МААСТРИХТСКОЕ РАНДЕВУ

Поделиться
«Изюминками» неформального двухдневного совещания министров обороны стран НАТО в голландском Ма...

«Изюминками» неформального двухдневного совещания министров обороны стран НАТО в голландском Маастрихте были два момента - особая позиция Франции в Североатлантическом альянсе и участие впервые в его истории российского министра - Игоря Сергеева.

Встреча глав военных ведомств должна была обозначить вехи на пути реформы военного союза, определиться с финансированием и условиями приема новых членов (договор с ними должен быть подписан до конца года), рассмотреть выполнение НАТО своих задач в бывшей Югославии, а также обозначить некие особые отношения с Россией.

НАТО намеревается во что бы то ни стало завершить к декабрю этого года проект реформы военной структуры альянса. Но, как известно, подготовка этой реформы долгое время блокируется противоречиями между Испанией и Португалией, Грецией и Турцией, а главное - между Францией и США. Париж настаивает на том, что в новой военной структуре пост командующего Южным флангом НАТО на Средиземном море должен занять европеец. Вашингтон же занимает непримиримую позицию, отказываясь идти на уступки своим европейским партнерам. Аргументы американцев традиционны - регион, вокруг которого идут споры, является «сферой жизненных интересов США».

В ответ на упрямство американцев Франция приняла окончательное решение относительно своего членства в организации - в военной структуре НАТО не будет одного из крупнейших государств Европы. И после дискуссии на маастрихтской встрече об этом можно говорить уверенно. Большинство министров с сожалением восприняли решение Парижа пока что воздержаться от участия в объединенной военной структуре блока, которую французы покинули еще 31 год назад. Один из натовских дипломатов, присутствовавший на встрече, заявил журналистам: «Мы считаем, что без Франции военная структура НАТО остается не совсем полноценной, но чудес не бывает, и надо признать политическую реальность».

Разумеется, министры заверили своего французского коллегу Алена Ришара, что двери для Франции всегда остаются открытыми. Он же в свою очередь, выступив довольно конструктивно, постарался сгладить неудачный результат дискуссии. Ришар пообещал минимизировать негативные последствия неучастия Франции для оперативной деятельности военной машины НАТО.

Возможно, основываясь именно на этом, заместитель министра обороны США Уолтер Слокомб, несмотря на сожаление по поводу позиции Франции, выразил удовлетворение тем, что французы готовы выполнить все свои обязательства, вытекающие из членства в альянсе. Франция будет в полной мере участвовать в пересмотре натовской военной концепции 1991 года, в создании Многонациональных тактических сил НАТО, а также в планировании и проведении всех операций, которые будут проводиться под эгидой Западноевропейского союза с использованием натовских средств. (Предполагается, что в таких операциях не будут участвовать наземные силы США).

Прибывший в Маастрихт Игорь Сергеев с ходу должен был решать не очень приятную задачу - уверить западных партнеров в том, что российское руководство в полной мере контролирует вопросы безопасности своей страны и не планирует за их спиной в этой области чего-нибудь неожиданного. А причиной этого стали статьи о неблагополучном положении с этими вопросами в России, которые уже месяц регулярно публикует западная пресса. Российский министр заявил, что не согласен с утверждением ряда западных аналитиков о том, что сегодняшняя Россия нестабильна и несет угрозу безопасности в Европе. По его словам, она сегодня более стабильна и предсказуема, а политическая обстановка в стране не хуже, чем ранее. Сергеев обратил внимание на то, что РФ не только выполняет все международные договора и обязательства, в том числе и бывшего СССР, но и выступает с новыми инициативами в области ядерной безопасности и сокращения вооружений. Тут же он напомнил о последней инициативе Е. Примакова о дальнейшем снижении ядерных потенциалов России и США до 1500 боеголовок.

Министр обороны РФ кроме своего намерения обсудить вопросы европейской безопасности с руководством альянса и своими коллегами из стран, в него входящих, собирался «опробовать» объявленную Борисом Ельциным позицию России по новой архитектуре безопасности в Европе. Ее суть, по словам Сергеева, заключается в постепенной трансформации НАТО в политический союз в рамках ОБСЕ. Это старая песня, и вряд ли такой подход найдет понимание у натовских стран.

В общем-то все это - политическая обертка миссии Сергеева, никого ни к чему не обязывающая. Реально российский министр обороны должен был каким-то образом сдвинуть в область практического наполнения основополагающий акт Россия-НАТО и прежде всего определиться с деятельностью его структуры - Совместного постоянного совета.

Похоже, дело сдвинулось с мертвой точки. Глава российского военного ведомства заявил в Маастрихте, что военный представитель России при НАТО будет назначен в октябре-ноябре этого года. Говоря же об участии РФ в военных учениях и мероприятиях в рамках «Партнерства во имя мира», Сергеев с военной лаконичностью заявил, что это будет определяться принципами необходимости и целесообразности.

Генсек альянса Х.Солана также был весьма любезен с российским министром. Он выразил желание НАТО активно развивать военное сотрудничество с Москвой. Конкретным наполнением этого желания будет ряд встреч в рамках Совместного постоянного совета НАТО-Россия еще до конца этого года. В частности, 23 октября начальник генштаба российских вооруженных сил А.Квашнин встретится со своими натовскими коллегами во время заседания Военного совета НАТО. В декабре же в Брюсселе состоится второе заседание совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел. Солана полагает, что эти контакты должны послужить разработке и выполнению новой полноценной программы военного сотрудничества. Как известно, принятая два года назад индивидуальная программа так и не была выполнена.

Итак, несмотря на всеобщее негативное отношение в России к Североатлантическому союзу, она уверенно идет на развитие отношений с ним. К сожалению, в Украине все происходит наоборот - политическое руководство вроде бы за активизацию сотрудничества с НАТО, а на деле далее учений в рамках программы «Партнерство во имя мира» дело не идет. Приглашение в Маастрихт российского министра обороны и игнорирование украинского - лучшее подтверждение тому, кто подписал действительно договор об индивидуальном партнерстве с альянсом, а кто - только ни к чему не обязывающую декларацию.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме