Минтимер Шаймиев: НАША ЖИЗНЬ — ЭТО ТО, ЧТО СЕЙЧАС

Поделиться
В результате решительной модернизации политико-правовой базы, осуществленной в Татарстане за пос...

В результате решительной модернизации политико-правовой базы, осуществленной в Татарстане за последние годы, в республике наметились устойчивые тенденции к общему подъему всего промышленно-экономического и аграрного комплекса. Сегодня Татарстан представляется относительно благополучным регионом Российской Федерации, в котором темпы экономического роста совпадают с темпами роста гражданских свобод. Редакция «ЗН» обратилась к президенту Республики Татарстан Минтимеру Шариповичу Шаймиеву с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся этапов осуществления политических и экономических реформ, проводимых в республике в последние годы.

Кануны обретения независимости

- Господин президент, российские СМИ довольно подробно комментируют события, протекающие в возглавляемой вами республике. Причем, эти сведения носят достаточно противоречивый характер. Не могли бы вы рассказать нашим читателям о базовых понятиях, служащих для республики главными ориентирами на пути углубления суверенитета и вхождения в рыночное пространство?

- Причины того, почему именно Татарстан одним из первых в Российской Федерации заявил о своей политической, экономической и культурной самостоятельности следует искать в общем для всех народов бывшего СССР прошлом, когда нации и этнические группы, составлявшие наше общество, поодиночке и вместе, все более и более стремительно скатывались к полной утрате своей этнокультурной и языковой самоидентификации, дойдя на этом пути до глубочайшего кризиса. Я уже не говорю о не менее глубоком экономическом кризисе, в который всех нас загнала идеологически ориентированная, затратная политэкономия социализма.

Сказанное в не меньшей степени справедливо и в отношении России, которая небезосновательно считала себя обделенной в условиях СССР, а потому и первой из всех союзных республик тогдашнего СССР приняла Декларацию о своем государственном суверенитете. Не следует, однако, забывать, что Российская Федерация не является унитарным государством, а состоит из республик, краев, областей и национальных округов. Поэтому совершенно естественно, что и наша республика 30 августа 1990 года незамедлительно провозгласила декларацию о суверенитете Республики Татарстан, использовав право на свободный выбор собственного политико-правового пространства. В принятии этого документа мы исходили из текста Декларации о суверенитете РСФСР, где в пункте 4 предусматривалось право народов на «самоопределение в избранных ими национально-государственных и национально-культурных формах».

Должен признать, что принятая нами Декларация вызвала отнюдь не позитивную реакцию центра, поскольку вошла в противоречие с рядом его недекларируемых легально установок. В сложившейся ситуации обнаружилось, что федеральные власти Москвы неадекватно восприняли происходящие в Татарстане общественно-политические процессы, их накал и нарастающие центробежные тенденции. К примеру, Декларацию мы приняли от имени всего многонационального народа Татарстана, одновременно объявив о равноправном употреблении в республике двух государственных языков - татарского и русского. Нас же обвинили в том, что это наше решение продиктовано исключительно амбициями правящей элиты Татарстана, а не волей всего народа.

Сложившаяся ситуация инициировала нас начать поиски цивилизованных и политически легитимных средств для устранения возникших недоразумений в отношениях с Москвой. Исходя из того, что первоисточником права является совокупная воля народа, мы обратились к нашим гражданам с предложением самостоятельно осуществить свой выбор политического развития республики посредством общенародного референдума. Наше решение о проведении 21 марта 1992 года этой полномасштабной политико-правовой акции встретило активное сопротивление Москвы, хотя вразумительно обосновать ответы на наши вопросы: «почему?» и «на каком основании?» нас хотят лишить законного права обратиться к своему народу при выборе главных направлений нашего исторического и политического пути, никто из кремлевских официальных политиков не решился.

До сих пор я с горечью вспоминаю, как в СМИ Российской Федерации была развернута широкая кампания по дискриминации объявленного нами референдума. Причем, в самых недопустимых, с точки зрения нормативной этики, формах. И не только в СМИ. К примеру, в Татарстане было организовано 2611 избирательных участков по проведению референдума. Накануне из прокуратуры РФ к нам была направлена группа прокуроров, которые доставили каждому председателю избирательного участка письменное уведомление о том, что они будут привлечены к судебной ответственности, если в день проведения референдума откроют избирательные участки. Кроме того, из гаража Верховного Совета РФ к нам были направлены автомобили с грузом листовок, в которых утверждалось, что в случае положительного решения вопроса о суверенитете Татарстана в республике неизбежно начнутся межнациональные конфликты. Накануне вечером Б.Ельцин выступил по Российскому телевидению с обращением к народу Татарстана, призывая граждан нашей республики, во избежание гражданской войны, не участвовать в референдуме.

Это выступление президента РФ побудило меня выступить в ответ по республиканскому каналу телевидения со своим обращением к народу, в котором я отмечал, что только через положительный ответ на вопрос о придании Татарстану полномочного статуса политического суверенитета в наше общество придет желанный мир, гражданское согласие и экономическая стабильность.

Для полноты картины, возникшей в те дни политической ситуации, добавлю, что в преддверии референдума Конституционный суд РФ провел свое заседание, на котором руководство Татарстана было осуждено. Одновременно, на заседании Верховного Совета РФ было заслушано разъяснение председателя Верховного Совета РТ Ф.Мухаметшина нашей позиции относительно необходимости проведения в республике референдума. Надо ли говорить, что адекватного и уж, тем более, позитивного понимания нашего стремления обратиться к своему народу за поддержкой в обретении суверенитета мы не встретили.

Тем не менее, несмотря на грубое вмешательство центра и силовых структур РФ, наутро, 21 марта 1992 года все избирательные участки были открыты и 62% граждан республики поддержали идею государственного суверенитета Татарстана.

Хочу особо подчеркнуть, что на момент проведения референдума, население республики состояло наполовину из татар, наполовину из представителей русскоязычного населения.

Суверенитет:

цель или средство?

- Какова, на ваш взгляд, содержательная сторона понятия «суверенитет» и является ли оно определяющим в процессе производственно-экономического развития и гуманизации социальных отношений?

- Благодаря консолидации нашего общества и, в немалой степени, доверию к проводимому нами курсу в осуществлении самостоятельной политики, Татарстан получил лигитимный статус суверенного государства, стал ассоциированным членом Российской Федерации. Однако, как говорил еще Чингисхан: «Можно завоевать мир, сидя на коне, но управлять миром, сидя на коне, невозможно». На пути реализации намерений о достижении суверенитета выстроился целый блок далеко непростых общественно-политических проблем, требующих тщательно взвешенных и, главное, незамедлительных решений, поскольку любое промедление с неизбежностью опрокинуло бы все наши политические завоевания.

В Татарстане, за последние годы, окрепло и набрало силу национальное движение, открыто требующее полной независимости республики. Давление этих сил на все властные структуры, не исключая меня, было достаточно ощутимым. И это давление было уже изнутри. Для предотвращения общественно-политической дестабилизации и небезопасных крайностей необходимо было проявить тактику политического маневра и поисков надежной системы компромиссов. Конечно же, Татарстан является экономически сильной республикой, способной к самостоятельному развитию. Однако, исходя из сложившихся геополитических, экономических и демографических реалий, мы заявили, что выступаем за целостность Российской Федерации, поскольку, располагаясь в центре РФ, мы имеем неисчислимое количество издавна сложившихся связей с другими регионами и этносами, входящими в ее состав, не говоря уже о жесткой экономической и транспортной интеграции.

Признаю, что в нашей позиции есть противоречивые моменты, поскольку совместить тезис о целостности РФ с положительным ответом на вопрос о суверенитете республики, с точки зрения формальной логики, бывает затруднительно. Однако реальная политика основывается не на правилах формальной логики, а на системе интегративных, толерантных понятий и радикализму предпочитает компромиссность и консенсус. Исходя из этого принципа, мы считаем, что заявляя о своем суверенитете, не нарушающем целостность Российской Федерации, мы не ставим точку в продолжающемся диалоге с центром о повышении статуса своей независимости в дальнейшем.

На наш взгляд, международное сообщество уделяет недостаточное внимание вопросам, затрагивающим основные права народов, хотя в этой области существует достаточно объемный пакет международных правовых актов, которые мы тщательно прорабатываем и используем при создании собственной политико-правовой базы. Так, на основании положительного решения о суверенитете, мы приняли новую Конституцию Татарстана, отказавшись при этом от принятия Конституции Российской Федерации. И это явилось не политическим эпатажем, а взвешенным и ответственным решением. До этого мы открыто и честно выступили на Конституционном совещании с заявлением о том, что нельзя строить демократическую Российскую Федерацию так, как предусмотрено это текстом ее Основного Закона. Используя конституционное право на законодательную инициативу, мы выступили на Конституционном совещании с рядом замечаний и поправок. К сожалению, они не были приняты даже к рассмотрению, как это предусмотрено установленной процедурой. Это дало мне моральное право, как члену Конституционного совещания, официально покинуть зал законодательного собрания. Я и сегодня считаю, что поступил правильно, поскольку Конституция РФ не отвечает адекватному пониманию реальных процессов, протекающих в жизни субъектов РФ. Суть наших замечаний к Конституции РФ сводилась к тому, что она, по существу, лишала представительные органы субъектов федерации всяких прав. И эти наши убеждения, к сожалению, и со всей очевидной неопровержимостью, нашли свое трагическое подтверждение в Чечне.

Более трех лет между Казанью и Москвой шла изнурительная и полная внутреннего драматизма «конституционная война». И все же, в результате долгой и кропотливой работы 15 февраля 1994 года нам удалось выработать компромиссный документ, регулирующий наши правовые отношения с РФ и подписать «Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан о разграничении и взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Республики Татарстан». Согласно этому документу, мы признаем действие обеих конституций, хотя и отмечаем, что по отдельным позициям они остаются принципиально несовместимыми. И тем не менее, этим Договором мы определили, что Федерация должна строиться путем делегирования полномочий «снизу», по принципу двухстороннего движения. Причем, наши отношения основываются на том, что Татарстан объединяется с РФ на основе Конституции РФ и Конституции Татарстана, а также на основе вышеупомянутого Договора. Одновременно мы предусмотрели, что вопросы стратегического характера (оборона, охрана границ и пр.) мы добровольно делегируем центру. Иные, по которым мы подписали 12 межправительственных соглашений, касающиеся проблем собственности, объектов совместного владения, подпадают под регулирующий режим этих соглашений. Все же остальное входит в сферу нашей собственной компетентности и является прерогативой Республики Татарстан.

Так, на основе базисно-праворегулирующих положений, заложенных в Договоре, мы запретили направлять солдат, призванных на службу в армию РФ из Татарстана, для участия в военных действиях на территории Чечни.

И это лишь один из многих результативных примеров, иллюстрирующих практическую действенность достигнутых политико-правовых договоренностей и соглашений.

Разумеется, мы далеки от того, чтобы считать, что подписание межправительственных документов между Татарстаном и Российской Федерацией способно распутать достаточно противоречивый клубок проблем, время от времени возникающих между нами и федеральными властями. Но мы убеждены в главном - определен алгоритм, по которому будет строиться модуль наших взаимоотношений в обозримом будущем. На сегодня механизм разрешения объективно возникающих противоречий строится посредством согласительной процедуры, в которой участвуют соответствующие комиссии Департамента внешних связей Татарстана и МИД РФ. В результате работы этих комиссий мы создали торгово-экономические представительства Татарстана во многих странах. В частности, в США, Австралии, Франции, Турции, Чехии, а также в странах СНГ, где компактно проживают этнические татары. Скажем, в Украине открыто даже два таких представительства - в Киеве и в Крыму. При этом мы ориентируемся не на политические или идеологические предпочтения, но на жесткий прагматический интерес. То есть, на законы, диктуемые рыночными отношениями.

Политэкономия постсоциализма

- Известно, что экономические свободы и взвешенная налоговая политика являются важнейшим условием для развития всей инфраструктуры экономики и промышленного производства. Каковы основные характеристики и приоритеты проводимой в Татарстане экономической реформы?

- Позитивные результаты наших внешнеэкономических инициатив не замедлили сказаться. В ряде стран заметно оживился интерес к расширению и углублению экономических связей с Татарстаном, что отразилось на активизации инвестиционных поступлений в экономику республики. Сегодня наш финансово-экономический рейтинг в мире столь высок, что под гарантию правительства РТ, а также крупных финансово-промышленных групп республики наши предприятия и частные предпринимательские структуры могут получать практически неограниченные кредиты. Нам пришлось даже выработать тактику рационального самоограничения в получении иностранных кредитов, перейдя на целевые поступления инвестиционных средств.

Одно из наиболее приоритетных направлений в развитии рыночной экономики - реструктуризацию объектов государственной собственности, мы реализуем в жизнь иначе, чем наши московские коллеги. В отличие от пресловутой «ваучеризации», проведенной федеральными властями РФ, мы, тщательно изучив особенности сложившейся в Татарстане структуры агропромышленного комплекса, ввели дополнительные категории приватизационных чеков и открыли в банках именные приватизационные счета на всех жителей республики. Чтобы защитить население от скачущей в те годы инфляции, заставляющей продавать за бесценок свои приватизационные акции нечистым на руку перекупщикам, мы оговорили право государства временно законсервировать приватизационные счета. Эта мера оказалась достаточно эффективной и на сегодня никто нас не упрекнет, что лишился своей доли приватизационной собственности и что процесс приватизации превратился в очередной пропагандистский трюк, позволивший получить сверхдоходы узкой группе чиновников, находящейся у власти.

Сегодня, когда темпы инфляции заметно снизились, мы сняли жесткие ограничения на продажу приватизационных чеков. Однако, должен признать, что пока на ведущих мировых фондовых биржах нет котировки акций наших предприятий по соответствующей их реальной стоимости цене, мы сознательно будем сдерживать их выход на рынки ценных бумаг.

Что касается наших внешнеэкономических связей, то хочу подчеркнуть специально для вашего издания: Украина входит в группу наиболее для нас приоритетных и стратегических перспективных партнеров. Один только пример нашего взаимовыгодного сотрудничества хочется привести. Под непосредственным патронажем Президента Украины Л.Кучмы и моим создана совместная транснациональная компания «Укртатнафта». Сегодня среднегодовой объем поставок нефти из Татарстана в Украину достиг более миллиона тонн. И этот объем поставок нефти на рынки Украины далек от предела. В свою очередь, мы получаем из Украины металл, в котором остро нуждаются промышленные предприятия Татарстана.

Что касается сельхозпродукции, то благодаря введению новых технологий, мы обеспечиваем потребности населения в продуктах питания почти полностью. Основной набор продуктовой корзины - зерно, мясо, молочные продукты и овощи - мы производим в объемах, превышающих их потребление. Пока еще, в незначительных количествах, докупаем сахар, но уже в ближайшее время объем производства сахара позволит нам отказаться от его импорта и перейти на экспорт. Та же ситуация сложилась и с возрастающим производством растительного масла.

Могу сказать, что в сравнении с другими странами и регионами бывшего СССР, Татарстан, в период общего кризиса, сумел удержать самый низкий уровень спада производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Переломным же оказался 1995 год, после которого начался медленный, но устойчивый его подъем (на уровне 3% среднегодового прироста).

В преодолении кризиса и относительно быстром подъеме производства решающую роль сыграла правильно выбранная методика приватизации, а также гибкая система налогообложения, которые у нас достаточно жестко регулировались государством.

Нам часто задают вопрос о том, каковы основные направления в развитии производственно-экономического сектора Татарстана? Конечно же, нам хотелось бы иметь более сбалансированную и наукоемкую экономику. Но так сложилось, что на протяжении ряда десятилетий нам отводилась роль сырьевого придатка, и преодолеть эту тенденцию в одночасье было бы просто нереально. Однако в стратегии промышленно-экономического развития республики нефтедобывающий комплекс может сыграть и по существу играет роль надежного флагмана, модернизирующего всю совокупную инфраструктуру производственного комплекса. В скором времени мы перестроим направление развития этого комплекса, отказавшись от примитивного экспорта сырой нефти как сырья, и перейдем на продажу производных от нефти нефтепродуктов. Это даст нам возможность перейти на наукоемкие производства - укрепить базу автомобиле- и самолетостроения, к примеру.

Пока же мы хотим использовать достаточно богатый опыт в добыче и транспортировке нефти не только у себя, но и в других нефтедобывающих регионах. Причем, не только в качестве подрядчиков, но и в роли полноценных акционеров. К слову, разработанные у нас технологии нефтеизвлечения более совершенны, нежели за рубежом. Увы, наши предложения участвовать в разработке перспективных нефте- и газовых месторождений в Азербайджане и в Казахстане пока не получили отклика. Сейчас мы осуществляем небезуспешные инициативы с вложением своих технологий и инвестиций при разведке и добыче нефти в Ираке. Мы надеемся, что здесь, по мере снятия международного эмбарго на торгово-экономические отношения с этой страной, могут возникнуть перспективные возможности и позиции для выгодных капиталовложений.

Известно, что задержка с проведением земельной реформы является тормозом на пути вхождения в рыночную экономику. Исходя из этого, мы, в первую очередь, подготовили земельный кадастр, и теперь я, не без удовлетворения, могу заявить, что по уровню готовности к проведению земельной реформы мы опережаем все регионы РФ, да и, пожалуй, большинство стран СНГ. Парламент Татарстана, рассмотрев в текущем году законопроект о земле, принял его в первом чтении. И все же я попросил законодателей более тщательно проработать все параметры и детали будущего закона и, не откладывая надолго, принять его уже в будущем году.

Коротко прокомментирую его основные позиции. В будущем законе предусмотрена норма купли-продажи земельных участков. Причем, не допускаются какие бы то ни было ограничения для участия в этой сделке иностранцев. Разумеется, как и все цивилизованные страны, Татарстан оставляет за собой право участвовать в регламентации подобных сделок. Скажем, в договоре купли-продажи будет оговорено целевое назначение и характер использования приобретаемой земли. Зато ее покупка и эксплуатация с привлечением инвестиций и наукоемких технологий освобождают иностранцев от уплаты местных налогов сроком до десяти лет. Эти мои слова можете передать украинским предпринимателям в качестве приглашения поучаствовать с выгодой для себя в нашей земельной реформе.

Как известно, Татарстан является республикой-донором. Мы помогаем отсталым регионам РФ в рамках заключенного с федеральным центром межбюджетного соглашения. Процедура взаиморасчетов проста и прозрачна: по завершению финансового года мы подводим его итоги, просчитываем прибыль и анализируем направление потоков финансовых масс, а потом, в объеме своих налоговых обязательств, отчисляем в совокупный бюджет РФ необходимые средства. На сегодня объемы наших налоговых отчислений федеральному центру достигают 2 триллионов 600 миллиардов рублей. В свою очередь, различные ведомства РФ понесли на территории Татарстана расходы, исчисляемые чуть ниже

1 триллиона рублей.

Диспропорция очевидна и невыгодна для нашего налогоплательщика. Тем не менее, почему-то для тех, кому мы оказываем помощь, это положение представляется вполне естественным. Порой это доходит до абсурда. Недавно, во время заседания Совета Федерации РФ, один из руководителей соседней с нами области, с обидой произнес: «Мы не можем заплатить зарплату бюджетникам, потому что Татарстан задерживает с проплатой в федеральный бюджет». В этот момент мне вспомнился старый анекдот о нерадивом хозяине. Спрашивают у него: «У вас яблони растут? - Нет, - отвечает тот. - А груши? - Тоже, нет. - Ну а сливы? - Ну что вы! - А вы сажать пробовали? - Ну, если посадить, то, конечно, вырастут». Возможно, стоило бы посмеяться. Но, откровенно говоря, мне стало горько: кто же тебе мешает пересмотреть налоговую политику? Выйти на прямые контакты с инвесторами? Закупить наукоемкие технологии? Сломать, наконец, хребет коррупции, для которой бесхозяйственность и отсутствие эффективного контроля является средой обитания и жизнеобеспечения?..

И еще раз

о политике

- Татарстан отказался вводить на своей территории общегражданские паспорта РФ нового образца. В чем суть подобной акции?

- Сейчас в СМИ РФ довольно остро полемизируется вопрос о введении паспортов нового образца. Здесь мы имеем свою принципиальную позицию, отличающуюся от позиции федерального центра, и поэтому приостановили выдачу новых паспортов на территории республики до окончательного согласования этого вопроса.

Наша позиция исходит из того, что Татарстан, согласно нашей Конституции, является суверенным государственным образованием. А значит, и в основном документе граждан нашей республики - в паспорте, должна быть отражена государственная символика республики - герб, национальный флаг и государственный язык. Принцип двойного гражданства, принятый Конституцией Татарстана, также должен быть отражен в паспорте. И последний, довольно-таки непростой вопрос: отражать ли в основном документе национальную принадлежность ее владельца?

По первым двум позициям наше мнение однозначно, и мы не допустим на своей территории игнорирование наших требований. Об этом Татарстан честно и открыто уведомил федеральные власти РФ.

Что же касается 5-й графы паспорта - национальной принадлежности, - то по этому вопросу мы готовы пойти на компромисс, оставив в обязательном порядке запись о национальной принадлежности в «Свидетельстве о рождении». В момент же получения паспорта гражданин будет вправе самостоятельно выбрать: объявлять ли свою национальную принадлежность в основном документе или же оставить эту графу незаполненной.

- Какова связь Татарстана с этническими татарами, проживающими за пределами своей этнической территории? Кроме того, каковы перспективы Татарстана в налаживании самостоятельных внешнеполитических и внешнеэкономических связей?

- В рамках укрепления своих этнических корней мы проводим Всемирный конгресс татар. В этом году был проведен Второй конгресс. Должен с удовлетворением отметить, что в период между конгрессами руководством и активистами конгресса была проведена значительная работа. Это ощущалось уже по тому, что в отличие от первого национального форума, где его участников захлестывали волны эйфории, на второй встрече преобладал дух здорового прагматизма и деловитости. Были заслушаны итоги работы комиссий Конгресса, согласно которым в местах компактного проживания татар достаточно эффективно действуют национально-культурные центры, обеспечивающие устойчивое функционирование теле- и радиопрограмм на татарском языке, национальные татарские школы, фольклорно-этнографические ансамбли и прочее. В частности, деятельность национально-культурных центров татар в Донецкой и Луганской областях Украины была оценена достаточно высоко. За что, пользуясь предоставленной вашим изданием возможностью, я хочу поблагодарить руководство этих областей, содействующих нашим этническим представителям.

Мы также уделяем внимание проблемам этнически близких нам крымских татар, пытаясь поддержать их хотя бы морально. Раньше, находясь вместе с Украиной в составе одного государства, мы имели межправительственные соглашения по оказанию помощи по обустройству крымских татар. Сейчас же наши прежние договоренности не действуют и необходимо разрабатывать новые формы и соглашения по этому вопросу.

Пока же у нас имеется договоренность с правительством АКР о совместной эксплуатации рекреационных зон. Впрочем, такие же договоренности мы имеем с Турцией и Чехией.

Но вернусь к перспективам полномасштабных экономических, торгово-промышленных, научных и культурных связей между Татарстаном и Украиной. Татарская сторона считает, что сегодняшний их уровень ни в коей мере не соответствует реальным потребностям и возможностям наших стран. Один из первых шагов на пути преодоления искусственных заторов, тормозящих их прогрессивное развитие, осуществлен в текущем году лидерами Украины и РФ - снято двойное налогообложение на ввозимую товарную продукцию. Татарстан имеет возможность в рамках межправительственных договоренностей с федеральными властями РФ осуществлять прямые связи по широкому спектру взаимовыгодных проектов. Необходимо только инициировать этот процесс. Причем, с обеих сторон. Впрочем, это я вам рассказываю. Но что мешает украинской стороне поучаствовать в совместной с нами программе по созданию общего для Украины и Татарстана информационного пространства. Ведь оперативная и достоверная информация о процессах, протекающих в наших странах, будет способствовать установлению доверия и взаимной доброжелательности, так необходимых для развития и укрепления взаимовыгодных связей на всем жизненном пространстве. Так и отметьте в вашем блокноте: Татарстан предлагает Украине выйти на путь широкого обмена информацией - таково требование динамически развивающегося времени. Таково и стремление наших народов - знать друг о друге.

Опыт заключения прямых межправительственных договоренностей мы уже имеем. По нашей инициативе создана ассоциация регионов РФ «Большая Волга», деятельность которой начинает приносить первые плоды. На межпарламентском уровне Татарстан принял активное участие в погашении вооруженного конфликта в Чечне. Не ограничиваясь непосредственными миротворческими контактами с руководством РФ и Республики Ичкерия, мы направляли своих представителей на международные конференции, посвященные так называемой «чеченской проблеме», а совсем недавно, первыми заключили с руководством Республики Ичкерия официальный договор о сотрудничестве.

Как видите, можно жить, руководствуясь различными установками и мотивациями: со вздохами и умилением вспоминать о прошлом, в котором для всех была гарантированная дешевая колбаса по талонам; строить планы о том, что нас ждет в будущем, «если…». Мы же живем сегодняшним днем с его неустроенностью и пытаемся изменить условия нашего существования уже сегодня, сейчас.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме