идти не от партий и блоков, возможно, даже и не при их поддержке и помощи. Потому что ни одна из политических структур не выглядит сегодня так, чтобы гарантировать хоть что-либо, кроме неприятностей и хлопот. Кто же захочет связываться со структурами, ничего, по сути, не дающими, а только все время просящими!

Не исключается, что партии получат благодарности от высоких соревнующихся сторон «за наглядно проведенную предвыборную кампанию, демонстрацию ошибок и просчетов, которые необходимо учесть». Конечно же, победитель кампании-99 с удовольствием наладит конструктивное сотрудничество с будущим парламентским большинством (пусть и партийным). Кто-то из партийных активистов будет обязательно поощрен. И кого-то даже наградят. Всех поблагодарят.

И начнется для партийцев новый виток борьбы за выживание. Потому что мы только-только начинаем двигаться в направлении давнего демократического постулата: движут общественный прогресс идеи, а идеи в реальность воплощаются партиями.

И если увидим на клетке с буйволом надпись «тигр» - может, все-таки поверим?..

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме