Бюджет-06: деньги cнова пойдут на социалку. Хотя очень хочется финансировать развитие...

Поделиться
Первую страницу своей новой истории старый Кабмин с новым руководителем начал, на мой взгляд, с самой достойной проблемы — бюджетной...

Первую страницу своей новой истории старый Кабмин с новым руководителем начал, на мой взгляд, с самой достойной проблемы — бюджетной. В понедельник, сразу же по возвращении от президента Юрий Ехануров проинформировал участников расширенного заседания Кабмина, что на будущий год решено формировать «социально взвешенный бюджет развития». Не знаем в точности, какой именно смысл вкладывает в это определение сам гарант, но ни для кого в последнее время не секрет, что бремя чересчур щедрых — с точки зрения наших возможностей — социальных выплат фактически привело к острому безденежью во многих других сферах жизни общества. И эти процессы к концу года, ввиду повышения с 1 сентября с.г. минимальной зарплаты до 332 грн., увы, неминуемо усилятся.

По понятным причинам подавляющее большинство министров, губернаторов и приглашенных на кабминовское заседание никогда не станут выражать свое недовольство этой диспропорцией вслух — государевы люди все-таки. О чрезмерности наших социальных аппетитов могут говорить разве что те, кому в марте не идти на выборы. Например, глава НБУ Владимир Стельмах, заявивший на заседании правительства, что социальные стандарты в нашей стране надо бы сделать «соразмерно-оптимальными». Зал молчаливо согласился, прекрасно понимая, что никто ничего в этом плане делать не будет. Нет таких политических камикадзе.

Правда, в бюджетном проекте появилась ст. 38, предусматривающая увязку «льгот, компенсаций и гарантий» бюджетникам и военнослужащим (по плате за жилье, комуслуги, телефон и проч.) с их материальным положением. Т.е. льготы предлагается предоставлять только малообеспеченным. Но можно биться об заклад: этот почин, как и масса ему подобных в предыдущие годы, вряд ли переживет хотя бы второе бюджетное чтение.

Перед рассмотрением проекта госбюджета-06 и.о. министра экономики Сергей Терехин докладывал на заседании Кабмина прогноз социально-экономического развития страны на будущий год. Картина у Сергея Анатольевича получалась замечательная: экономический рост на уровне 7%, инфляция (декабрь к декабрю) — 8,7—8,9%, рост средней зарплаты — на 11,9%, плюс приход в страну 2,6 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций. Но все это — по оптимистическому сценарию: если цены на российский газ сохранятся на уровне нынешнего года, если не будет катастрофически дорожать нефть, если не случится еще большего падения цен на основных для украинских экспортеров рынках…

Пессимистический сценарий предполагал, по словам министра, экономический рост до 5%, максимум — до 6%. Хотя и это, как оказалось два дня спустя, слишком здорово. В среду Украина впервые, начиная с 1999-го, узнала об отрицательном росте валового внутреннего продукта за месяц. В августе 2005 года, как сообщил Госкомстат, он сократился на 1,6% по сравнению с августом 2004-го. И Кабмин тут же снизил официальный прогноз роста по нынешнему году до 4%, которые еще месяц назад считались вершиной пессимизма.

Да, не повезло правительству Еханурова…

На первый взгляд, все это «макро» имеет очень мало общего с реальной жизнью. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что снижение темпов экономического роста на один процент сокращает украинский ВВП в расчете на год, по самым грубым прикидкам, на 4,5 млрд. грн., а объемы сводного бюджета — примерно на 1,5 млрд. Если почти 80% доходов бюджета расходуются на зарплату и прочие социальные нужды, то каждый процент «потери роста» ведет к потере более чем 1,2 млрд. грн. на эти цели. А ведь суммы в бюджете записаны: документ верстался на фоне не только «оранжевой» эйфории, но и двузначной экономической динамики. Так что, думается, в Минфине каждая неутешительная госкомстатовская сводка — что тревожный набат: из чего зарплаты и пенсии финансировать будем?

Кстати говоря, не надо думать, что для экономики страны бесследно пройдет и нынешняя «война жаб и мышей» в высших эшелонах власти. Перетряхивание грязного белья на виду у всего мира в финансовых кругах оценивается однозначно — как политическая нестабильность и сразу же отражается на кредитном рейтинге страны. Так что если Минфину все-таки приспичит ближе к зиме выйти на мировой финансовый рынок за заимствованиями, можно с уверенностью утверждать, что проценты, увы, уже не будут столь льготными, как во времена Януковича—Азарова. По двум причинам — спад экономической динамики и «непонятки» в политике.

Другой тревожный звонок прозвучал на этой неделе на заседании парламентского комитета по вопросам бюджета. Минфиновцам в который раз напомнили, что в местных бюджетах, даже с учетом перевыполнения многих из них, в частности киевского, образовалась «дыра» по финансированию защищенных статей в размере 1,4 млрд. грн. Из них 857 млн. — это те деньги, которых до конца года не хватает на святая святых — выплату заработной платы бюджетникам. В некоторых регионах выделенных на зарплату денег хватит лишь до середины ноября. А ведь надо будет прожить еще полтора месяца, до нового финансирования…

Комитетчики настаивают на увеличении субвенций из госбюджета. Из каких-таких доходов? Фактически не поступают запланированные миллиарды от приватизации; по состоянию уже на середину года бюджет авансом получил (и проел?) примерно 7 млрд. грн. налогов…

Мне могут возразить: деньги от приватизации никогда не идут прямиком на зарплаты. С точки зрения бюджетирования подобная постановка вопроса некорректна. Согласна. Однако 6,9 млрд. грн. от приватизации как не было, так, похоже, и не предвидится…

Это как бы присказка. Своеобразный широкий фон, на котором развивается новое бюджетное действо. Казалось бы, после огромной массы реформ и просто улучшений, задекларированных правительством Тимошенко, в нашей стране должна была создаться некая база для постоянной, из года в год, подпитки бюджета. Однако, по словам и.о. министра финансов Виктора Пинзеника, нынешний год — единственный и уникальный по масштабам роста доходной части. В том смысле, что на будущий, 2006-й, дополнительных доходов удалось изыскать гораздо меньше — всего 21 млрд. грн. При бюджетных запросах главных распорядителей средств (то есть министерств и ведомств) на 101 млрд. грн., при возросших на 30—40% аппетитах областей.

И даже из этой сравнительно небольшой суммы кое-что пойдет на то, чтобы «отвертеть» назад, загладить некоторые революционные прегрешения. В частности на компенсации, по настоянию президента Украины, тем субъектам СЭЗ, которых несправедливо «наказали» при пересмотре бюджетного закона в марте 2005-го. Минфин, правда, всячески противится, но вышестоящее начальство настаивает…

Будь у страны возможность направить 21 млрд. грн. на реализацию какой-либо одной или двух стратегических целей, можно было бы помечтать о стратегическом прорыве. Но, в силу обстоятельств, дополнительные миллиарды придется дробить на десятки и сотни миллионов и «намазывать» на хлеб очень и очень многим. Слой получится очень тонким, если вообще заметным. И сколько бы ни вырабатывали президент вместе с руководителями правительства и Минфина стратегию действий, направленную на создание бюджета развития, по сути, серьезным развитием и не пахнет. Потому что стратегия на ближайшие пять лет — социалка прежде всего — определена еще в ходе прошлогодней предвыборной кампании…

Подтверждение тому — планы Минфина по части дележа дополнительного ресурса. По словам В.Пинзеника, 8,6 млрд. грн. пойдут на так называемые переходные социальные расходы: финансирование увеличившейся с 1 сентября с.г. до 332 грн. минимальной заработной платы (которую с 1 декабря 2006-го обещают повысить до 400 грн.), а также повышение пенсий военным. Еще 5,6 млрд. — на обязательную индексацию социальных выплат. А дальше — по мелочам: по нескольку сотен миллионов на Аграрный фонд, повышение зарплат судьям и прокурорам, компенсацию процентов по кредитам на переоснащение шахт, выплату за счет бюджетных учреждений первых пяти дней по больничному…

Сегодня, с высоты осени 2005-го, мы можем высказать свой, особый взгляд на события в этой сфере. Общественность, СМИ и в том числе ваш покорный слуга очень возмущались год назад популистским решением кандидата в президенты от власти установить минимальную пенсию на уровне прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Популистским — потому что финансово необеспеченным. В тени, однако же, осталось принятие с подачи видных нашеукраинцев в декабре-январе изменений к двум законам, утвердившее неподъемный для страны норматив навсегда. К чему это приведет в будущем году, мы уже видим. Поскольку средств нет, правительство вынуждено всячески тормозить повышение прожиточного минимума для нетрудоспособных. И на следующий год он, судя по кабминовским предложениям, будет установлен на уровне 359 грн. с 1 апреля и 366 — с 1 октября. Дай бог, чтобы 27/34 грн. добавки пенсионерам хотя бы вполовину перекрыли официальный рост потребительских цен в нынешнем и будущем годах. Или, может, наши власти рассчитывают на нашу несообразительность — дескать, не поймут, что делается попытка обесценить привязку к прожиточному минимуму фактическим «замораживанием» последнего?

Даже при таком раскладе ПФ потребуется бюджетных дотаций более чем на 18,5 млрд. грн. (плюс 1,5 млрд., которые пойдут на пенсионные цели по линии Минагрополитики). Эта общая сумма дотаций избюджета на пенсионное обеспечение на 1,5 млрд. грн. больше плановой на 2005 год и на 14,1 млрд. — фактической за 2004 год.

На этом фоне иезуитской выглядит правительственная акция по снижению на 2% нагрузки на фонд оплаты труда (на 1,5% — взноса в Пенсионный фонд, и еще на 0,5% — в социальные фонды).

Безусловно, это предвыборный шаг. Во-первых, два процента выигрыша вряд ли кого-то сподвигнут вывести зарплату из тени. Зато сколько будет сказано проникновенных слов! Во-вторых, как мы уже показали, реальных экономических предпосылок для такого снижения в нынешних условиях нет и в ближайшие годы не предвидится. 2,8 млрд., которые, по версии Минфина, теряет бюджет, будут в значительной степени компенсированы ростом поступлений от продажи приватизируемого имущества (с 6,9 млрд. в 2005-м до 8,1 млрд. в 2006-м), которые — сто раз уже говорено! — нельзя направлять на проедание. Или за счет налогов, неналоговых поступлений. Разница лишь в том, что деньги вынимают не из правого кармана, а из левого?

А что же бюджет развития? Нам понравился озвученный Виктором Пинзеником тезис о том, что в 2006 году начнется процесс опережающего роста расходов развития над расходами потребления (первые вырастут на 17,4%, вторые — на 9,8%). Однако не надо забывать, какие плацдармы заняла в бюджете социалка и до какого минимума скукожилось «развитие». Может и пятилетка пройти, пока бюджетные пропорции выровняются. Но это при условии, что как минимум пять последующих правительств (примерно по одному в год, по доброй украинской традиции) будут привержены идее сбалансированного развития страны — не социалки, социалки и еще раз социалки любой ценой.

Лишь в четверг новый госбюджетный проект появился на сайте Верховной Рады, и серьезное его прочтение еще впереди. А потом — и работа над документом в парламенте. И.о. председателя бюджетного комитета Людмила Супрун принародно заявила правительству: на «финт» с принятием бюджета сразу в нескольких чтениях в этом году рассчитывать не стоит. Будет и первое чтение, и второе, и третье. Так что о том, кому чего недодали, кому передали и кто кого в конце концов переиграет, у нас еще будет возможность поговорить.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме