«КАРИБСКИЙ КРИЗИС» В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

Поделиться
Отношения между Грецией и Турцией очень напоминают отношения между Арменией и Азербайджаном. Нес...

Отношения между Грецией и Турцией очень напоминают отношения между Арменией и Азербайджаном. Несмотря на то, что первые являются членами НАТО, а вторые - членами Ташкентского пакта, и тех и других разделяют непримиримые противоречия, связанные с давними историческими обидами и принадлежностью к конфликтующим между собой религиям и культурам. Спросите у любого грека, что он думает о турках, и в ответ вы услышите долгую тираду, насыщенную яркими историческими примерами и нелицеприятными обобщениями. Точно такой же ответ вы получите от армянина об азербайджанцах. Это на бытовом уровне. На государственном же - противоречия между и теми, и другими группами стран выливается в жесткое противостояние между ними вокруг конкретных спорных территорий. Для Армении и Азербайджана - это бесконечная проблема Карабаха, а для Греции с Турцией - не менее бесконечная проблема острова Кипр.

Спор между Турцией и Грецией вокруг кипрской проблемы своими корнями уходит в далекое прошлое. На острове проживают в основном греки и турки. После провозглашения его независимости 16 августа 1960 года между двумя общинами долгое время не прекращались кровавые столкновения из-за спора вокруг конституции страны. Непримиримое их противостояние не смогла приглушить даже общая для тех и других угроза со стороны бывшего СССР в лучшие для НАТО времена «холодной войны». В июле 1974 года правительство Никосии совершило военный переворот в попытке объединиться с Грецией. Тогда Турция, поддерживающая турецкую общину, направила войска на остров и оккупировала одну треть Кипра. После этого страна разделилась на две части. В ноябре 1983 года турки, проживающие на севере острова, провозгласили Турецкую Республику Северного Кипра, которую признала только Турция. В настоящее время она финансирует половину расходов властей северной части Кипра, где размещен 30-тысячный турецкий воинский контингент. Разумеется, Греция и Турция являются покровителями и опекунами соответственно греческой и турецкой общин на острове.

В середине января этого года кризис в отношениях между Турцией, Кипром и Грецией в очередной раз обострился. На этот раз это было связано с решением кипрского правительства о приобретении российских зенитно-ракетных комплексов

С-300. Для Турции это было настолько неприемлемо, что она даже пригрозила использовать силу против Кипра, чтобы помешать размещению на острове этих противовоздушных систем. Нагнетание напряженности в отношениях между Кипром, Грецией, с одной стороны, и Турцией, с другой, привело к усугублению и без того сложного кипрского кризиса, и сегодня оно реально ставит под угрозу безопасность и стабильность в Средиземноморском регионе, поэтому и вызывает озабоченность и тревогу международного сообщества.

Непосредственной причиной этого кризиса послужил контракт, подписанный между кипрским правительством и Россией о поставке на остров 90 российских зенитно-ракетных комплексов

С-300, радиус действия которых составляет 150 километров. Формально эти ракеты призваны укрепить морскую и противовоздушную оборону в западной части Кипра, а реально - исключить возможность поддержки турков-киприотов турецкой авиацией в случае возникновения вооруженного конфликта между северным и южным Кипром.

Турции давно было известно о том, что Кипр намерен купить ракеты класса «земля-воздух» российского производства. Во время прошлогодней поездки в Москву заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Турции Тансу Чиллер обсуждала с главой российского правительства Виктором Черномырдиным вопросы, связанные с этой военной сделкой. Она просила российскую сторону отказаться от этого плана, но ее усилия оказались безрезультатными. Так что 4 января, когда Кипр объявил о подписании с РФ соглашения об указанной сделке, Турция отрицательно отреагировала на это. Турецкий МИД опубликовал заявление с критикой кипрских греков за наращивание своей военной мощи, которая ставит под угрозу мир на Кипре и негативно скажется на политическом решении кипрской проблемы. В заявлении говорилось, что Турция предпримет все необходимые меры для защиты безопасности турок-киприотов и сохранения военного баланса между Турцией и Грецией в восточной части Средиземного моря. МИД Турции заявил одновременно протест и России, указывая на недопустимость таких ее действий, особенно в свете того, что последняя является постоянным членом Совета Безопасности ООН. По словам министра обороны Турции Турхана Таяна, Анкара предпримет все возможные меры для того, чтобы на Кипре не были размещены российские ракеты. Он также сравнил нынешние события на острове с подобным кризисом на Кубе в 1962 году. В свою очередь, Чиллер, изложив более твердую позицию своей страны по этой проблеме, сказала: «мы ни в коем случае не позволим размещать на юге Кипра, где живут кипрские греки, ракеты класса «земля-воздух» С-300, а в случае необходимости Турция предпримет военную силу». Далее события развивались стремительно. Начальник турецкого генерального штаба 12-13 января в сопровождении высшего командования совершил поездку на север Кипра, где живут турки, и посетил дислоцированные там турецкие части. 14 января премьер-министр Турции Неджметтин Эрбакан выступил с угрозой нанести удары по Кипру в случае размещения там ракет.

В противовес турецкой военной угрозе президент Кипра Глафкос Клиридис сообщил, что его страна ни в коем случае не пойдет на уступки. Его министр иностранных дел подчеркнул, что покупаемая Кипром ракетная техника является оборонительной и не создаст угрозы для севера Кипра. Она будет размещена лишь в целях самообороны.

Афины, заключившие с Никосией «договор о совместной обороне», отвергли протесты Анкары, Вашингтона, Лондона и Парижа, вновь выразили полную поддержку кипрскому правительству и его усилиям по обеспечению своей обороны. Министр обороны Греции, предупреждая о возможности нападения Турции на Кипр, сказал, что это касается не только Греции, но и Европейского союза, для которого неприемлемо никакое нападение на этот остров. Греческий министр обратился к своим союзникам, стремящимся к сохранению безопасности и стабильности в регионе, с призывом убедить Анкару в необходимости отказа от любых силовых действий.

Представители Министерства иностранных дел России подчеркнули, что Кипр является независимым государством, имеющим право предпринимать все необходимые меры для обеспечения своей обороны. Поставки Москвой на Кипр ракет оборонного характера не противоречат уставу ООН и, следовательно, не нарушают баланса сил в регионе.

Не следует забывать, что как Турция, так и Греция являются союзниками США по Североатлантическому альянсу. Трения же между Анкарой и Афинами в вопросе предоставления Москвой Кипру ракет и турецкая угроза применения силы не только поставят под угрозу безопасность в регионе, но и поколеблят южный фланг Североатлантического альянса.

Россия же от заключения данной сделки выигрывает троекратно. Во-первых, она осуществляет серьезный прорыв на западноевропейском рынке вооружений, который со времен окончания второй мировой войны принадлежал американцам и их союзникам по НАТО. Кроме того, Россия подобным шагом осуществляет своеобразный «шантаж» Соединенных Штатов в вопросе пересмотра Договора по противоракетной обороне 1972 года. Напомню, что американская сторона пытается убедить россиян согласиться на придание статуса «тактической ПРО» американской усовершенствованной системе «Пэтриот» и российской С-300 (той самой, которую желает приобрести Никосия), и вывести их из договора 1972 года. Россия тяжело идет на переговоры, пытаясь прежде всего использовать их для своих целей. Дело в том, что сейчас

С-300 в России не производятся. В российских вооруженных силах этих комплексов достаточно, а для возобновления их производства необходимы заказы извне. Если такие заказы появятся, то РФ может согласиться с предложениями американцев. Но в этом случае она сможет спокойно торговать этими комплексами, не опасаясь возражений мирового сообщества (американцев в первую очередь): С-300 будет признан тактическим оборонительным оружием.

Но самое главное то, что попытка заключения сделки с Кипром была для внешнеполитического ведомства Примакова первой попыткой «игры на чужом поле», то есть оказания влияния на регион, исконно бывший «вотчиной» США. Любопытно то, что Россия не только не боялась вызвать недовольство у американцев, а шла на это сознательно. Впрочем, такой шаг логично вписывается в общую схему сегодняшнего поведения России на внешнеполитической арене, где она все чаще и чаще идет на конфликт с Западом. При любом развитии событий Москва оставалась в выигрыше. Учитывая, что Кипр является «яблоком раздора» между Грецией и Турцией, она в любом случае могла рассчитывать на появление очередных разногласий внутри НАТО, против расширения которого активно выступает, а сделать ничего не может.

Именно поэтому Вашингтон, называя, с одной стороны, российско-кипрское соглашение о поставках ракет сделкой, неблагоприятной для мира на острове, критиковал и Анкару за демонстрацию силы как безответственную акцию. Призывая противоборствующие стороны к сдержанности, Вашингтон немедленно направил специального представителя, заведующего отделом госдепартамента по делам Южной Европы Кареу Кавано на Кипр для проведения переговоров с президентом республики и лидером турецкой общины. Как заявил Кавано, лидеры кипрской и турецкой общин согласились приложить усилия для разрядки напряженности на острове. 14 января Кавано заявил в Афинах, что кризису, возникшему в связи с планируемым размещением ракет российского производства на Кипре, положен конец. Однако официальная Никосия опровергла высказывание спецпредставителя США, отметив, что подобный комментарий Вашингтона является недоразумением. В подтверждение этого на этой неделе председатель парламентской комиссии по вопросам обороны Республики Кипр Т. Хаджидимитриу сообщил, что уже в начале февраля правительство Кипра выплатит России первые 45 млн долларов из общей суммы контракта в 410 млн. Анкара, в свою очередь, также заявила, что ракетный кризис остается нерешенным. Посреднические действия США в отношениях между Грецией и Турцией продолжаются, и развитие «ракетного кризиса» на Кипре зависит от того, какими будут результаты этого посредничества.

Пока же премьер-министр Греции Константинос Симитис, выступая в минувший вторник в Риме перед участниками проходящей здесь сессии генерального совета Социалистического интернационала, осудил предпринимаемые Турцией «в нарушение международного права и вопреки воле международного сообщества» попытки легализовать фактическое положение дел на Кипре, сложившееся после турецкой оккупации части острова. По мнению Константиноса Симитиса, основой для решения кипрской проблемы должны стать резолюции ООН, в которых подчеркивается необходимость вывода всех иностранных войск с острова и начала мирных переговоров при уважении принципов независимости, суверенитета и территориальной целостности Кипра.

Страсти накаляются, а в Москве удовлетворенно потирают руки.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме