Энергетическая дипломатия Украины: план действий на час «Ч»

Поделиться
Постарайтесь получить то, что хотите, или же вы будете вынуждены захотеть то, что получили. Бернард Шоу Сегодня уже очевидно, что час «Ч» в украинско-российских газовых отношениях неотвратимо приближается...

Постарайтесь получить то,
что хотите, или же вы будете вынуждены захотеть то,
что получили.

Бернард Шоу

Сегодня уже очевидно, что час «Ч» в украинско-российских газовых отношениях неотвратимо приближается. Его суть — ограничение с 1 января 2006 года (вплоть до полной остановки) подачи российского природного газа в газотранспортную систему Украины. В этих условиях существует реальная опасность эскалации напряженности и перенесения ее на другие сферы двусторонних отношений, включая такие чувствительные вопросы, как стратегическая безопасность и территориальная целостность Украины.

Все это требует от украинских властей не преуменьшать серьезность ситуации и причин газового кризиса, убаюкивая себя разговорами в духе «все обойдется». Напротив, как никогда, от Украины требуется проведение активной и взвешенной энергетической дипломатии, способной не только нейтрализовать кризис, но и предложить креативный, позитивный план выхода из него.

Как представляется, указанный план должен основываться на следующих действиях.

Действия, направленные
на обеспечение транзита
российского природного газа
в страны Европы.

1. Правительство Украины и НАК «Нафтогаз України» должны срочно официально уведомить российскую сторону о том, что сам факт подачи российского газа в газотранспортную систему Украины для транзита в страны Европы будет означать согласие российской стороны со всеми условиями контракта между НАК «Нафтогаз України» и ОАО «Газпром» от 21 июня 2002 года и дополнения № 4 от 9 августа 2004 года. Без этого невозможно практическое решение возникающих с 1 января 2006 года вопросов таможенного оформления российского природного газа, поступающего в Украину.

2. Официально уведомить российскую сторону о том, что украинская сторона готова выполнить в полном объеме свои международно-правовые гарантии по обеспечению транзита российского природного газа через территорию Украины (в соответствии с Соглашением о гарантиях транзита российского природного газа по территории Украины от 22 декабря 2000 года и Соглашением о дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины от 4 октября 2001 года) при условии выполнения российской стороной ее встречных международно-правовых гарантий по оплате со стороны ОАО «Газпром» транзитных услуг, оказываемых НАК «Нафтогаз України», и обеспечении транзита для Украины туркменского газа через территорию РФ.

Действия, направленные
на усиление юридических позиций украинской стороны.

1. Правительству Украины и НАК «Нафтогаз України» последовательно настаивать перед российской стороной на разрешении кризисной ситуации в газовой сфере на основе принципов верховенства права и добросовестного выполнения взятых на себя контрактных и международно-правовых обязательств.

2. Оперативно оформить и подать просьбу об арбитраже в Стокгольмский арбитраж на основании статьи 12 контракта от 21 июня 2002 года, официально уведомив об этом российскую сторону.

3. Обнародовать официальную позицию Украины о том, что НАК «Нафтогаз України» не имеет с европейскими потребителями коммерческих контрактов по вопросам транзита российского газа по территории Украины. Соответственно, юридические последствия непоставок российского природного газа в законтрактованных объемах будут возникать перед европейскими потребителями исключительно у ОАО «Газпром», а не у НАК «Нафтогаз України».

4. Официально уведомить российскую сторону и Европейскую комиссию о том, что в случае невыполнения со стороны ОАО «Газпром» своих контрактных обязательств по оплате транзитных услуг соответствующими поставками газа Украина вынуждена будет прибегнуть к механизму, закрепленному в статье 7 Соглашения по экспорту российского природного газа в Украину и его транзиту через территорию Украины в европейские страны 1994 года и статье 4 Соглашения между Кабинетом министров Украины и правительством Российской Федерации о дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины от 4 октября 2001 года. Указанные соглашения позволяют Украине самостоятельно (без дополнительного согласия российской стороны) осуществлять отбор российского природного газа путем пропорционального сокращения объемов транзита российского природного газа через территорию Украины.

При этом довести до наших партнеров, что речь будет идти не о «несанкционированных», а о легитимных сверхконтрактных отборах газа, прямо предусмотренных указанным межправительственным Соглашением от 22 декабря 2000 года.

Действия по линии стран-гарантов по Меморандуму о гарантиях безопасности Украины в связи
с присоединением к Договору
о нераспространении ядерного оружия (Будапештскому меморандуму) от 5 декабря 1994 года.

В экстренном порядке в соответствии с пунктом 6 Будапештского меморандума затребовать проведение консультаций с членами «ядерного клуба» с обязательным участием Российской Федерации. Цель консультаций — нейтрализация беспрецедентного экономического давления на Украину и достижение формулы урегулирования газового кризиса в украинско-российских отношениях на принципах верховенства права и уважения суверенитета Украины.

Действия по линии стран
«большой восьмерки» (G-8).

Безотлагательно информировать лидеров стран G-8 о том, что политика России, направленная на ревизию действующих международных договоров и коммерческих контрактов, подрывает энергетическую безопасность Украины и создает существенную угрозу энергетической безопасности других европейских стран.

В обращении к Российской Федерации акцентировать внимание на том, что ее действия в отношении Украины противоречат будущему статусу России как председателя в G-8 и российским инициативам посвятить саммит «большой восьмерки» 2006 года проблемам создания глобальной архитектуры энергетической безопасности мира.

Действия по линии
Европейского Союза.

В режиме on-line информировать ЕС как непосредственно заинтересованную сторону о всех деталях развития кризисной ситуации.

Особый акцент делать:

— на тех практических действиях, которые украинская сторона предпринимает, чтобы гарантировать транзит российского газа в Европу;

— на форсмажорных обстоятельствах, которые вынуждают украинскую сторону делать сверхконтрактные отборы российского газа из украинской ГТС, в соответствии с положениями межправительственных соглашений 1994-го и 2001 года;

— на готовности украинской стороны рассмотреть все юридические вопросы, связанные с возможными осложнениями поставок газа в Европу на уровне НАК «Нафтогаз України» и ОАО «Газпром» в Стокгольмском арбитраже;

— на заинтересованности Украины решать украинско-российские газовые противоречия в соответствии с требованиями Европейской энергетической Хартии.

Действия по линии гарантирования поставок туркменского газа.

Вести постоянный конструктивный диалог с Туркменистаном по поставкам газа в Украину в 2006 году и заключению стратегического долгосрочного соглашения в газовой сфере.

Активизировать дипломатические усилия в Казахстане и Узбекистане по вопросам обеспечения транзита туркменского газа через их территорию в Украину и приобретения дополнительных объемов газа их собственной добычи.

Действия по линии двусторонних отношений с Россией.

1. Основываясь на соответствующих положениях украинско-российского Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве и Будапештского меморандума, незамедлительно инициировать встречу президентов Украины и России.

2. При подготовке и организации украинско-российского саммита исходить из того, что кризис в украинско-российских газовых отношениях имеет не экономическую, а геополитическую (внешнеполитическую) основу и что Украина готова пройти свою часть пути для достижения стратегического компромисса.

3. Украинско-российский саммит по урегулированию газового кризиса провести в контексте откровенного обмена мнениями по таким вопросам, как:

— безопасность Украины и Будапештский меморандум;

— отношения Украина—Россия—НАТО;

— отношения Украина—Россия—ЕС;

— отношения Украина—Россия—ВТО;

— дальнейшее развитие СНГ и ЕЭП.

Проинформировать российскую сторону, что обращение Украины к странам-гарантам по Будапештскому меморандуму, ЕС и «большой восьмерке» связано не со стремлением интернационализировать украинско-российский конфликт, а с исключительной обеспокоенностью Украины теми негативными последствиями, которые данный конфликт может иметь для европейской и глобальной систем энергетической безопасности, в построении которых РФ планирует играть лидирующую роль.

4. Предложить Российской Федерации долгосрочное стратегическое партнерство в энергетической сфере, которое бы включало:

— поддержку Украиной российских энергетических инициатив на глобальном уровне;

— продолжение переговорного процесса по созданию газотранспортного консорциума;

— готовность украинской стороны к участию в германо-российском предприятии по строительству Северо-Европейского газопровода;

— активное участие Украины в создании общего энергетического пространства «Россия — ЕС» и разработке общей энергетической стратегии и безопасности стран СНГ.

5. Предложить Российской Федерации сохранить на 2006 год статус-кво в газовом сегменте двусторонних отношений при том понимании, что существующие ныне договоры и коммерческие соглашения в газовой сфере могут быть пересмотрены начиная с 2007 года с учетом баланса стратегических интересов двух стран по всем ключевым вопросам их двусторонних отношений.

* * *

Автор отдает себе отчет в том, что предложенный план действий не бесспорен и может, и должен быть дополнен другими инициативами и предложениями, особенно в технической части. Но автор абсолютно убежден, что час «Ч» требует от Украины заранее продуманных и скоординированных действий, направленных не на конфронтационное решение кризиса, а на поиск созидательной, позитивной формулы его разрешения. Основой данной формулы должны стать не экономические и технические аспекты украинско-российских газовых отношений, а общее понимание Украиной и Россией места Украины в системе европейской и глобальной безопасности, а также ее роли в современных интеграционных процессах на европейском и глобальном уровнях.

Нельзя верить тем, кто говорит, что украинско-российский газовый конфликт является исключительно экономическим вопросом. В XXI веке вопросы газа и нефти (энергетической дипломатии) есть основополагающими и системообразующими как для внешней политики государств, так и для определения их статусных позиций в современном мире.

Хочется верить, что час «Ч» в украинско-российских газовых отношениях будет иметь не только негативное, но и позитивное значение. Что две дружественные страны найдут выход из кризисной ситуации не за счет односторонних действий и взаимных обвинений, а за счет стратегического компромисса, который бы зафиксировал новую концепцию украинско-российского стратегического партнерства ХХІ века.

Украинская внешняя политика уже сегодня должна активно нарабатывать содержание этой будущей концепции, которая гарантировала бы всеобъемлющую безопасность Украине, приверженность Украины европейским ценностям и нормам, а также неконфронтационный баланс интересов в отношении нашего государства со стороны основных геополитических игроков современного мира.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме