«МАНХЭТТЕНСКИЙ ПРОЕКТ» ИСЛАМАБАДА

Поделиться
О пакистанской атомной бомбе говорили давно. Во всех справочниках по распространению ядерного ор...

О пакистанской атомной бомбе говорили давно. Во всех справочниках по распространению ядерного оружия как российских, так и американских эта страна находится в группе так называемых пороговых государств, то есть по всем параметрам способных создать ядерное оружие, однако пока не объявивших по каким-то причинам о наличии его у себя.

В общем-то, бомба нужна Пакистану не просто для самоутверждения или как «вещь в себе», ключевым вопросом, лежащим в основе всех действий Исламабада в области национальной безопасности, является его стремление достичь превосходства в вооружении над своим извечным противником и оппонентом - Индией. В области разработки оружия массового уничтожения пакистанцы индийцам проигрывают - последние в 1974 году уже произвели взрыв ядерного заряда.

Теперь можно говорить, что нечто похожее проделал и Пакистан. В минувшие выходные премьер-министр страны Наваз Шариф по случаю Дня обороны (праздника, отмечаемого в память о войне, которую в 1965 году Исламабад вел с Индией за гималайский штат Кашмир) посетил расположение войск в районе индо-пакистанской границы. Здесь он произнес перед собравшимися тремя тысячами человек зажигательную речь, в которой обронил высказывание, вызвавшее позднее по всему миру волну взволнованных комментариев и прогнозов.

Смысл этого высказывания заключается в том, что, по мнению премьера, Пакистан имеет право на ядерное оружие для осуществления политики сдерживания в отношении своих соседей и не собирается жить по указке других стран, пусть и достаточно могущественных.

«Я хочу заявить, что вопрос о нашей способности создать ядерное оружие уже в прошлом, и мы имеем теперь больше возможностей для защиты своей страны. Мы можем в полной мере гарантировать оборону наших границ, если враг захочет их нарушить», - патетично провозгласил Шариф под одобрительные крики слушателей, неоднократно прерывавших его речь возгласами «Да здравствует Пакистан!».

Когда крупнейшие информационные агентства, ссылаясь на премьер-министра Пакистана, разнесли по миру сообщение о том, что его страна имеет атомную бомбу, официальный Исламабад выразил по этому поводу недоумение.

«Насколько нам известно, глава кабинета не делал и не собирался делать подобного признания», - такова позиция министерства обороны Пакистана. МИД страны на лавину вопросов представителей прессы дипломатично ответил, что не уполномочен комментировать заявления и поступки главы правительства.

Более пространную отповедь «измышлениям» средств массовой информации в телефонном интервью на условиях анонимности дал высокопоставленный чиновник министерства информации Пакистана. Он заявил, что всему миру известно, где и как готовятся такие «утки». И, по его мнению, было бы несолидно опровергать их. Он уверен, что кто-то неправильно интерпретировал, а может быть, умышленно исказил слова Наваза Шарифа о том, что пора прекратить говорить о пакистанской ядерной программе, и что как суверенное государство Пакистан имеет право ради блага своего народа делать все, что ему захочется.

Насколько верно журналисты поняли высказывание пакистанского премьера, судить читателю. Во всяком случае, автор привел прямой перевод слов Шарифа, переданных такими авторитетными агентствами новостей, как «Ройтерс» и «Ассошиэйтед пресс».

Разумеется, премьер не оговорился, и тот, кому были предназначены его слова, их услышал. Выступление Шарифа состоялось во время очередного витка напряженности между Пакистаном и Индией. Как обычно, причиной его стал штат Кашмир. Население этого индийского штата, большинство которого составляют мусульмане, уже на протяжении 50 лет с момента обретения независимости обеими странами стремится выйти из состава Индии и стать либо частью Пакистана, либо независимым государством. Между Дели и Исламабадом из-за Кашмира уже дважды вспыхивали полномасштабные войны.

Начиная с середины августа войска по обе стороны границы почти ежедневно обмениваются артиллерийскими обстрелами. По сообщениям Исламабада, за это время индийцы потеряли 23 человека, а Пакистан - троих, что может считаться лишь незначительным эпизодом в длительном конфликте, унесшем с 1989 года более 14 500 человек. И сегодня, накануне очередного раунда индо-пакистанских переговоров по проблеме Кашмира, пакистанской стороне было бы совсем нелишним иметь дополнительный козырь.

Однако этот козырь может сыграть и против Пакистана, особенно в его отношениях с Соединенными Штатами. Не стоит забывать, что в 1990 году Вашингтон аннулировал сделку с Исламабадом относительно покупки последним 71 современного истребителя F-16 и прекратил экономическую и военную помощь Пакистану. Эти санкции стали результатом возникновения у США подозрений по поводу того, что пакистанцы усиленно работают над созданием ядерной бомбы.

Еще одной пострадавшей стороной разгоревшегося скандала может стать Китай. Ранее американцы уже обвиняли Пекин в продаже Пакистану ракет М-11 (потенциальных носителей ядерных зарядов). Тогда китайцы наотрез отвергли обвинения как необоснованные, а Исламабад подтвердил приобретение у КНР ряда ракетных технологий, однако не уточнил, можно ли их использовать для производства носителей ядерных боеголовок.

Сейчас же американские эксперты в области контроля за вооружениями обратились к президенту Биллу Клинтону с предупреждением о нежелательности поспешных решений относительно разрешения американским компаниям продавать ядерные компоненты в Китай. Это обращение вызвано их опасениями, что Пекин снабжает Пакистан ключевыми составляющими для создания ядерного реактора, который можно использовать в производстве, в том числе и ядерного оружия.

Необходимо пояснить, что США и КНР сегодня наконец-то подошли к разрешению длительного спора по введению в действие подписанного еще в 1985 году соглашения о продаже Вашингтоном Пекину американских ядерных реакторов. Ожидалось, что окончательное решение будет принято на американско-китайском саммите на высшем уровне, который состоится в середине следующего месяца в столице США.

Конкретные же подозрения американских экспертов заключаются в том, что Китай снабжает Пакистан значительно большим количеством «тяжелой воды», чем необходимо для работы находящегося под международным контролем реактора «Канупп». А как известно, «тяжелая вода», имеющая в своем составе радиоактивный изотоп водорода, может применяться как в обычных реакторах, служащих для производства электроэнергии, так и в тех, что вырабатывают плутоний для ядерного оружия. Поэтому эксперты высказывают предположение, что Пакистан может использовать избыток «тяжелой воды» именно для такого, производящего плутоний реактора «Кхушаб». И нет сомнения в том, что катализатором их обращения к президенту США стало спонтанное высказывание Н.Шарифа.

Между прочим, вся эта история может оказать серьезное воздействие и на украинский ВПК. В случае подтверждения факта наличия у Пакистана ядерного оружия американцы наверняка поднимут вопрос о введении международного эмбарго на продажу Исламабаду вооружений любого вида. Наверняка такую позицию поддержит и Россия, никогда не испытывающая симпатий к стране, поддерживавшей афганских моджахедов и взлелеявшей талибов, являющейся потенциальным противником давнего российского друга - Индии. Тогда украинско-пакистанское военное сотрудничество может закончиться, так по-настоящему и не начавшись.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме