Чем дальше в лес, тем ближе «регионы»

Поделиться
Создание парламентской коалиции уже не первую неделю является самой рейтинговой отечественной мыльной оперой...

Создание парламентской коалиции уже не первую неделю является самой рейтинговой отечественной мыльной оперой. И при этом самой бездарной. Постановщики не знают, что показывать, сценаристы боятся читать вслух свои опусы, актеры не ведают, что играть, режиссер отсутствует вообще. Зрители требуют финала, но каждый день в страшных потугах продуцируется очередная серия разговоров и выступлений на тему коалиции, которые не имеют никакого отношения к реальным интересам и мотивациям действующих лиц.

Разумеется, хаотичное коалиционное движение в украинской политике — вещь абсолютно закономерная. Расклад сил определился 26 марта, и этот расклад породил патовую ситуацию. Вследствие которой коалиция не может быть сформирована на добровольных началах объединяющих сторон. А поскольку после ухода из власти Медведчука наверху не осталось ни одного системно мыслящего интригана, извне большинство также некому строить. Поэтому его до сих пор нет. Раскол между «Нашей Украиной» и БЮТ растет с каждым днем, и эту пропасть, кажется, не преодолеть одним прыжком.

Кое-какой инициативой в деле создания коалиции владеют президент Ющенко и «Наша Украина». И осознание этого влияния, которое глава государства сохранил, даже несмотря на конституционную реформу, Виктору Андреевичу, похоже, более всего греет душу. Процесс и статус для Ющенко всегда важнее результата. Поэтому переговоры о создании коалиции гарант Конституции ведет в той же непоследовательной манере, что и переговоры по взятию власти зимой 2004-го. Президент намерен как можно дольше оставаться «над схваткой», хочет стать «арбитром нации» и прямо говорит о своем нежелании становиться участником переговоров по созданию коалиции. Но де-факто все понимают, что, кроме Ющенко, в «Нашей Украине» нет другой фигуры, способной консолидировать позицию депутатской фракции. Наличие большого числа групп влияния в «НУ» по-прежнему оставляет Юрия Еханурова номинальным, а не реальным лидером. Так, на роль главного переговорщика открыто претендует Петр Порошенко, с которым у Юрия Ивановича складываются не самые лучшие политические отношения. Заявления президента о самостоятельном участии «НУ» в переговорном процессе, о том, что он лично-де не собирается вмешиваться, так как это «пагубно для политической системы», выглядят милым пиар-трюком. Ющенко долгое время выстраивал систему управления «Нашей Украиной» под себя лично, сам составлял значительную часть партийного списка, и теперь никто, кроме него, не может этой структурой руководить. Даже если бы Виктор Андреевич захотел устраниться от переговоров, у него ничего бы не получилось. Ну а учитывая, что количество людей, делающих бизнес на донесении информации до президента и на организации общения с первым лицом, довольно внушительно, друзья не позволят президенту забыть о формировании правительства даже на один день.

Партия регионов продолжает питать все более обоснованные надежды на широкую (четыре фракции) либо на узкую (без БЮТ) коалицию. И продолжает оставаться активным участником переговорного процесса. Этому способствует логика конфронтации между «НУ» и БЮТ. Формула возможного консенсуса между Ющенко и «регионалами» уже готова, и она вполне пригодна для того, чтобы продемонстрировать ее за кордоном и собственному электорату. Здесь главное — не уронить имидж президента. Необходимость объединить Восток и Запад страны, устранить почву для межнациональных противоречий, вместе преодолеть надвигающийся кризис в экономике, стабилизировать инвестиционный климат… Аргументы уже наработаны и вызывают одобрение у Виктора Андреевича. Причем, в отличие от Тимошенко, Янукович готов отказаться от претензий на пост премьера и председателя ВР. Так что стоять вместе на трибуне и принимать парад обоим Викторам не придется и неприятные ассоциации возникать не будут.

«Донецкие» хотят от Ющенко чисто конкретных гарантий: защиту бизнеса, политический контроль над областями, в которых они получили подавляющее большинство голосов, посты в энергетическом и промышленном секторе правительства, пост первого вице-премьера. Не проговаривается, но подразумевается еще одно условие: чтобы по донецким офисам никто не ездил на бэтээрах… «А если нет – нам нечего терять, и нам доступно вероломство», как писал Александр Блок. «Регионалы» не сидят сложа руки, наблюдая за муками рождения оранжевой коалиции. И готовы создать «благоприятные условия» для жизни «младенца» с первых его шагов. По некоторым сведениям, «донецкие» уже заготовили внушительные аргументы для нестойких членов будущего оранжевого большинства. Таковых, по предварительным подсчетам, может оказаться человек восемь в «НУ» и двенадцать — в БЮТ. Первую группу, по утверждениям информированных источников, составляют однопартийцы лидера ПППУ Анатолия Кинаха, испытывающего, как говорят, непреодолимое желание занять пост спикера ВР. Вторую – бизнес-попутчики Юлии Тимошенко, считающие себя свободными от каких-либо обязательств по отношению к блоку, рейтингом которого они небесплатно воспользовались для приобретения депутатского мандата. Если исключить эту «двадцатку» из 243 депутатских штыков, которые могут составить коалицию «НУ», БЮТ и СПУ, большинства голосов у тройственного союза не наберется. И потом еще долго можно будет выяснять, почему кто-то из подписавшихся под коалиционным соглашением не нажал кнопку «за» или не успел вернуться к дню ключевого голосования из загранкомандировки.

Трудно поверить в то, что на Банковой не знают о подготовке подобного сценария. Ющенко дистанцируется от переговорного процесса ради минимизации рисков для своего политического имиджа. Именно потому и возникли спичи президента о том, что он, якобы, совершенно ни при чем и в формировании коалиции не участвует. Президент как бы заранее говорит: если, мол, Ехануров объединится с Януковичем, я не виноват. Процесс окончательного разрыва с Тимошенко должен быть идеологически обоснован, и для этой работы привлечены крупные силы.

В общем, приоритеты у президента и у «Нашей Украины» относительно создания коалиции остаются неизменными. Собственно говоря, приоритет один: Тимошенко не должна стать ни премьером, ни председателем Верховной Рады. Находились в рядах «нашеукраинцев» смельчаки, предлагавшие отдать Юлии Владимировне правительство, социалистам — парламент, а самим спокойно подождать конца года, когда, по прогнозам ряда экспертов, цена на газ для украинской промышленности поднимется минимум в два раза. Однако реалисты понимают, что, учитывая ораторские способности Юлии Владимировны, любой катаклизм или даже полный коллапс украинской экономики отнюдь не является гарантией дискредитации Тимошенко-премьера. Тимошенко наращивает свой политический рейтинг как раз в моменты кризисов. Скорее, новый кризис будет для нее еще одним поводом разоблачить заговор каких-нибудь олигархов или какого-нибудь преступного окружения главы государства… Реванш Юлии Владимировны, по мнению ортодоксальных антитимошенковцев в «НУ», — это война, в результате которой могут возникнуть любые чрезвычайные ситуации вплоть до досрочных президентских выборов.

Однако в силу сложившихся обстоятельств инициировать разрыв с БЮТ и сближение с Партией регионов «нашеукраинцы» не могут. Идеальным вариантом было бы подтолкнуть к разводу саму Тимошенко, чтобы она заявила о нем первой, чтобы переговоры были сорваны по инициативе БЮТ, чтобы между «НУ» и БЮТом возникло как можно больше заметных для общественности противоречий. Этому варианту как раз способствует затяжка переговоров, причем никаких информационных войн проводить не требуется. Руководство обоих помаранчевых блоков, подзабыв, что выборы закончились, продолжает с удовольствием пинать друг друга. При этом накал эмоций нарастает. В данном случае эскалация конфликта очень выгодна Ющенко и его команде (хотя нельзя не отметить, что лидеры БЮТ в нагнетании конфликта проявляют энергии не меньше, чем их оппоненты).

Позиция БЮТ в этой ситуации поражает своей схожестью с «нашеукраинской». Тимошенко уверена, что обострение как всегда сыграет ей на руку, и Ющенко будет вынужден ей уступить. Поэтому Юлия Владимировна идет до конца, и других вариантов своей победы, кроме как получение премьерского кресла она не рассматривает. Хочется отметить, что непримиримая позиция обеих сторон и нарастающая агрессия делают компромисс между Ющенко и Тимошенко невозможным. Вдвоем им в одной лодке не усидеть. Возвращение во власть Тимошенко в любом случае станет тяжелым политическим поражением если не для Ющенко лично, то для его партии и его команды. Позиции БЮТ в этом реслинге, конечно, слабее позиций «НУ». У Тимошенко очень узкое поле для маневра. Однако игра первым номером позволяет Юлии Владимировне сохранить имиджевый потенциал при любых раскладах.

БЮТ не пугает, что открытая вражда с президентом и его командой может привести к результатам, аналогичным ситуации в Киевраде и районных советах столицы, когда власть оказалась сильнее и кое-кто из депутатов блока Тимошенко пошел на поклон к победителям. ЮВ озабочена стратегическими перспективами и не сбрасывает со счетов 2009-й год. И мелкие тактические неудачи и житейские проблемы бизнесменов, прошедших по списку БЮТ, конечно, меркнут перед наполеоновскими планами Юлии Владимировны.

Социалисты не сидят на передовой переговорного процесса, однако парламентский расклад и логика событий невольно превращают Александра Мороза во влиятельного игрока. Его в любой ситуации пригласят сообразить на троих. Даже в маловероятной ситуации полюбовного соглашения между Ющенко и Тимошенко социалисты должны стать амортизатором. Такой же статус им уготован и в коалиции Ющенко с Януковичем. Как бы ни старалась Юлия Владимировна часто повторять «я и Мороз», всем очевидно, что целью социалистов является не дружба с БЮТ, а пост председателя ВР.

Несомненно одно: сессия ВР начнется, депутаты захотят работать, реализовывать свои надежды и оправдывать свои политические инвестиции. Для этого им необходим председатель ВР. Ющенко, в отличие от Кучмы образца 98-го и 2002-го, спикериаду затянуть не сможет. Именно избрание спикера является единственной постоянной в уравнении со многими неизвестными, каковой является правительственная коалиция. Избрание председателя ВР — основа для формирования правительства. А пока единственным событием, позволяющем сколько-нибудь конкретно говорить о формате будущей коалиции, является утверждение состава рабочей группы по открытию парламентской сессии. То, что командовать на открытии сессии будет социалист Иван Бокий, допускает возможным сделать вывод: у Мороза есть шанс второй раз войти в ту же реку. Впрочем, руководство «НУ», в отличие от Тимошенко, спикерские амбиции лидера социалистов поддерживать не спешит.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме