КАК ЖИВЕШЬ, РАЙОН, БЕЗ ДЕПУТАТА

Поделиться
В Киеве сложилась довольно нестандартная ситуация: из его двадцати трех избирательных округов своих представителей в высшем законодательном органе страны имеют всего одиннадцать...

В Киеве сложилась довольно нестандартная ситуация: из его двадцати трех избирательных округов своих представителей в высшем законодательном органе страны имеют всего одиннадцать. «Бесхозными» оказались жители Шевченковского, Ватутинского, Днепровского, Харьковского, Минского, Зализнычного, Жовтневого и Старокиевского районов. А это, ни много ни мало, - свыше одного миллиона человек. Как сказывается отсутствие «своего» депутата ВР Украины на жизни района? Есть ли проблемы, которые без его помощи невозможно решить? С такими вопросами я обратилась к главе Зализнычной районной госадминистрации Валерию ТИТАРЧУКУ и его коллеге из Старокиевского района Борису АНДРЕСЮКУ.

- Во-первых, хотелось бы сказать несколько слов о том, почему в Зализнычном округе не был избран депутат в высший законодательный орган страны, - говорит Валерий Титарчук. - Наши жители, наблюдая за деятельностью украинского парламента, в большинстве случаев делали для себя неутешительные выводы. Депутаты преимущественно использовали высокую трибуну не по назначению. А, как правило, для политической пропаганды, отстаивания исключительно интересов определенных депутатских группировок и объединений. Решение же жизненно важных для государства вопросов оставалось «за бортом». Все это не могло не породить подрастающую пассивность избирателей. Трижды у нас проводились выборы и трижды - безрезультатно. Да, на мой взгляд, и сегодня многие депутаты ВР не понимают своего прямого предназначения. Нет у них государственного видения. Ведь нельзя радеть только за одну отрасль, за один регион. Нужно пытаться, так мне кажется, улучшить жизнь всем. Поэтому и считаю, что депутат ВР, решающий частные проблемы своих избирателей, - это одно из заблуждений прошлых лет. Сегодняшняя роль народного избранника в высшем законодательном органе - роль аналитика, который сумел бы аккумулировать местные проблемы и экстраполировать их на всю страну. Именно такие, подчеркиваю, государственные деятели нам нужны.

По опыту моих коллег, глав администраций районов Киева, где избраны представители в ВР, знаю, что влияние последних на жизнь округа фактически нулевое. Посудите сами: ну что может изменить депутат в ситуации, которая складывается, например, с бюджетом района? Практически ничего. С другой стороны, я понимаю, что бюджет «сверстан» таким образом потому, что попросту неоткуда взять денег, а не оттого, что кому-то хочется, дабы нам жилось хуже. И как бы депутат ни ратовал за свой округ - никто денег больше не даст. Не вижу большой трагедии в том, что у нас нет «своего» депутата в Верховной Раде. Да и не припомню за последнее время таких вопросов, которые мы не могли бы решить собственными силами. Единственное, в чем я усматриваю реальную пользу от депутата, это - инициирование скорейшего принятия Закона о столице и Закона о местном самоуправлении.

А вот мнение главы Старокиевской райадминистрации Бориса Андресюка:

- Как известно, от половины киевских округов не были избраны представители в ВР. И это, на мой взгляд, очень негативно сказывается на городе в целом. Нет крепкого депутатского костяка, который бы генерировал жизненно важные для столицы идеи и серьезно отстаивал их на государственном уровне. В результате столица попросту утрачивает роль лидера во многих сферах жизни. А чтобы подобная 1994-у ситуация с выборами не повторилась в следующем году, нужно менять законодательство. Нормальным, убежден, следует считать 25-процентный барьер избирателей, принявших участие в голосовании, и выборы - состоявшимися. Закон должен учитывать реальные интересы общества. И активная часть избирателей не должна быть зависима от пассивной, свидетелями чему мы являемся сегодня при закрепленном законодательно 50-процентном избирательском рубеже.

Как сказывается отсутствие депутата на жизни района? Ответ однозначен: мы от этого отнюдь не выигрываем. В Старокиевском живет очень много грамотных, заслуженных, интеллигентных людей, интересующихся политикой. Например, когда шло обсуждение проекта Конституции, в райадминистрацию приходила масса посетителей с просьбами: «Донесите наши предложения до ВР!» А как я это сделаю? Именно в таких ситуациях и незаменим депутат, тем более что много было дельных, нужных предложений. Очень часто люди обращаются по пенсионным вопросам: внести дополнения, изменения в пенсионное законодательство. К слову, только в нашем районе проживает семнадцать тысяч пенсионеров. Большой пласт неурегулированных вопросов в сфере приватизации, в системе реализации прав на частную собственность, социального обеспечения малоимущих. И здесь помощь депутата необходима. А в нашей, так сказать, бездепутатской ситуации, людям приходится писать Президенту, председателю ВР, премьер-министру. Но это - не их задачи, они не могут отвлекаться на частные проблемы. Ведь именно депутат (простите за банальность) - выразитель и защитник интересов рядовых граждан. Он должен чаще встречаться с ними, знать их проблемы, мнения, нужды, настроения. Я вовсе не считаю, что депутат ВР обязан решать конкретные проблемы конкретных людей. Но путем влияния на законотворческий процесс он должен защищать интересы своих избирателей. Именно это и есть самая большая политика. Будь у нас свой депутат, я стремился бы находиться с ним в непосредственном и постоянном контакте. Ведь много есть проблем, которые я просто не в состоянии самостоятельно решить: не хватает законодательного поля. А депутатские полномочия, позволяющие делать запросы напрямую в наивысшие инстанции, могут служить в этом случае очень важным вспомогательным рычагом. Кроме того, у нас в районе есть много специфических проблем. Одна из важнейших - архитектура городского центра. Здания Крещатика требуют серьезной реконструкции, капитальных вложений. Возможно, нужно принимать даже какую-то программу по восстановлению архитектурных памятников, которых в нашем районе 185 - чуть ли не каждый второй-третий дом. Очень серьезные опасения вызывает ныне экологическая обстановка - за последние годы в несколько раз возросли транспортные потоки в «сердце» столицы. Следует позаботиться о более рациональном обустройстве пешеходной части городского центра. Одним словом, поле деятельности для депутата - сверхобширное.

Ну что ж, рекомендации и советы - это одно. А насколько в действительности тяжел депутатский «крест»? И чем не в теории, а на практике приходится заниматься выразителю и защитнику интересов народа в своем избирательном округе? Эти вопросы адресовала народному депутату Украины, члену комиссии ВР по вопросам науки и народного образования Мирославу ГОРБАТЮКУ (Радянский избирательный округ).

- Я провожу приемы два раза в месяц. На каждый приходят 20 - 25 человек. Самый острый и болезненный вопрос - жилищный. Из 150 тысяч жителей Радянского района - 5700 очередников. Свою роль я вижу прежде всего в обеспечении справедливого решения при распределении жилья. В первую очередь его должны получать те, кто объективно наиболее в нем нуждается. Иногда приходится нажимать на райадминистрацию, чтобы не забывали о людях, находящихся действительно в очень сложном положении. Но сейчас я пытаюсь найти способ, как решить эту проблему в более глобальном масштабе. Ведь ситуация и впрямь критическая: на такую огромную очередь - всего 30 - 40 квартир ежегодно. Поэтому нужно думать о подключении спонсоров, собственных вкладов граждан, банковских ресурсов, чтобы жилищный вопрос решался, сдвинулся с мертвой точки. Массу времени съедают «разборки» с коммунальными неурядицами: где-то нет горячей воды, где-то не включили отопление и т.д. и т.п.

Согласен, многие из этих проблем изначально - вовсе не моя парафия. Они полностью блокируют меня, не дают возможности уделять внимание чему-то другому, не менее важному. Но если люди приходят именно ко мне, значит, я обязан этим заниматься. Помочь каждому (по многим причинам, не зависящим от меня), конечно, не в силах, но где-то 20 - 25% вопросов удается решить положительно.

- Мирослав Филиппович, а как быть тем людям, в чьем округе нет своего депутата?

- Единственное, что могу посоветовать, - обращаться к тем, кто избран. Ко мне, например, приезжали жители и Зализнычного, и Жовтневого, и Ленинградского районов, хотя в последнем, между прочим, есть свой депутат в ВР. Приходилось рассматривать дела даже из Киевской, Черниговской, Полтавской, других областей Украины. И всем пытаюсь помочь в меру своих сил и возможностей.

- Как вы считаете, можно ли говорить о существовании в парламенте столичного лобби?

- Думаю, что нет. И прежде всего из-за неполноты киевского депутатского корпуса. Будь он не в урезанном виде, уверен, его слово в ВР было бы очень весомым. Ведь полноценный депутатский корпус от Киева представлял бы весь многогранный спектр жизни столицы, позицию горожан. А пока нас мало и мы, к сожалению, очень разрознены. Посему и не представляем монолитной единой силы. Киев от этого, безусловно, многое теряет.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме