UA / RU
Поддержать ZN.ua

WSJ: Украине не хватает оружия и подготовки, война может зайти в тупик

Киев и Вашингтон знали обо всех недостатках, но украинская армия все равно начала контрнаступление.

Когда весной этого года Украина начала свое большое контрнаступление, западные военные чиновники знали, что у Киева нет достаточной подготовки и вооружения. Чтобы вытеснить российские войска, не хватало всего: от снарядов до боевых самолетов. Впрочем, они надеялись, что украинское мужество и изобретательность победят.

«Этого не произошло. Глубокие и смертоносные минные поля, разветвленные укрепления и российская военно-воздушная мощь ощутимо заблокировали значительное продвижение украинских войск. В то же время кампания рискует зайти в тупик, что может привести к гибели людей и потере техники без существенного изменения импульса», - пишет Wall Street Journal.

Поскольку вероятность любого широкомасштабного прорыва украинской армии в этом году уменьшается, у Вашингтона и его союзников возникает тревожная перспектива более длительной войны, которая потребует огромных новых вливаний современных вооружений и большей подготовки, чтобы дать Киеву шанс на победу.

Политический расчет администрации Джо Байдена сложный. Президент США попытается переизбраться осенью 2024 года. И многие в Вашингтоне считают, что беспокойство Белого дома по поводу влияния войны на предвыборную кампанию побуждает к все большей осторожности относительно объема поддержки, которую можно предложить Киеву.

Американская нерешительность контрастирует с изменением взглядов в Европе, где за последние месяцы все больше лидеров склоняются к мнению, что Украина должна победить в конфликте, а Россия проиграть, чтобы обеспечить безопасность континента. Но у европейских военных нет достаточных ресурсов, чтобы предоставить Украине все необходимое для вытеснения российских войск с примерно 20% территории страны, которую они контролируют. Европейские лидеры также вряд ли значительно увеличат поддержку Киева, если почувствуют нежелание США, говорят западные дипломаты.

Читайте также: Зеленский: Что такое победа и конец войны? Ответ зависит от того, что человек потерял

«Смена трансатлантических политических ветров, на которую указывала напряженность в отношениях между президентом Владимиром Зеленским и чиновниками США на саммите НАТО в Вильнюсе, произошла на фоне того, что долгожданное наступление Украины кажется зашедшим в тупик. Неспособность Киева продвинуться вперед убедила многих западных военных обозревателей в том, что украинским войскам нужно больше тренироваться и учиться сложным военным маневрам, иметь более мощную противовоздушную оборону и гораздо больше бронетехники», - пишет издание.

Армия России тем временем борется с низким моральным духом из-за истощения, плохого обеспечения и междоусобицы среди российских лидеров, о чем говорят данные украинской и западной разведки. Россия, похоже, не может перехватить инициативу и атаковать украинские позиции, но ее силы остаются достаточно мощными, чтобы удерживать сотни километров укреплений, а также держать на расстоянии украинские войска с помощью большого количества самолетов.

Украина ведет наступление на российские позиции, где у врага были месяцы, чтобы построить мощную оборону, включающую минные поля, заграждения и бункеры. Западная военная доктрина утверждает, что для наступления при таких обстоятельствах атакующая армия должна иметь по меньшей мере втрое большее численное преимущество и использовать хорошо скоординированное сочетание воздушных и наземных сил. Войскам Киева не хватает массы, подготовки и ресурсов, чтобы следовать этим рекомендациям.

«Украина действительно должна иметь возможность увеличить масштабы и синхронизировать военные операции, если она хочет прорвать российскую оборону», – сказал независимый военный аналитик Франц-Штефан Гади, недавно посетивший украинскую линию фронта.

По словам Гади, Украина атакует последовательно, с артиллерийскими обстрелами, за которыми следует наступление пехоты на уровне роты. По его словам, эта тактика «часто предупреждает россиян, что их атакуют».

Маломасштабный подход, который командирам легче организовать, чем продвижение сухопутных войск под прикрытием артиллерии, создает определенные проблемы, например снижение мобильности. Безопасный вывоз раненых солдат с фронта и подвоз свежих боеприпасов сложнее организовать на уровне роты, так как медицинский и логистический корпус менее защищены.

Читайте также: Пусть боится Россия! — американский сенатор призвал администрацию не бояться эскалации

Проведение синхронизированных широкомасштабных атак является сложной задачей для любых вооруженных сил, даже для западных, имеющих большее и лучшее оборудование, чем Украина. Потому что объединить огромное количество наземных и воздушных войск в быстром, жестоком «балете» фронтального штурма очень сложно. Ни одна западная армия также не будет пытаться прорвать укрепленную оборону без контроля над небом.

« Америка никогда бы не попыталась разгромить подготовленную оборону без преимущества в воздухе, но у украинцев нет преимущества в небе. Невозможно переоценить, насколько важно такое преимущество для ведения наземной битвы за разумную цену потерь», – сказал Джон Нагл, подполковник армии США в отставке, являющийся доцентом кафедры ведения боевых действий в Военном колледже армии США.

Украина надеялась найти слабые места в российских укреплениях, прорваться сквозь них и вызвать такой же хаос во вражеских рядах, какого ее войска достигли в прошлом году. Неожиданно плотные минные поля замедлили первоначальное наступление украинских войск, сделав их уязвимыми к ударам российской авиации и ракет.

Особенно опасными оказались российские беспилотники и боевые вертолеты, в частности ударные Ка-52 «Аллигатор». Ка-52 могут оставаться далеко за линией фронта и полагаться на данные наводки от беспилотников-разведчиков, сканирующих фронт. Их ракеты «Вихрь» с лазерной наводкой имеют дальность полета около 8 километров, что более чем вдвое превышает дальность любых переносных зенитных ракет, имеющихся на вооружении Украины.

Аналитики Министерства обороны США знали в начале этого года, что украинские войска на передовой будут бороться против российских воздушных атак. В засекреченной февральской оценке Пентагона, которую, как утверждается, слил военнослужащий Национальной гвардии Джек Тейшейра, говорилось о мизерном количестве оружия в руках украинцев, способного поражать самолеты на большом расстоянии, и указывалось на риск «неспособности предотвратить российское превосходство в воздухе».

Киеву нужно больше систем Patriot и Gepard, которые можно было бы развернуть поблизости от линии фронта. Но и эти системы тоже уязвимы для атак российских беспилотников. Недостаточное количество украинских средств ПВО и зенитного оружия позволило России доминировать в небе на большей части фронта.

«Россияне теперь могут лучше использовать свои авиационные средства. Россия не имеет преимущества в воздухе над всей Украиной, но с точки зрения обороны она находится в гораздо лучшем положении», – сказал старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований Дуглас Барри.

Противодействие российской авиации является основной причиной того, что Зеленский и его команда месяцами лоббировали в Вашингтоне и европейских столицах поставку истребителей F-16. Военно-воздушные силы Украины довольно небольшие, они состоят из самолетов и вертолетов советского производства.

Читайте также: Украина может получить F-16 до конца года - Кирби

F-16 – современные, но не самые новые американские истребители – могут представлять достаточную угрозу для российских самолетов, чтобы быть менее опасными для украинских сухопутных войск и гражданской инфраструктуры, – считают сторонники предоставления этих самолетов.

Украинские пилоты и механики готовятся учиться летать и обслуживать сложные самолеты с помощью коалиции не менее 10 европейских стран. Но Байден еще не дал необходимого разрешения на поставку F-16 в Украину, а отладка цепей обеспечения для поддержки и ремонта займет месяцы. Аналитики считают, что F-16 могут появиться на поле боя, вероятно, в начале следующего года. Если Украина получит эти самолеты, их влияние на боевые действия зависит от многих факторов, включая количество поставленных самолетов, сложность их бортового оборудования и систем вооружения.