НАКАЗАТЬ? А МОЖЕТ БЫТЬ, ПОМОЧЬ?

Поделиться
Чтобы понять, насколько усложнилась ситуация на улицах больших городов Украины, достаточно выглянуть в окно...

Чтобы понять, насколько усложнилась ситуация на улицах больших городов Украины, достаточно выглянуть в окно. Количество машин в последние годы возросло многократно. Автомобилям тесно на проезжей части улиц, и они заняли тротуары, дворы, тупики и даже газоны. Кажется, еще чуть-чуть - и мы начнем ставить свои авто на лестничных клетках. В то же время дороги, к великому сожалению, остались прежними, а водители и пешеходы, увы, тоже не сделали резкий рывок вперед в части сознательности и дисциплины.

Казалось бы, за счет чего Государственная автоинспекция Украины может в подобных, не особенно способствующих ее успешной работе условиях, обеспечивать снижение аварийности и добиваться уменьшения числа пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях? Тем не менее ГАИ это делает. Вот лишь некоторые цифры. В минувшем году количество аварий по сравнению с 1997 годом сократилось на 4,3 процента, число погибших в них уменьшилось на 7,8 процента, а число раненых на 4,3 процента.

Подобная весьма отрадная для всех нас тенденция наблюдается и в нынешнем году. В январе число ДТП по сравнению с январем 1998 года уменьшилось на целых 20 процентов, количество погибших снизилось на 22 процента, а раненых - на 20 процентов. Цифры весьма впечатляющие. Ведь за ними - тысячи сохраненных жизней.

О том, как работники госавтоинспекции добиваются повышения безопасности движения, корреспонденту «Зеркала недели» рассказывает начальник управления ГАИ Министерства внутренних дел Украины генерал-майор милиции Анатолий ПОДОЛЯКА.

- Я бы не сказал, что условия, в которых нам приходится работать, стали вдруг чрезвычайно сложными, - сразу же расставил все точки над «і» Анатолий Николаевич. - Они остались такими же, какими были несколько лет назад. Это касается и количества машин, и состояния дорог. А вот сознательность и дисциплина водителей, пожалуй, даже повысились. Во всяком случае причиной тех сдвигов к лучшему, которые наблюдаются в последнее время, я считаю не только более четкую, целенаправленную и напряженную работу сотрудников ГАИ. Это закономерный результат усилий всех участников дорожного движения.

Что же касается нашей системы, то должен заметить, что в последнее время резко возросли требования, предъявляемые к руководителям управлений ГАИ в областях. Прежде всего в отношении контроля за личным составом. Многое сегодня зависит и от тех профилактических акций, которые автоинспекция регионов проводит, с одной стороны, на дорогах, с другой, - в автохозяйствах.

Кроме того, мы считаем своим долгом доводить до населения, и в первую очередь, водителей, какими страшными трагедиями оборачиваются дорожно-транспортные происшествия. Об этом, - огромное спасибо вашим коллегам-журналистам, - постоянно напоминают средства массовой информации. Конечно, видеть на экране своего телевизора разбитые автомобили, убитых и раненых - не очень приятно. Но, поверьте, подобное сильнодействующее лекарство весьма эффективно. Сообщения о жертвах автокатастроф, хотим мы того или нет, отпечатываются в сознании и заставляют серьезно задуматься.

- Сегодня многие злостные нарушители правил сидят за рулем мощных, быстроходных заграничных лимузинов, а инспекторам ГАИ нередко приходится их догонять на старых, латаных-перелатаных «Жигулях». Правда, в последнее время на киевских улицах можно увидеть и новые машины иностранного производства с символикой государственной автоинспекции. Но есть ли такой транспорт на вооружении ваших подразделений в областях? Улучшилось ли техническое оснащение ГАИ? Появились ли у вас более совершенные модели радаров, газоанализаторов и других приборов, необходимых для успешной работы?

- Действительно, большое количество иномарок, появившихся в последние годы на дорогах страны, поставили перед нами ряд серьезных проблем. И дело не только в том, что нарушителя, сидящего за рулем подобного автомобиля, труднее задержать. Увеличился удельный вес заграничных машин в дорожно-транспортных происшествиях. А ведь чем больше скорость, тем тяжелее последствия аварии.

Ясное дело, изменившуюся ситуацию на дорогах мы учитываем. В частности, и в чисто техническом плане. В минувшем году мощными, скоростными «Тойотами» полностью оснащено специализированное подразделение «Кобра» при управлении ГАИ МВД Украины. Скоростными машинами иностранного производства пополнился транспортный парк многих наших подразделений в областях. По сравнению с тем, что было, скажем, лет пять назад, положение заметно изменилось к лучшему. Однако, увы, не на столько, как нам бы того хотелось. Все упирается в материальную сторону дела.

- А разве обязательно ждать, пока деньги выделит государство? Имеете ли вы право их заработать?

- Имеем. И по мере сил стараемся это делать - за счет сопровождения и предоставления населению ряда услуг.

- А штрафы ваш бюджет разве не пополняют?

- Ну вот и вы задали этот сакраментальный вопрос. Не помню встречи с журналистами, чтобы кто-то не поинтересовался: есть ли в ГАИ план по штрафам. Его не было, нет и никогда не будет. Это противоречит принципам нашей работы. Хотите, открою один «секрет»? Сейчас по указанию министра внутренних дел Украины и согласно решению коллегии министерства, отношения работников ГАИ с водителями должны строиться на более гуманной основе. В связи с этим уменьшится «вал» административных наказаний по линии госавтоинспекции. Мы проанализировали подобные нарушения за минувший год и пришли к заключению, что среди них очень много малозначительных проступков, не стоящих и выеденного яйца.

Тот факт, что в январе число наказаний за такие нарушения сократилось на 21 процент, я считаю явлением весьма позитивным. Это произошло не потому, что стали хуже работать наши сотрудники. Сегодня автоинспекторы обращают внимание главным образом на те нарушения правил дорожного движения, которые создают аварийную ситуацию. Так что еще раз хочу повторить: главное для нас не мифический план, а реальная безопасность. Что же до штрафов, то в приобретении новой техники решающей роли они не играют.

Количество радаров и газоанализаторов, к счастью, тоже увеличилось, хотя потребность в них удовлетворяется еще далеко не полностью. Недавно в Ровенской области я обратил внимание на один любопытный факт. В январе прошлого года в областном центре было выявлено только одно нарушение правил, связанное с превышением скорости, а в январе нынешнего - более ста. Естественно, меня это удивило. Стал разбираться, с чего это вдруг ровенские водители начали ездить по городу, что называется, с ветерком. Причина оказалась чрезвычайно простой. На вооружение местных автоинспекторов поступило несколько новых радарных устройств, и для любителей гонок по городским улицам настали черные времена. Как выяснилось, некоторые из них ездили со скоростью 80, 90 и даже 100 километров в час (при максимальной разрешенной скорости 60 км). А это, согласитесь, очень серьезное нарушение.

- Насколько мне известно, сейчас во всех подразделениях ГАИ усилилась борьба с лихоимством. Автоинспекторов, уличенных в получении взяток, безжалостно увольняют из рядов милиции. Но чтобы у человека не возникал соблазн нарушить закон, его материальное положение должно быть достаточно прочным. Повысилась ли в последние годы зарплата сотрудников автоинспекции?

- А вы уверены, что, получая даже вдвое или втрое больше, ни один инспектор не захочет поживиться за счет водителей, нарушивших правила? Разве внушительная зарплата способна сама по себе стать преградой на пути всевозможных поборов? Я бы на эти вопросы ответил - «нет». Дело не в материальном положении. Злоупотребления, нарушения дисциплины и законности были в прошлом, есть сейчас и, к сожалению, не исчезнут полностью в будущем. И они присущи не только работникам ГАИ. Мне кажется, от тщательного отбора людей, которых берут на работу в милицию, зависит куда больше, чем от величины их заработка.

Нечистый на руку инспектор в ГАИ не задержится. Негласные проверки и самый строгий контроль стали у нас системой. Мы безжалостно освобождаемся от таких людей. Что же касается зарплаты, то о ее уровне сейчас судить сложно. На фоне заработка в других системах, сотрудникам ГАИ, по-моему, обижаться не приходится. Хотя по сравнению с материальным вознаграждением работников дорожной полиции в странах Западной Европы наше денежное довольствие оставляет желать много лучшего. Однако в любом случае нельзя не отметить, что сотрудники ГАИ получают свою зарплату всегда своевременно, без задержек, чем сейчас могут похвалиться далеко не в каждой отрасли.

- Сегодня на улицах Киева столько запрещающих знаков, что их бы с избытком хватило на десяток менее крупных городов. В центральном Старокиевском районе найти место, где можно оставить машину на час-другой да и просто остановиться - проблема из проблем. У нас в центре сплошные «кресты», говорят водители, имея в виду знак, запрещающий остановку. Но ведь в любом деле нужно знать меру. Намечаются ли в Киеве и областных центрах существенные изменения в самой организации движения? Будут ли здесь в ближайшее время приняты меры, позволяющие если и не полностью, то хотя бы частично решить транспортную проблему?

- Я с вами согласен: по количеству запрещающих знаков в наших городах - явный перебор. Особенно сложная ситуация наблюдается в Киеве. В центральных районах города подъехать к месту работы, большому магазину да и просто к дому - проблема из проблем. Запрещающие знаки преследуют водителя, куда бы он ни направился. Мест нет уже и на платных стоянках: подъезжаешь, а там все занято. Не удивительно, что в последнее время возросло количество жалоб и нареканий, которые мы получаем от жителей столицы.

Это очень серьезная проблема. Поэтому перед управлениями госавтоинспекции поставлена задача проанализировать ситуацию и, согласовав эти вопросы с местной властью, внести необходимые коррективы. Думаю, в самое ближайшее время здесь будет наведен порядок. К слову, запрещающие знаки нужны, без них не обойтись, но во многих случаях они требуют дополнений и уточнений.

Вот один характерный пример. Дело происходило в Киеве в 11 часов вечера. Работник ГАИ останавливает нашу машину (я был в штатском костюме): «Вы проехали на запрещающий знак». Я его спрашиваю: «А почему он здесь висит?». По той простой причине, отвечает автоинспектор, что тут находится детский сад. Но какой же садик работает в 11 вечера, возражаю я ему. Почему вы не доложите своему начальству, что к знаку требуется табличка с уточнением времени. Скажем, движение запрещено с 7 до 19. Ведь в этом переулке живут люди, которым данный знак создает массу неудобств. А если водитель решил сократить расстояние и проехать более короткой дорогой? Тоже нельзя? Даже ночью?

Такие вопросы мы должны постоянно держать в поле зрения. Нельзя регулировать движение одними запретами. Каждый знак, висящий на городской улице, должен быть строго мотивирован.

- Киевские градостроители, занимающиеся проблемами транспорта, несколько лет назад высказали предложение ограничить доступ машин в центр города. Скажем, по четным дням, считают они, сюда могли бы въезжать автомобили с четными номерами, а по нечетным - с нечетными. Это, естественно, не должно касаться пассажирского транспорта и специальных машин. Принцип «чет-нечет», по их мнению, разгрузил бы центр процентов на 35-40. Как вы относитесь к подобной идее?

- Конечно, центр нужно разгрузить. Тут двух мнений быть не может. Но какими именно способами - нужно хорошо обдумать и очень тщательно взвесить. Скоропалительные решения в таком деле не годятся, они могут только навредить.

Я изучал опыт организации движения во многих больших городах Европы. Например, в центре Вены запрещающих знаков совсем немного. В австрийской столице я не видел заторов и пробок. Как правило, машины здесь движутся без задержек. Думаю, это сделано за счет оптимальных транспортных развязок, особенно в центре.

- Один из моих знакомых - дипломат высокого ранга, недавно вернувшийся из Англии, рассказывал, что в час «пик» лондонские полицейские, ответственные за безопасность дорожного движения, выходят на перекрестки и самым активным образом помогают водителям. Наши же гаишники, говорил он, часто лишь стоят в стороне и пассивно наблюдают, чтобы сполна воспользоваться первой же промашкой водителя, попавшего в сложную обстановку. Как вы считаете, нормально ли это, не противоречит ли такой подход задачам, стоящим перед автоинспектором?

- Думаю, ваш знакомый абсолютно прав. Именно так и обязаны действовать представители дорожной полиции в напряженной ситуации. В последнее время у нас этому уделяют большое внимание. Работники ГАИ должны не только обеспечивать безопасность движения, но и активно помогать водителям. Ведь часто первое и второе тесно связано. Сегодня мы однозначно ориентируем своих сотрудников на оказание помощи всем участникам дорожного движения и в первую очередь водителям, которые часто попадают в сложную ситуацию не по своей вине. Если человек в такой обстановке растерялся и совершил незначительное нарушение, нужно ли его наказывать? Уверен, что нет.

Недавно силами работников аппарата, переодетых в штатское, мы провели несколько проверок, в частности, в Киеве. Оказалось, что некоторые сотрудники ГАИ ведут себя в подобной ситуации не особенно дружелюбно, и к водителю, попросившему о помощи, относятся пренебрежительно, свысока: нашел, мол, с чем обращаться к занятым людям. Мы дали каждому такому случаю должную оценку. Эти автоинспекторы были наказаны, после чего, надеюсь, спеси у них поубавилось.

- Уже много лет на страницах газет ведется дискуссия о том, отвечает ли этическим нормам скрытое наблюдение за участниками движения. Иначе говоря, засады, организуемые сотрудниками ГАИ на отдельных участках дорог. Но, по-моему, кое-где в такие мероприятия стали привносить весьма сомнительный элемент.

- Проблема негласной или скрытой проверки интересует меня давно. Вот что недавно рассказал мне об этом мой коллега из Баварии - начальник Мюнхенской дорожной полиции. Они используют обычные автомобили без полицейской символики, на передней панели которых установлена видеокамера. С ней соединены особые приборы, регистрирующие нарушение и определяющие скорость идущей впереди машины. Таким образом можно документально зафиксировать превышение скорости, нарушение дистанции, проезд на красный сигнал светофора, неправильный обгон и многое другое. При этом нарушителя даже не останавливают.

Потом видео- и фотоматериалы попадают к специалистам, которые их анализируют и определяют, где данный автомобиль зарегистрирован и кто его хозяин. А через некоторое время он получает протокол и фото, на котором запечатлено нарушение и указаны число, время, марка, серия и номер автомобиля. Тут же сообщается, какому наказанию этот водитель подвергнут. Спорить с документами трудно: его нарушение, как на ладони. А нужно сказать, штрафы в Германии очень внушительные. Если вы не согласны, можете обратиться в суд. Но, как правило, это не помогает.

Я с огромным удовольствием внедрил бы такую чрезвычайно эффективную систему внегласного контроля у нас, но, к сожалению, в Украине нет необходимых законодательных возможностей. По нашим дорогам многие тысячи людей ездят с генеральной доверенностью на машину. А попробуй в этом случае определить, кто именно сидел за рулем. Ничего подобного нет ни в одной цивилизованной стране, и мы намерены обратиться в Верховную Раду с предложением отменить такую форму доверенности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме