Первая группа из 6 украинских пилотов не завершит обучение на американских истребителях F-16 до следующего лета. Причина в ряде задержек со стороны западных партнеров в реализации программы подготовки.
Об этом пишет Washington Post, добавляя, что этот график отражает разрыв между взглядами сторонников Украины, считающих F-16 ключевым инструментом долгосрочной обороны страны, и Києва, отчаянно требующего, чтобы истребители как можно скорее появились на поле боя. Украинская сторона считает их критически важными для нынешней борьбы с оккупационными войсками России.
Президент Джо Байден больше года отвергал украинские просьбы о предоставлении F-16, но затем в мае изменил свою позицию и заявил, что поддерживает идею обучения украинских пилотов на этих самолетах. Его администрация также поддержала другие страны, которые проявили готовность передать самолеты. Дания и Нидерланды согласились возглавить процесс обучения, что породило надежду в Киеве на то, что F-16 будут защищать воздушное пространство Украины уже в сентябре.
«Но после того, как начало учений несколько раз переносили, Украине, вероятно, придется прожить еще один год без истребителей, которые, по прогнозам чиновников в Киеве, обеспечили бы значительное военное преимущество в условиях медленного контрнаступления и помогли бы лучше защитить гражданское население от регулярных ракетных ударов и ударов беспилотников со стороны России», – пишет издание.
Беспокойство украинских чиновников подчеркивает постоянную напряженность в отношениях между Киевом и его сторонниками относительно того, как лучше обеспечить Украину возможностями для достижения успеха в борьбе против гораздо большей и лучше вооруженной армии России. Это также подчеркивает разногласия во взглядах даже среди союзников Украины. Поскольку небольшая группа европейских стран настаивает на предоставлении Украине максимальных возможностей для обороны, а администрация Байдена, остающаяся самым большим донором военной техники, осторожно взвешивает каждый последующий шаг.
По словам двух украинских чиновников, всего 6 пилотов - примерно половина эскадрильи - пройдут первый раунд подготовки. Еще два пилота были определены как резервные кандидаты.
«Хотя пилоты уже свободно владеют английским языком, по словам чиновников, они должны сначала пройти четырехмесячные курсы английского языка в Британии, чтобы изучить терминологию, связанную с истребителями. Одновременно обучение будет проходить наземный персонал, который может хуже владеть английским. По словам украинских чиновников, Дания хочет обучать сразу целые экипажи, а не только пилотов», – пишет Washington Post.
Это отодвигает начало боевой подготовки на январь и она продлится 6 месяцев. Вторая группа из примерно такого же количества пилотов будет готова через 6 месяцев после этого, то есть примерно до конца следующего года.
«Это называется затягиванием», – сказал один из украинских чиновников. Оба украинских чиновника сказали, что не хотели бы слишком критиковать своих американских и европейских партнеров, боясь показаться неблагодарными.
Еще 20 украинских пилотов готовы к началу изучения английского языка, сообщили американские чиновники, добавив, что большинство лучших украинских пилотов, как ожидается, останутся в Украине, где они совершают вылеты на самолетах советской разработки и стреляют французскими ракетами SCALP и британскими Storm Shadow.
Бригадный генерал Сергей Голубцов, начальник авиации Воздушных сил Вооруженных сил Украины, рассказал The Washington Post, что в перерывах между вылетами украинские пилоты в течение последнего года проходили курсы английского языка в Интернете.
«Для летного и наземного персонала будет проведена дополнительная специализированная подготовка по терминологии, необходимой для обучения на F-16. В Украине не было возможности обучать пилотов и другой персонал этой терминологии из-за отсутствия опыта работы с ней», – сказал Голубцов.
Он добавил, что поскольку отобранные пилоты уже имеют высокий уровень базового английского, изучение дополнительной терминологии «не займет много времени». Представитель Министерства обороны Нидерландов подполковник Марк ван де Бик сказал, что ключевой проблемой остается нехватка инструкторов по обучению на F-16 в Европе. Нидерланды, к примеру, находятся в процессе перехода на более современный F-35.
«Чтобы научить пилотов истребителей, вам и самим нужны пилоты истребителей. Это дорого стоит, и таких возможностей у малых стран уже не так много», – объяснил Вен де Бик.
Он подчеркнул, что научить кого-то управлять F-16 в бою - это сложная задача, которая должна выполняться шаг за шагом. Он сравнил это с обучением вождению: сначала «вы учитесь ездить по парковке». Но умения поднять F-16 в небо для тренировки, сравнимое с такой ездой по парковке, будет недостаточно для ведения боя. Украинские чиновники удивляются, почему США не хотят участвовать в подготовке украинских пилотов. Ведь у них гораздо больше инструкторов. К примеру, обучение можно было бы провести на авиабазе Люк в Аризоне, где более 400 американских пилотов ежегодно учатся управлять F-16. И программа подготовки там продолжается 7 месяцев.
Американские чиновники, между тем, говорят, что Украина на сегодняшний день представила всего 8 пилотов. Один из собеседников сообщил, что администрация Байдена только недавно получила список имен пилотов.
"У Украины есть лишь несколько пилотов, которые готовы начать обучение, и еще около двух десятков, как они нам сообщили, нуждаются в дополнительной подготовке по английскому языку, прежде чем пилоты смогут двигаться вперед", - сказал американский чиновник.
Эти небольшие цифры вызвали в Вашингтоне вопрос о том, готов ли Киев запустить такую амбициозную программу в разгар экзистенциальной борьбы. Хотя администрация заявила, что быстро одобрит передачу истребителей Украине странами-партнерами, как только эти соглашения будут готовы, как того требует американское законодательство, она не дала никаких сигналов о том, будет ли она потенциально проводить тренировки пилотов F-16 на американской территории позже.
Великобритания, не летающая на F-16, планирует обеспечить наземную подготовку и начальную летную подготовку украинских пилотов, закладывая основу для более специализированных тренировок, которые будут проводить Нидерланды и Дания.
В свою очередь, британское правительство предложило обучать украинских пилотов на двухмоторном истребителе Typhoon, который используют Королевские военно-воздушные силы. Но Киев сделал выбор в пользу самолета F-16. Как и США, британское правительство рассматривает F-16 как часть долгосрочных усилий по развитию военного могущества Украины.
Хотя боевая подготовка опытных украинских пилотов, как ожидается, займет шесть месяцев, западные союзники предложили отдельную программу для новичков, которая потребует более 2 лет обучения, включая уроки английского языка.