Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в РФ Владимир Федоров: «Я ОЧЕНЬ ХОЧУ, ЧТОБЫ ВИЗИТ СОСТОЯЛСЯ…»

Поделиться
- Как-то много в последнее время в украинских газетах появилось материалов о работе посольства Украины в России...

- Как-то много в последнее время в украинских газетах появилось материалов о работе посольства Украины в России. Иногда, Владимир Григорьевич, довольно негативных материалов...

- Работа посольства кажется журналистам вроде на виду, вроде всем доступна, все комментируют, но суть дела мало кто знает. Я придерживаюсь позиции, что дипломатия, все-таки,- конфиденциальное дело и нечего дипломатам и послу «торчать» в TV, часто давать интервью и т.д. Источник слишком ответственный. Говорить все, что знаешь, нельзя и нецелесообразно, а врать некрасиво. Поэтому мало кто знает суть.

- Нынче самый важный вопрос - визит президента России в Украину. Думаю, работа всех сотрудников посольства была подчинена именно этому.

-Что касается вопроса подготовки и организации долгожданного визита президента России Бориса Ельцина в Украину - это действительно очень важный момент формирования украинско-российских отношений. И не случайно, очевидно, визит неоднократно откладывался. Это не просто злая воля или чей-то каприз. Это стечение объективных обстоятельств, что подчеркивает сложность формирования наших отношений. Нам, прежде чем построить эти отношения, нужно разобрать завалы, которые остались после распада единого, общего для нас государства. А эти завалы громоздкие и тяжелые. Развал единой армии, единой экономики, а самое трудное - человеческая психология. Поэтому так болезненно, тяжело этот процесс шел и можно с удовлетворением констатировать, что сейчас мы находимся в конце пути и договор готов к подписанию. Что касается подготовки визита Б.Ельцина, надо отметить, что созрела эта ситуация не сама собой. Это результат огромной работы, прежде всего, нашего Президента. Сколько состоялось встреч и двусторонних, и личных контактов; сколько уделено внимания рассмотрению конкретных вопросов взаимоотношений Украины и России. Работа МИД Украины - больше чем с российской стороной, не работали ни с одной державой. Это еще раз подтверждает, насколько сложно формировать наши отношения. Потому что слишком мы увязаны и взаимообязаны.

К нашим отношениям, украинско-российским, приковано внимание многих. Это общеевропейская проблема. Дипломаты иных держав первый вопрос послам Украины и России задают: как ваши отношения? В отношениях с НАТО, мне кажется, позиция Украины более практична. Хотя и Россия, и Украина выходят на один результат.

- Какие проблемы, связанные с визитом, еще не решены?

- Те проблемы, которые увязаны с визитом, с подписанием договора, в частности, проблема Черноморского флота - в стадии завершения. Из проблемы военно-технической она, думаю, полностью перешла в проблему политическую, может быть, даже в большей степени в экономическую. Если характеризовать состояние переговорного процесса, то в принципе мы пришли к тому, что два соглашения из трех в стадии завершения согласований, остается только одно: условия аренды по размещению баз Черноморского флота РФ в Крыму.

- Может быть, не нужно было все стараться решить с налета? Теперь многим уже ясно, что надо было учитывать фактор времени.

- Несомненно. Не такой это простой вопрос, чтобы все сразу решить. Да, было желание - побыстрей, но действительно нужно было время. Работало время, работали люди. Вторая проблема, которая нас волновала и волнует, это делимитация нашей общей с Россией границы. Уже начался переговорный процесс, работают обменные комиссии, на переговорном уровне начали работу внешнеполитические ведомства. Острые вопросы находят разрешение. Поэтому и сформировалась необходимость и визита, и подписания договора. И одна, и другая сторона тщательно готовятся. Накануне главного визита - визит Черномырдина, заседание двухсторонней комиссии по экономическому сотрудничеству. Экономическое сотрудничество увязывается с развитием политических отношений. Есть что обсуждать и что решать. То состояние экономического сотрудничества, которое есть сейчас, не удовлетворяет ни одну, ни другую сторону. Я его оцениваю нынче не как принцип сотрудничества, а как принцип разорения соседа. Это же невыгодно! Во главу угла давно пора поставить экономическую взаимовыгоду, целесообразность. От громких призывов, политизированных - интеграция там и т.д., пора перейти к конкретике, как, например, развитие производственной кооперации в различных отраслях, торговли на долгосрочной основе. И главный смысл - не мешать производителям сотрудничать друг с другом в производственно-технологических отношениях и торговле. Тем паче, что мы очень зависим друг от друга. Надеяться на поиск только новых связей - зыбко, да и не быстрый это процесс. Сотрудничая с Россией, мы поднимаем свою экономику и тогда есть с чем выходить на мировой рынок. Хотим мы того или нет, около половины нашего товарооборота - с Россией. Это не просто экономическая выручка, это занятость людей, т.е., существуют очень важные психологические увязки. Поле сотрудничества широко. Самолетостроение, сельскохозяйственное машиностроение. А сельскохозяйственное производство? Украина была ведь не только житницей СССР. А сахар? А хмель, лен - эти культуры практически забыты, а это огромные доходы, занятость большого количества людей. Здесь могут быть наши совместные с Россией интересы, но об этом надо договариваться.

- В то же время, много вопросов возникает обычно по задолженности...

- Кто кому сколько должен зафиксировано. Другое дело, как эти документы рождались. Порой в спешке. Важно еще, как их обслуживают. Как России отсрочили долги, так и Россия Украине часть долгов отсрочила. Ничего тут противоестественного нет, это нормальная международная практика. Украина четко выполняет свои обязанности по обслуживанию долгов, за прошлый год никаких претензий со стороны России по этому вопросу нет. Много разговоров о расчетах за энергоносители. Благодаря тому, что нефть и нефтепродукты отданы в руки коммерческим структурам, уже несколько лет этой проблемы нет. Есть бензин, есть дизельное топливо в Украине, вопросы взаиморасчетов коммерческие структуры решают. Вокруг газа много шума. Там, я думаю, больше борьбы за доступ к газу, за передел, перераспределение мест. Должны формироваться структуры, которые способны решать эти вопросы. Здесь больше нужно думать не как с российским Газпромом, а как внутри Украины наладить взаиморасчеты. Угрозы, что нам кто-то отключит газ нет, потому что российская сторона заинтересована в продаже газа. Не говоря уже о том, что россияне имеют с нами соглашение о перекачке через территорию Украины на запад 120 млрд. кубов газа. И мы за это имеем 2,6 млрд. долларов. Мы приходим к тому, что нужно на деловой, рыночной основе строить отношения. В этом заинтересованы обе стороны.

- Если вспомнить нулевой вариант, где речь шла о возврате культурных ценностей, каково состояние дел?

- Это острая проблема, вокруг нулевого варианта. То, о чем сейчас говорят депутаты Верховной Рады, должно было быть объектом их пристального внимания пять лет назад, когда было подписано основополагающее соглашение о разделе долгов и активов. Вопрос щепетильный, тогда он долго обсуждался. В соглашении записано, что такое активы и что такое пассивы. Сегодня возвращаться и пересматривать уже практически не с кем, потому что все бывшие республики СССР, ныне самостоятельные государства, подписали нулевой вариант с Россией. И Россия взяла на себя обслуживание всех долгов, так как к ней перешли все активы. У нас немного другая ситуация. У нас есть обязательства, там и отдельный протокол подписан к нулевому варианту по части собственности за рубежом. Думаю, этот вопрос нужно решать в рабочем порядке. Россияне это увязывают, они обещают выполнить протокол по передаче объектов, но при условии, когда будет ратифицирован договор. Тут, вообще-то, мы завязаны не только с Россией, но с Международным валютным фондом, кредиторами. Еще предстоит найти решение этого вопроса, обязательно. Затягивать нельзя, ибо он уже ой как просрочен.

- Какими текущими вопросами занято сегодня посольство?

- Например, очень важным мы считаем вопрос защиты интересов граждан Украины в России. Это довольно непростой вопрос. Ведь нужно преодолевать психологию российских структур. Подумаешь, мол, гражданина Украины задержали на территории России! Обойдется! А если француза задержали- немедленно сообщают в посольство. Мы ведем в этом плане активную работу, буквально наступление. По моей инициативе в МИД России собрали представителей всех силовых структур. Как оказалось, между ними нет согласованных инструкций, а ежели «...между товарищи согласья нет», то как же практически это реализовать? Приходится добиваться, ехать к ним, навязывать свою инициативу, а это непросто.

- А как удается находить общий язык, например, с московской мэрией?

- Юрий Михайлович Лужков - один из авторов претензий по Севастополю. Правда, он снял с себя ответственность в этом вопросе, переадресовав к президенту России. Но Лужков не только политик, претендующий на что-то, он - хозяин Москвы. При всех политических разногласиях в хозяйственных вопросах мы находим взаимопонимание. Думаю, по-деловому рассмотрим вопрос с Украинским культурным центром; вопрос собственности, который нынче больше от нас зависит. Как его завершить, как провести переговоры, чтобы полностью оформить право собственности...

- Деньги Украинского культурного центра заморожены в Тверьуниверсалбанке?

- Нет, не заморожены. Это пропавший, обанкротившийся банк. Какая-то часть денег по ликвидации банка, возможно, будет постепенно возвращена. Тут никто не сыграл злую шутку, чтобы отобрать наши деньги. Просто прежние хозяева Украинского культурного центра и Министерство культуры и искусств Украины держали деньги не там, где надо. Кстати, в этом банке пропало порядка 25 млрд. рублей, в том числе деньги 15 наших украинских банков... Казалось бы, профессионалы... Надо знать, где держать деньги. Банк сейчас пытаются реанимировать, но возможности-то ограничены. Посольство, конечно, предпринимает немало усилий, чтобы деньги вернуть, подключая в том числе правительство России. Не теряем надежду, что как-то сумеем компенсировать потерю.

- Вопрос о передаче в собственность Украинского культурного центра посольство решает, а как обстоят дела с собственным помещением?

- К сожалению, до сих пор не подписаны документы о диппредставительстве. Это еще одно подтверждение того, что с чистого листа легче строить отношения. Здесь тоже вопрос в том, как узаконить права собственности. В Киеве мы должны продать помещение в собственность России, а здесь у нас есть помещение. Практически об этом уже договорились, доказали право на оформление собственности Украины, потому что Украина все это построила. Надеемся, что к визиту Б.Н. Ельцина в Украину этот вопрос будет решен окончательно.

- Вы уверены, визит в этот раз состоится?

- Уверен - неуверен... Я очень хочу, чтобы визит состоялся, как и все, желаю, чтобы он был удачным.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме