Анализировать и стабилизировать. Таковы, судя по выступлению премьера Еханурова в Днепропетровске, первоочередные задачи нового украинского правительства

Поделиться
Назначение Юрия Еханурова — еще даже не премьером, а исполняющим обязанности — многие мои знакомые по экономической тусовке встретили с оптимизмом...

Назначение Юрия Еханурова — еще даже не премьером, а исполняющим обязанности — многие мои знакомые по экономической тусовке встретили с оптимизмом. Те, кто многие годы знает Юрия Ивановича и не упускал его из виду при разных карьерных взлетах и падениях, сразу могли спрогнозировать: все, реприватизации не будет, «охота» за собственностью отдельно взятого олигарха отменяется, обещания дешевого мяса или дешевого сахара «через две недели» прекратятся…

Бывший глава Фонда госимущества Украины — насколько у него хватит полномочий — сведет «эксперименты» в сфере собственности к минимуму и постарается возродить процесс приватизации. А вот не станет ли она, как в прежние годы, заказной, однозначно ответить пока сложно.

Бывший глава Госпредпринимательства обратит взор на проблемы мелкого и среднего бизнеса. Если у кого-то из министров и было желание отменить единый налог для предпринимателей, то теперь эти планы будут отложены, как неактуальные. Хотя кардинальным образом бизнес-климат вряд ли изменится. Если дать волю предпринимателю, за счет чего будут припеваючи жить мелкие чиновники? Если в одночасье разрубить узел проблем с возмещением НДС, иссякнут сверхдоходы у чиновников крупных.

Бывший куратор админреформы в администрации президента и недавний глава Днепропетровской облгосадминистрации будет много говорить о проблемах регионов и необходимости роста их влияния на состояние дел в стране. Правда, скорее всего, все останется, как прежде. Или почти как прежде. Потому что существенно больше денег для местных бюджетов взять все равно неоткуда.

При Еханурове — опытном аппаратчике — будут быстро вертеться разнообразные «колесики» кабминовского механизма. Начиная от пресс-службы и разнообразнейших экспертных советов и заканчивая правительственными комитетами. Немалая доля «игры на публику» проявится в многочисленных заседаниях, обсуждениях, конференциях, «мозговых штурмах» и проч. Улыбки, дружеские рукопожатия с политическими оппонентами и умение свести злой или острый вопрос к шутке — эти атрибуты фирменного ехануровского стиля, возможно, помогут новому премьеру не терять лицо в непростых ситуациях.

Таких ситуаций будет с избытком. Новый старый Кабмин (где много «старых» и «очень старых» персонажей) разношерстен, противоречив и пока явно не готов к командной работе. 223 депутатских голоса, отданных в первой попытке назначить премьера, — вероятно, даже чересчур оптимистический показатель поддержки кабинета Еханурова в парламенте. Что, как и во времена «позднего Кинаха», не позволит тихо-мирно провести ни бюджетный, ни какой-либо иной важный для правительства закон. (Если, конечно, не договариваться с бизнес-группами, идя на серьезные уступки.)

Этим перечень рисков, увы, не исчерпывается. Не будем забывать, что Ехануров — преданный партиец, глава центрального исполнительного комитета Народного союза «Наша Украина». Партия, идущая на выборы под флагами верности идеалам Ющенко, в последнее время лишь теряла очки в глазах потенциальных избирателей. Немногие из них купятся на обещанную премьером макроэкономическую стабильность и сохранение экономического роста. Значит, надо активнее действовать по части новых, еще более высоких зарплат и пенсий, «заманивать» электорат супермасштабными социальными проектами. Как поступит Ехануров, если эти сиюминутные выборные цели вступят в противоречие со стратегически важными для страны? Что выберет — реализм или популизм, если однопартийцы или тем более президент скажут: «Надо, Юра, надо!»?

Во время своего визита в Днепропетровск, впервые выйдя в новой должности к прессе, премьер сказал очень много правильных слов: о макроэкономической стабилизации, об ограничении инфляции, по возможности, однозначной цифрой, о как можно более полном учете замечаний депутатов к бюджетному закону… Так много и так правильно, что в памяти невольно всплыли несколько последних кучмовских правительств. Их руководители тоже очень здорово расставляли акценты, хотя на практике цвели кумовство, раздача за бесценок госсобственности, коррупция.

Что будет на сей раз? По всему чувствовалось, что полного видения проблем и путей их решения у премьера пока нет. И в его выступлении перед прессой очень часто звучало слово «проанализируем» (ситуацию в стране вместе с ведущими экономистами, работу глав областных администраций, ситуацию на Никопольском южнотрубном заводе и т.д.).

Довольно неожиданной была оценка Ю.Ехануровым перспектив экономического развития до конца года. Возможно, плотно пообщавшись с академиками (о чем было сообщено на пресс-конференции в Днепропетровске), премьер узнал что-то новое, а может, то было продолжение скрытой полемики с экс-министром экономики Сергеем Терехиным, заявившим в конце прошлой недели о семипроцентном (!) росте в каждом из месяцев на протяжении октября-декабря, однако прогноз о 2% роста ВВП по итогам нынешнего года — пока самый пессимистический изо всех прозвучавших в последние месяцы в Украине и за рубежом применительно к Украине. И страна его услышала из уст самого премьера. По сути, речь идет о том, чтобы экономический рост в стране сохранить как таковой.

Что будет для этого делаться? Детальный план премьер не изложил. Есть такое ощущение, что по традиции последних лет Кабмин сосредоточится на пожарных мерах на том или ином «горящем участке». Пока таковых как минимум два. Первый — принятие бюджета на будущий год.

Работа скрупулезная и монотонная, учитывая, что, по прогнозам Юрия Ивановича, депутаты подадут к документу, как и в любой предвыборный год, порядка 5—6 тыс. поправок. Так что бюджетный законопроект подвергнется существенной переработке. Да еще и на основе, надо понимать, уточненных макроэкономических показателей.

Второе место, где у нас не просто горит — пылает, — сфера собственности и взаимоотношений с крупным бизнесом. Ехануров недвузначно заявил, что со всем «броуновским движением реприватизации» навсегда покончено. То, что должно было возвратиться в госсобственность, по его мнению, уже возвращено, отныне существующие спорные вопросы будут решаться только через переговорный процесс и мировые соглашения.

Хорошенькое дело, а как же судебные инстанции и начатые там дела по вопросам собственности? Неужто Кабмин вознамерился взять на себя еще и полномочия судебной ветви власти — наказывать и миловать, подтверждать законность приватизации?!

Юрий Ехануров подчеркнул, что конкурс по продаже пакета акций «Криворожстали» состоится: раз люди знакомятся с предприятием, «мы не можем изменить правила игры». И вообще, «Криворожсталь» —это не обыкновенное предприятие, о нем говорил Виктор Ющенко на Майдане…

Вопрос по Никопольскому заводу ферросплавов будет изучаться, а затем решаться путем достижения соглашений…

Не исключено, что государственные доли на Никопольском южнотрубном заводе будут предложены для выкупа нынешними собственниками…

Можно биться о заклад: очень многих в Украине подобные откровения покоробили — за что боролись?! Многим не понравились слова Еханурова о том, что правительство и бизнес будут собираться и предъявлять друг другу список требований — что необходимо сделать. Возможно, Юрий Иванович здесь только приоткрыл гражданам существовавшую до оранжевой революции практику?

Потому что ничего нового в этом подходе нет. Подобная политика сотрудничества с украинскими бизнес-группами проводилась и в то время, когда правительством и особенно экономическим блоком руководил г-н Азаров. Собственникам предприятий даже доводились «планы налоговых поступлений», и их выполнение строго контролировалось. Вот только время сейчас, мягко говоря, другое. И даже если граждане примирятся с тем, что справедливость в отношении олигархов так никогда и не восторжествует, ставка на выполнение крупным бизнесом плана по налогу на прибыль страну не спасет.

Конечно, мы не можем оперировать точными цифрами, но без залповых вливаний хотя бы полутора десятков миллиардов гривен от продажи госимущества бюджет может просто не вытянуть предстоящих социальных нагрузок (даже без учета возможных новых, предвыборных). Иные, кроме приватизации, источники, например, резкое повышение арендной платы за землю, пока не задействованы. Совершенствование налогообложения банков и страховых компаний, о которых говорило прежнее правительство, — метод тоже не бесспорный, да и не столь денежный, как это кажется на первый взгляд.

Впрочем, и этот источник пока в «чернильнице».

А нехватка денег — вот она, близка. Возможно, даже намного ближе, чем выборы…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме